Агора / Agora
Действие фильма происходит в Египте на пересечении 4-го и 5-го веков нашего тысячелетия. Дочь директора городской Александрийской библиотеки Гипатия мечется между любовью к двум мужчинам: рабу Давусу и политику Оресу, которые также готовы положить свои жизни к ее ногам.
Гипатия не любит мирскую суету, предпочитая ей занятия точными науками. Перед ее мудростью преклоняются мудрецы и правители. Прекрасная женщина старается не участвовать в межрелигиозных распрях, но, в конце концов, именно они ее и губят... © tvcok.ru
- Гипатия, как считается, изобрела ареометр - прибор для измерения плотности жидкости. Ее имя нанесено на карту Луны.
- Режиссёрская версия фильма, представленная на Каннском кинофестивале, имеет хронометраж 141 мин.
- «Агора» финансировалась при поддержке испанской телестудии Sogecable, а ее бюджет составил 73 миллиона долларов. Фильм был показан вне конкурса на Каннском Кинофестивале в мае 2009 года.
- Вокруг картины «Агора» разыгралась нешуточная полемика. Религиозное антидиффамационное общество (Religious Anti-Defamation Observatory) обвинило режиссера в «поощрении ненависти к христианству и укреплении ложных клише о католической церкви». Хотя режиссер хотел заострить внимание зрителя не на духовности и религиозности, а на персонаже Ипатии. Она оказалась единственной атеисткой в этом надуманном толпой религиозном мире. Она никогда не идет на сделки с собственной совестью ради личной выгоды. Ее вера в разум и интеллектуальную свободу непоколебима.
- Алехандро Аменабар и Матео Хил умело показали в своей работе, что судьба каждого персонажа написана с самого начала. Так же, как история, в летописях которой ненависть и властолюбие являются противоправными инструментами во имя защиты одной, бесспорной истины.
- В Испании в 2009 году этот фильм стал самым кассовым, собрав свыше 10,3 миллиона долларов в течение четырех дней с момента его премьеры 9 октября. К 1 декабря картина собрала более 32,3 миллиона долларов.
Награды и кинопремии
Кинопремия «European Film Award 2010»
Номинации: Приз зрительских симпатий за лучший фильм
Кинопремия «24-я церемония вручения премии «Гойя» 2010»
Победитель в номинации:
Лучший оригинальный сценарий
Лучшая работа оператора
Лучшая работа художника по костюмам
Лучшие спецэффекты
Лучшая работа художника-постановщика
Лучшее руководство производством
Лучшее руководство производством
Номинации:
Лучший фильм
Лучшая женская роль
Лучший режиссер - Алехандро Аменабар
Лучший звук
Лучший монтаж
Лучший оригинальный саундтрек
Альтернативное описание: Мир пятого века нашей эры. Великая история о жизни, страстной любви и трагической гибели прекраснейшей Гипатии, женщины, которая была первой представительницей своего рода, что сумела взыскать признание женщины-ученого - прекрасного философа, гениального математика и астронома. Пред её знаниями преклонялись самые признанные мудрецы того времени, послушать её лекции приходили тысячи людей, она сумела предвосхитить открытия великих Галилея и Коперника, к её советам прислушивались правители, а её красота разбивала сердца великих мира сего... © Fast-Torrent.ru
Альтернативное описание 2: Действие происходит в Александрии (Египет), в конце эпохи Римской Империи. Христианство набирает популярность и, опираясь на низы общества, становится политической силой. В это переломное время живёт философ, математик и астроном Гипатия, имеющая большое влияние на умы правителей...
Боги, которых мы выбираем
Я ждала этот фильм по многим причинам: во-первых, я уважаю то, что делает в кинематографе Алехандро Аменабар, и мне нравится актриса Рейчел Вайс; во-вторых, я давно интересуюсь историей Античности и Средневековья; в-третьих, я знала о судьбе Гипатии Александрийской задолго до этого фильма. Мне было очень интересно, что же получится и совпадет ли мое видение с видением авторов. Я ждала хорошего, качественного, вдумчивого кино, не боящегося затрагивать болезненные темы. И я его увидела.
С самого начала было очевидно, что этот фильм подвергнут обструкции в христианских кругах и странах, как уже случалось с «Последним искушением Христа» или «Кодом да Винчи». Но если оба эти фильма построены на мифологизированном, сочиненном сюжете, то «Агора» - это реальные события, произошедшие в Александрии на заре христианской эры. И поэтому для многих картина стала кривым зеркалом, в которое не очень-то приятно заглянуть.
На самом деле, Аменабар рассказал зрителям в своем фильме две истории: одна - сиюминутная - жизнь человека, женщины, философа, короткая человеческая жизнь, память о которой осталась лишь в сердцах близких ей людей и на паре страниц учебника; другая - вечная, общечеловеческая, общеисторическая - о том, как и каких богов человечество себе выбирает.
Как рождается новая религия? Всегда есть один человек - называться он может как угодно: шаман, мессия, пророк - который начинает говорить другим о том, как устроен мир, кто в нем главный, и что надо делать, чтобы в этом мире преуспеть. И на начальном этапе зарождения религии люди сами решают - верить этому человеку или нет, нравится ли им такая картина мира, совпадает ли с их внутренним мироощущением.
По мере того, как число адептов новой религии ширится, она начинает причинять неудобства более древним конфессиям, лишая их паствы. Из этого следуют гонения и репрессии, зачастую заканчивающиеся смертью вдохновителя новой веры. На этом этапе, собственно, многие верования и умирают, но наиболее жизнеспособные выживают, обзаведясь мученическим ореолом, привлекающим в конечном итоге дополнительных сторонников.
И тогда количество адептов переводит то, что изначально было вероучением, в новое качество - общественно-политическое. По сути, верующие становятся партией, силой, которую правители хотят использовать и с которой вынуждены считаться. На этом нравственная и мученическая ипостась любой религии заканчивается, потому что политика не совместима с моралью. Начинается новый виток развития - проповедование новой религии становится все более агрессивным, вчерашние агнцы становятся волками, вера насаждается уже насилием, доходит до меча. Собственно именно этот этап и показал нам Аменабар на примере христианства.
В чем секрет популярности, распространенности любой религии в противовес философии? Философия задает вопросы, религия - дает ответы. И аксиомой является то, что большинству людей легче принять готовые варианты ответов, чем искать самому.
Не случайно Греция стала родиной философии. Слишком любопытные, чтобы что-то отвергать, и слишком гордые, чтобы подчиняться, греки во всем стремились к гармонии - их боги наделены божественными достоинствами и человеческими недостатками. Однако, эллинская модель мира в большей степени была нацелена не на то, чтобы низвести богов до уровня человека, а скорее наоборот - стремилась поднять человека до уровня богов. Отсюда науки, отсюда невиданный взлет искусства и ремесел. Скульпторы ваяли богов в образе простых людей не потому, что не могли придумать ничего другого, а потому что хотели показать - человек божественно прекрасен.
В отличие от эллинских вероучений христианство предлагает конфликтную модель мира - только черное и белое, никаких полутонов. С античными богами можно было договориться, их можно было даже обмануть, христианского бога - нет. Ничто не укроется от его ока, единственный шанс попасть в царствие небесное - праведная жизнь, соблюдение заветов божьих. Рим принял христианство, как только понял, что оно полностью соответствует строению империи: тотальная власть императора на земле и единого бога на небе. Десять заповедей поощряли народ именно к тому, чего желала и сама власть - спокойствию и покорности в ожидании лучшей, загробной жизни. Именно такой должна была быть религия, призванная объединить и успокоить бурлящую империю.
Не секрет, что изначально христианство было религией «низов». «Верхи» принимали его либо в пику развращенности официального Рима, либо, уже позднее, из политических соображений. Что же касается людей образованных, то мало кого из них можно назвать христианином в полном смысле этого слова. Принимая те гуманные ценности, что несет в себе учение Христа, мало-мальски здравомыслящие люди уже тогда не воспринимали всерьез рождение от девственницы, воскресение после смерти, превращение воды в вино и тому подобное - ведь точно такими «чудесами» могли похвастаться с полсотни древних ближневосточных богов.
В силу этих двух обстоятельств непреодолимой силы - малообразованности верующих и прорех в самом учении, христианство неизбежно проиграло диспут философии.
Большинству из нас невыносимо сознавать, что кто-то другой умнее, красивее или успешнее. Лишь немногие способны спросить - что я могу сделать, чтобы стать таким же? Чаще реакцией становится злость. Но еще хуже, когда человек попытался, и у него не получилось превзойти объект своей зависти. Что делать с соперником, которого не можешь победить? Только уничтожить физически.
Каждая религия проходит пик расцвета, когда ее именем создается прекрасное, когда она становится стержнем общества. Как и в любом другом явлении, в самой религии заложены основы ее успеха и причины падения. Потом появляется новый мессия - и круг замыкается, все повторяется с начала.
Смысл этого фильма вовсе не в том, что христиане - плохие. Он в том, что лучшие из людей все же не боги, а худшие - намного хуже зверей. Прикрываясь красивыми идеями, мы слишком часто творим неописуемую мерзость. Душа человека именно «потемки», и единственная дорога к свету - не поиск самой правильной религии, а осознание своих пороков, ибо это первый шаг к излечению.
Dio280
391 г. н. э., Александрия. Мир изменился навсегда.
Фильм Алехандро Аменабара о закате и падении Римской империи, о конце света, то есть - о приходе христианства в Александрию и разрушении древнего мира был снят за средние по голливудским меркам и безумные по европейским деньги, и в рамки пеплума вписывается очень формально. То есть там вместо эпохальных битв - уличная резня по большей части, любовную линию заменяет ситуация «они любят ее, а она любит науку», ну и сильно любимая в 50х-60х годах линия облагораживания язычников идеями христианства вывернута наизнанку.
История Гипатии Александрийской (Рэйчел Вайс), философа, ученого, тут служит скорее связующей нитью, чем основой всей драматургии фильма. Аменабара больше интересует, как с разрушением александрийской библиотеки перевернулся мир (буквально перевернулся, в его представлении, там очень красивые кадры с переворачивающейся камерой), чем как в Гипатию влюбляется ее раб Дав (Макс Мингелла) и ее ученик Орест (Оскар Айзек, будущий принц Джон у Ридли Скотта) и что из этого выходит. И это фильм не портит ничуть, наоборот, космический масштаб придает; в то время, как мир вокруг действительно рушится, Гипатию больше интересует, крутится ли земля, и периодические виды Земли из космоса только увеличивают разницу между сиюминутным и вечным.
«Агора», конечно, в глобальном плане о том, что всякая религия вообще - зло, но под раздачу тут попадает именно христианство, и попадает так, что всем крещеным при просмотре хоть немножко стыдно будет, надеюсь. Христиане тут - не просто фанатики, а именно такие фашиствующие экстремисты, как у нас любят, закатывая глаза, мусульман представлять. Грязные, мерзкие, нищие, которые ненавидят всех окружающих. Причем если поодиночке - то ничего, нормальные люди, а как собираются от двоих и больше - с ними разговаривать нельзя, это такая орущая масса, потерявшая человеческий облик. Фильм уже критикуют всякие группы правозащитников за «вызывание ненависти к христианству» - ну так помилуйте, историю нужно знать. Но и неудивительно, что в Италии это прокатывать не рискуют.
Фильм номинирован в 13 категориях испанского аналога Оскара, Goya Awards (в том числе лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая женская роль, лучший сценарий и лучшая музыка).
Очень зло, очень круто и очень сильно, по-моему.
10 из 10
ov20
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Показать большеКомментарии
|
От пользователя nik-nik58:
Смотрел фильм хороший.Советую посмотреть кто любит про старину и всякие там штучки в таком стиле
|
00:22 / 05.01.2013 |
|