Амадей / Amadeus
1781 год. Антонио Сальери успешно справляется с обязанностями придворного композитора при императоре Иосифе II. Когда же при дворе появляется Моцарт, Сальери к своему ужасу обнаруживает, что божественный музыкальный дар, которым он так желает обладать, был отпущен какому-то непристойному, проказливому шуту. Ослепленный завистью, он замышляет во что бы то ни стало уничтожить Моцарта…
- Вольфганг Амадей Моцарт умер в нищете и был погребен в могиле для бедняков на венском кладбище Св. Марка. Спустя много лет могилу пытались найти, но безрезультатно.
- История, расказанная в фильме, в достаточной степени является вымышленной. На деле Сальери в свое время был гораздо более популярен, чем Моцарт, и пользовался вполне заслуженным уважением. Шуберт, например, даже посвятил ему одно из своих произведений. А среди учеников композитора числятся Бетховен и Лист. Но с руки Пушкина массами бедолага Сальери стал восприниматься как негодяй и завистливый монстр. К слову сказать, вина Сальери так никогда и не была доказана, и единственным свидетельством против него может служить самообвинение, сделанное на склоне лет в состоянии психического помешательства. От этого и отталкивается Форман.
- На роль Моцарта пробовался Мел Гибсон.
- Опера «Дон Жуан» в фильме снималась на той же сцене, где впервые была поставлена.
- В одной из сцен фильма Моцарт называет Глюка «нагоняющим скуку» и говорит «Мне он не нравится» о Генделе. На деле и Глюк, и Гендель были одними из любимых композиторов Моцарта.
- Человек в черном в фильме заказывает Моцарту реквием зимой. На деле была середина лета.
- Коммунистическая Прага с практически отсутствующим наличием современных ТВ-антенн, пластика и асфальта оказалась идеальной заменой для съемок Вены.
- Для съемок было построено всего четыре декорации: палата Сальери, квартира Моцарта, лестничный марш и театр водевиля. Все остальное снималось на натуре.
- Пьеса, которая легла в основу фильма, впервые была сыграна 2 ноября 1979 года на сцене Национального Театра в Лондоне.
- Концепция раздражающего смеха Моцарта была взята из писем его современников. Один из них описывал его смех, как «заразительное легкомыслие», в то время, как другой сравнивал его со скрипом металла по стеклу.
- Том Халс практиковался в игре на фортепиано по четыре часа в день, чтобы выглядеть убедительно.
- Церемония награждения премией «Оскар» 1985 года проходила в Лос-Анджелесе 25 марта. В финале, для вручения награды за лучший фильм года на сцену поднялся престарелый Лоуренс Оливье, он был настолько взволнован, что вместо обьявления номинантов просто прочитал: «Это «Амадей». Чиновник Академии поднялся на сцену, чтобы проверить, не ошибся ли Оливье и убедившись, что всё в порядке, сигнализировал об этом.
- Том Халс родился 6 декабря. Его герой Моцарт умер 5 декабря.
- Имя Амадей при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, греч. Theophilus, что значит «возлюбленный Богом».
- В одной из сцен Моцарт присутствует на первой аудиенции у императора Иосифа II, который играет марш, специально написанный Сальери. В конце сцены Моцарт играет этот же марш и решает «улучшить» его. Последний вариант, который он сыграл, является на самом деле мотивом известной арии «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный» («Non piu andrai») из оперы Моцарта «Женитьба Фигаро» («Le nozze di Figaro»).
3 премии «Давид» Донателло» - за лучший иностранный фильм в Италии, лучшему иностранному режиссёру и актёру (Том Халс), 2 «Серебряных ленты» в Италии лучшему иностранному режиссёру и актёру (Том Халс), «Аманда» за лучшую иностранную картину в Норвегии, «Роберт» за лучший иностранный фильм в Дании, «Юсси» в Финляндии лучшему иностранному кинематографисту (Милош Форман), премия Японской киноакадемии и приз «Кинема дзюнпо» за лучшую иностранную ленту в Японии в 1985 году
Британская академия, 1986 год
Победитель:
Лучшая работа оператора
Лучший звук
Лучший монтаж
Лучший грим
Номинации:
Лучший фильм
Лучшая мужская роль (Ф. Мюррэй Абрахам)
Лучший адаптированный сценарий
Лучшие костюмы
Лучшая работа художника-постановщика
Оскар, 1985 год
Победитель:
Лучший фильм
Лучшая мужская роль (Ф. Мюррэй Абрахам)
Лучший режиссер (Милош Форман)
Лучший адаптированный сценарий
Лучшие декорации
Лучшие костюмы
Лучший звук
Лучший грим
Номинации:
Лучшая мужская роль (Том Халс)
Лучшая работа оператора
Лучший монтаж
Золотой глобус, 1985 год
Победитель:
Лучший фильм (драма)
Лучшая мужская роль (драма) (Ф. Мюррэй Абрахам)
Лучший режиссер (Милош Форман)
Лучший сценарий
Номинации:
Лучшая мужская роль (драма) (Том Халс)
Лучшая мужская роль второго плана (Джеффри Джонс)
Сезар, 1985 год
Победитель: Лучший фильм на иностранном языке
В 1781 году, человек с небезызвестным именем - Антонио Сальери, очень успешно справляется с возложенными на него обязанностями первого придворного музыкального композитора при Императоре Иосифе II. Однако, вскоре, при дворе объявляется Моцарт, и Сальери с досадой понимает, что гениальный музыкальный дар, которым он всю жизнь желал обладать, принадлежит какому-то, непристойному шуту. Ослепленный своей завистью, Сальери решает уничтожить нового любимчика Императора, чего бы ему это не стоило... © Fast-Torrent.ru
Форман хрестоматийный режиссер, согласно энциклопедии, посвятивший своё творчество исследованию границ человеческой свободы. И «Амадей» не стал исключением.
Взяв за основу классический поэтический сюжет, автор обрабатывает его под себя.
Моцарт, по Форману, абсолютно свободный человек, но его свобода - не бунт против общества. Он просто не знает, что свободы может не быть. Точно так, как об этом не знают птахи небесные, до поры, конечно. В окружающем его обществе Моцарт единственный нонконформист со всеми вытекающими. Отвратительные манеры, путается с певичками, «гуляет» с чернью. Вот не надо бы этого всего. То есть пускай будет, но по-тихому, чтоб Вена это не обсуждала. И с властью надо бы поучтивее и пожалобнее, власть это любит. Моцарт, безусловно, убогий, т. к. не понимает элементарных вещей: цель жизни - застолбить своё место под солнцем, обустроить его, обезопасить и оборонять от тех, кто посягнет. И до тех пор, пока он этого не поймет, в его повседневной жизни всё будет так, как оно есть, и еще хуже. Только он этого не поймёт.
Моцарт, безусловно, умён, т. к., несмотря ни на что, делает лишь то, что считает нужным: ни одна живая душа не может заставить его заниматься ерундой. Моцарт, по Форману, обладает умом и волей, которые не дают его сломать, сделать чьим бы то ни было придворным. Просто нет обычных внешних атрибутов волевого человека - развитых надбровных дуг, соответствующего подбородка. Зато есть природная неконфликтность и небоязнь прослыть шутом - а эту роскошь может себе позволить лишь умный цельный человек. Зато есть непрерывный творческий процесс: душа настроена на некую волну, преобразует её в звуки музыки, которые всегда и везде сопровождают Моцарта. Но он - не божественный фонограф, он - реализатор божьего промысла, поэтому так часто отсутствующий взгляд, неуместная сосредоточенность и даже раздражающий истерический смех его звучит, скорее, как извинение за это внезапное отсутствие, как заполнение пауз, как подтверждение присутствия его тела в заданной точке пространства в данный отрезок времени. Конфликт свободной никому не подотчетной души и требующего внимания к себе тела.
Вот его антипод - это другая история.
Сальери - это схема гармонично развитой бесконфликтной личности, сугубо положительный персонаж.
Он всю свою жизнь обустраивал свою жизнь и достиг всего благодаря только собственным усилиям - чем не пример для подражания. И с богом уже давно у него установлены договорные отношения, и с императором он ведет себя почти как равный, но очень, очень корректно. Сальери неуязвим, но, дойдя до середины жизненного пути, ищет обоснования своему существованию. С одной стороны, он доволен собой, своим нынешним статусом, с другой, - ему бы мелодию, хотя бы одну - божественную. И не ради славы, ведь славы у него достаточно. Ему бы самому себе доказать, что всё не зря.
В фильме уже сумасшедший Сальери утверждает, что именно он - причина гибели Моцарта, главное действующее лицо в этой истории. То есть литературная история списана со слов дряхлого безумца? Вряд ли.
Скорее, это Бог отвечает на последнюю мольбу безумного старика - создает в памяти людей бессмертный символ злого гения Сальери.
Очень высокое качество реализации авторского замысла.
denis_sp
Оскар 1985
История запоминает имена, события, трагедии, болезни... История теряет факты, до такой степени, что одной монетки найденной в одном месте достаточно для подтверждения мнений, что месту этому 1000 лет. История Сальери и Моцарта была обречена, обрасти ложными версиями и смелыми вариантами, благодаря Голливуду, т. е. простите, благодаря лучшему другу школьников 5-7 классов, А. С. Пушкину, история превратила их во врагов.
Не были они врагами, даже музыку вместе писали (Википедия вам в помощь), однако истории выгодно противопоставить две уникальные личности одной эпохи, особенно такого масштаба как Моцарт, особенно когда сам Пушкин придумал ему завистника и тайного врага, особенно, когда тайна окутывает смерть Моцарта. Ну не было тогда тех, кто мог установить причины смерти и сохранить медицинское заключение, да и в Вене земли мало тратить её на индивидуальную могилу каждому великому композитору.
А потом пришёл Милош Форман. Решил поставить фильм о Моцарте и Сальери, решил не писать титр «основано на реальных событиях», решился и получил режиссёрский Оскар. Снова. Не стал обманывать зрителя, как недавнее «18-14», где тоже историческая подоплека времен и дней отца вражды Моцарта и Сальери А. С. Пушкина в лицее. Сравнивать «18-14» с «Амадеем» конечно нельзя, тем более «18-14» я смотреть не стал и не буду, а вот «Амадея» наконец-то удалось.
Притом режиссёрскую версию, а она идёт 3 часа, примерно минут на 20 длиннее театральной, жестоко, кажется смотреть 3-х часовую эпопею без батальных сражений и поисков колец разных. Однако Форман противопоставляет два ума, а оружиями им дает музыкальные произведения, не зря же саундтрек одна из сильнейших сторон фильма. Да и человеческого противостояния Форману мало оказалось, он противопоставляет ничтожного человека и Бога, ну вы знаете, Моцарт талант от Бога, его ещё в детстве так называли.
Откуда же ему было знать, что в жизни ему повстречается другой сильный композитор Сальери, а, знай, как их судьбы переплетёт Голливуд, ну, т. е. Пушкин он бы и музыкой заниматься не стал, пошёл бы в художники, а то и в короли-императоры. Император Австрийский в фильме вообще красочное дополнение к сюжету и декорациям (не зря же декорации одна из сильнейших сторон фильма). Иосиф II любил коротать время в театре, вот Джеффри Джонс и создал такой забавный персонаж, который по ходу фильма не имея многочисленных и продолжительных сцен, все равно остается в памяти.
Конечно не как киношные Сальери и Моцарт, Ф. Мюррей Абрахам (а что значит Ф?) и Том Халс соответственно. Такая яркая актёрская игра обоих просто поражает, серьезный и с хитринкой Сальери получает отличное дополнение в виде легкомысленного и веселого Моцарта, однако характер и душевное состояние Моцарта меняется по ходу фильма, и Халс с легкостью улавливает эти веяния, что и демонстрирует на экране. Не зря же актёрские работы, одна из сильнейших сторон фильма.
Правда Форман, построив свой фильм вокруг тайной зависти и ненависти Сальери к Моцарту, сам не забывает подогревать интриги и коварства, удачно вырезая ножницами, лишние приготовления к операм и разговоры в кадре. Он интригует со зрителем, тут же показывая завершения трудов Моцарта над очередными операми, большой план Сальери и дальше актёрская игра Абрахама, который самостоятельно изображает душевное состояние своего героя. Да так что с легкостью понимаешь, вот тут Сальери сидит в своей ложе восхищается Моцартом, а признать этого боится, и сразу же коварные глаза Абрахама свидетельствующие, что данная клятва должна быть осуществлена.
Клялся он по ходу фильма неоднократно, просил Бога сделать его музыкантом, и Бог услышал его, забрав себе отца Сальери. Клялся Богу, что его музыка всегда будет для Бога, что он будет верным рабом и всё такое. Пока не пришёл Моцарт, и не спровоцировал тем самым вражду Сальери с Богом, сожжение креста и обет убить божественную музыку Моцарта. Чем дальше шёл Сальери Формана, тем хуже становилось Моцарту Формана, Сальери может, и успокоился бы, однако «Реквием» Моцарта заставил его признать сквозь зубы, что Моцарт лучший из лучших...
Однако завистник в кино и в литературе, в жизни Сальери был композитором не хуже, один факт того, что был придворным композитором императора искренне любящего классическую музыку, это подтверждает, но вот беда Сальери, что история его имя сделало синонимом слова завистник. Врагу не пожелаешь, оставить своё имя в веках таким, что делать, спасибо Пушкину.
Форман не делал байопик, Форман сделал большое кино, не дающее зрителю за 3 часа зевнуть более 1-3 раз, все-таки надо признать, режиссура сильнейшая сторона фильма.
VasekVVV
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.