Бен-Гур / Ben-Hur
Действие фильма начинается в Палестине в 26 году от Рождества Христова. Два друга, иудей Бен Гур и римлянин Мессала, встречаются после долгой разлуки взрослыми людьми и понимают, что дружба уже невозможна…
«Бен-Гур» (Ben-Hur) - эпический кинофильм («пеплум ») режиссёра Уильяма Уайлера, снятый по роману американского писателя Лью Уоллеса. Премьера состоялась в Нью-Йорке 18 ноября 1959 года. Фильм завоевал рекордные для своего времени 11 премий «Оскар ».
Премии
Картина получила 11 «Оскаров» в следующих номинациях:
лучший фильм
лучший режиссёр - Уильям Уайлер
лучший актёр - Чарлтон Хестон
лучшая мужская роль второго плана - Хью Гриффит
лучшая операторская работа
лучший художник - Уильям А. Хорнинг
лучшие художники по костюмам
лучший звук
лучшие спецэффекты
лучший монтаж - Джон Даннинг, Ральф Уинтерс
лучший саундтрек для драматических/комедийных картин
По общему количеству наград с фильмом «Бен Гур» могут сравниться только 2 картины: «Титаник» (1997) режиссёра Джеймса Кэмерона и «Властелин колец: Возвращение короля» (2003) режиссёра Питера Джексона.
Помимо «Оскаров» фильм Уильяма Уайлера получил 5 премий «Золотой глобус» (лучший фильм, лучший режиссёр, лучшая мужская роль второго плана и специальная премия Эндрю Мартону за постановку сцены гонок на колесницах) и премию Британской академии кино и телевизионных искусств «BAFTA» за лучший фильм.
Интересные факты:
- «Бен-Гур» стал третьей экранизацией романа Лью Уоллеса. Предыдущие выходили в 1907 и 1925 годах.
- В СССР фильм не демонстрировался в связи с тем, что его сюжет привязан к событиям Нового Завета и впервые был продемонстрирован на русском языке лишь в 1994 году на телеканале НТВ.
- Этот фильм спас студию MGM от банкротства - при бюджете в 15 млн долл. он собрал по миру 70 млн долл.
- В массовке фильма приняло участие 50 тыс. человек (жители нескольких итальянских деревень), из них 15 тыс. только в гонках на колесницах.
- Для поддержания жизни массовки студия MGM выстроила специальные павильоны, где 5 тыс. статистов запросто могли пообедать за 20 минут.
- Итальянки прислали создателям фильма более 160 килограммов волос для изготовления париков и накладных бород.
- Для съёмок батальных сцен MGM хотела использовать точную копию римского корабля. Построенная лодка продержалась на воде лишь несколько минут. Первая же крошечная волна её перевернула. Съёмки пришлось проводить в специальном водоёме
- Чтобы превратить водоём с водой коричневатого цвета в настоящее Средиземное море, химическим путём воду окрасили в лазурный цвет. Каждый, кто во время сражения падал за борт, долгое время не мог отмыться.
- Создатели фильма пытались понять, как выглядел когда-то иерусалимский стадион. Разные археологи утверждали, что как римский, как финикийский, и что в Иерусалиме стадионы не существовали. Приняли решение сделать его таким же, как в фильме «Бен Гур» 1925 года.
- После съёмок все декорации были разрушены.
- В фильме нет ни одной законченной истории, взятой из Библии. Там есть две сцены, соответствующие некоторым историям, изложенным в Новом завете.
- В древней Иудее никогда не существовал титул «принца», который носит в фильме Иуда Бен Гур. Однако из источников известен знатный иудейский род Гуров, возможно, скифского или иранского происхождения (ср. имя знаменитого персидского царя V в. н. э. Бахрама (Варахрана) Гура, то есть «волка»). Древние скифы в VII в. до н. э. совершили поход в Палестину, основав там город Скифополис.
- В фильме нет ни одного достоверного факта из римской истории, кроме факта назначения Понтия Пилата прокуратором Иудеи. Представленное с таким размахом морское сражение римских кораблей Квинта Аррия (Джек Хокинс) с «македонскими галерами» не могло иметь места в 30-х годах I века нашей эры, потому что Македония к тому времени являлась провинцией Римской империи вот уже почти 200 лет.
- Сам Спаситель неоднократно появляется в фильме, однако, вплоть до сцены своего распятия на кресте, он ни разу не показывает своё лицо, и зрители видят его или со спины или сбоку.
Действия фильма разворачиваются на территории нынешней Палестины, в те времена, когда зарождалось христианство. Еврей Иуда Бен Гур и его друг детства римлянин по имени Мессала не виделись многие годы. И вот судьба снова свела их вместе, но жизнь сильно изменила тех, кто когда-то был друзьями. Бен Гур делает все, для того чтобы его народ получил свободу, Мессала же находится по другую сторону баррикад. Мессала предлагает Иуде предательство, обещая ему покровительство сильных мира сего, но для Иуды эта сделка неприемлема. Об этом он говорит Мессала, тем самым, навлекая на себя его гнев.
© Fast-Torrent.ru
Оскар 1960
Иуда Бен-Гур не предатель, и не убийца, он не терял голову при звонком звуке монет, он даже не рыжий. Иуда Бен-Гур патриот, человек с сильным характером и волей, человек кого судьба кидает из князей в грязи и наоборот, человек, чтящий семью и семейные ценности и мечтающий о свободе своего народа, словом американец. Настоящий, патриотичный, пусть и родившийся, по какому-то злому стечению обстоятельств, почти за два тысячелетия до создания США.
Вообще-то неудивительно, что у меня такие ассоциации, Голливуд способен человека с любым именем и прошлым обелить или уничтожить, он готов поднять его на высоты и выкинуть за пределы страны, во времена, когда они такое проделали с Чаплином, вышёл фильм «Бен-Гур», где сама судьба испытывала Иуду. Бен-Гур не просто был (шапочно) знаком с Иисусом, но даже не предавал его, а протянул чарку с водой, напоил уставшего и измотавшегося Христа в знак благодарности, за своё спасение. Иисус же взяв на себя все человеческие грехи, посмотрев мир, вернулся к себе, оставив человечество - вспоминать о нём в моменты трудности, церковь - зарабатывать на его имени, а крестик с его изображением сделать самым покупаемым символом в истории человечества.
Тогда же, почти 2 тысячелетия назад, у него были последователи, а ещё больше у него было врагов, и был Иуда, как известно его предавший, и был Иуда Бен-Гур, кем-то изложенный на бумаге и Уильямом Уайлером экранизированный. Помимо невероятной зрелищности, которой могут позавидовать современные блокбастеры, фильм больше рассказывает о том мире, который должен был спасти Иисус, о Римской Империи, как Империя Зла захватывающая мир, и о том, как Рим меняет людей.
Об Иисусе же затрагивается и вспоминается вскользь, за все умопомрачительные 212 минут фильма, его лицо так и не попадает в кадр, зато кадр берет крупным планом Римскую Империю, и то, как она влияет на судьбы людей Иудеи (Израиля по-нашему).
В 212 минут фильма входят неописуемое количество событий, главным образом жизнь Иуды Бен-Гура - счастливого жителя Иудеи, богатого и чтимого человека, друга Римского трибуна. Авторы фильма с самого начала акцентируют внимание на том, что Иуда не предатель, и вообще не способен предавать, первое же предложение его друга Мессалы касается возможного предательства Иудой людей Израиля, не желающих покоряться Риму. На что, разумеется, Иуда Бен-Гур «человек до мозга костей американец», отвечает отказом и оказывается в трюме галеры римского флота, за большим веслом.
Предательство друга детства не просто убивает в Иуде веру в человечество, но и приносит ему гнев и жажду отмщения, он клянется, вернуться и отомстить, христианство в тот период жизни Бен-Гура ещё не овладело Землей, и люди чтившие Бога все равно не гнушались идеями мести и предательства. Прошло 2 тысячелетия, христианская вера, вкупе с другими, учит людей быть смиренными и прощать, однако предательства, месть и другие грехи на каждом шагу, если за такое время религия не изменило человечество, в чём её прок? Правильно, люди церквей мечтают зарабатывать, пользуясь всему миру известной торговой маркой «Иисус Христос», интересно, что он сам на это скажет, вернись вновь на Землю?
Тогда же его рука спасла Иуду от жажды и верной смерти, его лик ослепил желание римского легионера лишить Иуду воды, его кровь принесла так необходимый Тревису из «Таксиста» спасительный дождь, он творил чудеса, спасал людские души и излечил человеческие недуги, и напоил Иуду.
Сам же Бен-Гур осуществлял самую первую американскую мечту: сменив рабство на галере, спася высокочтимого римлянина, он поднялся до высшего света, его нога ступала по Риму, его приветствовали Цезарь (он же Император, он же богоподобный из землян), Понтий Пилат и прекрасные римлянки, его кони рвали всех соперников в Колизеи. Только он как истинный патриот мечтал вернуться на родину и освободить её от римских захватчиков, и по ходу отомстить своему заклятому врагу Мессале.
Полвека назад Бен-Гур и не мог быть иным, и фильм о нём тоже не мог быть другим, Голливуд видел в нём своего гражданина, своего героя, а в Римской Империи все коммунистическое зло. Прошло 50 лет и теперь уже Римская Империя из фильма «Бен-Гур» ассоциируется с Америкой, также несла диким странам свои истинные идеи и правильные ценности, назначала своих наместников и не щадила предателей и бунтарей. «Бен-Гур» оказывается универсальный фильм.
А ещё очень качественный. Скачки на колесницах в Иерусалимском театре, где Бен-Гур параллельным курсом сражался с Месаллой, я считаю лучшим спортивным состязанием когда-либо изображенных на киноэкране. Такого накала и интриги, нет ни в одном боксерском поединке, автогонках или тех нарезках футбола, что иногда бывают в кино.
Помимо прочего «Бен-Гур» до сих пор остается рекордсменом по количеству Оскаров, этот рекорд не побит, но дважды повторён, когда будет третий?
Кроме того, актёрская работа Чарлтона Хестона хороша, такую ненависть на лице мало кто изображал, постарался и Стефен Бойд в роли Мессалы. Однако самый запоминающийся образ, у лауреата второпланого актерского Оскара, Хью Гриффита (помним же его в роли отца героини Одри Хепберн, в фильме «Как украсть миллион»), чей харизматичный персонаж добавляет картине долю необходимого юмора, и любовь его героя к лошадям не опошляется, умели же в 50-е снимать кино.
Мы часто отмечаем, что раньше кино ставили лучше, что актёры играли сильнее, сюжеты были новее, а режиссёры мудрее. Да оно так, но почему, задавался я вопросом, ответ в той плоскости, в которой современные фильмы оказаться не могут в силу насыщенности ими кинотеатров. Посчитайте сами, сколько старых фильмов в год вы смотрите, а сколько новых. Из старых ясное дело мы выбираем фильмы того же Уайлера, Орсона Уэллса, Чарльза Чаплина, Джорджа Кьюкора или Билли Уайлдера, но и тогда помимо них были и плохие режиссёры и это не только Эдвард Вуд-младший известный нам благодаря Тиму Бартону. Если бы мы регулярно смотрели старые фильмы не ставшие классикой, а оставшиеся в неизменном с тех пор качестве «плохого кино» мы бы тоже не стали говорить, мол, раньше все было лучше, как небо голубее, и трава зеленее.
Все познается в сравнении, и что тогда, что сейчас, исторические эпики и прочие пеплумы были далеки от исторической достоверности, и во главе угла ставили зрелищность, за счёт этого касса делается. Спустя 50 лет, из нашей эпохи, также останутся только лучшие фильмы, закрыв последующим поколениям, фильмы аля «увеболл», но, тем не менее, эта классика нашего времени, всего лишь станет дополнением к фильмам начала и середины ХХ века, когда на экраны выходил «Бен-Гур». Эпическая сага длиною в четыре часа, в жизнь, в тысячелетия...
VasekVVV
Эпический шедевр.
«Бен-Гур» - один из трех фильмов рекордсменов по количеству наград «Оскар», целых 11 золотых статуэток. Классическое историческое кино действие которого разворачивается в начале нашей эры, снятое с поистине эпическим размахом по книге Лью Уолласа. Тернистый жизненный путь иудея Иуды Бен-Гура от материального благополучия к духовному блаженству, через предательство, страдания, боль и успех. События фильма происходят на фоне новозаветной истории Спасителя Христа, и не смотря на то, что Библейским сюжетам в фильме отведены всего несколько минут, они играют огромную роль в становлении главного героя.
- Однажды ты спас мне жизнь.
- Это лучшее, что я когда-либо делал. (с)
Любой дружбе может прийти конец, даже самой крепкой, если лбами сталкиваются идеологии и мировоззрения. Мессала и Иуда были друзьями с детства, более того, однажды Иуда спас Мессале жизнь. Но Мессала был римлянином, он был верен идеалам вечного города, политике подчинения и завоевания, так расходившейся с благочестивыми помыслами Иуды. Эта история начинается с предательства, сломавшего, но не сломившего Иуду. Пара героев, исполненных Чарлтоном Хестоном (Иуда Бен-Гур) и Стивеном Бойдом (Мессала), демонстрирует не только конфликт двух старых друзей, но и противоборство разнополярных жизненных позиций. Если добродетельный иудей старается сохранить дружбу, хоть и не готов ради неё предать свой народ, то для гордого римлянина старый товарищ лишь инструмент для достижения личных целей. Дружба рушится словно старая черепичная крыша, а Бен-Гур не по своей воле отправляется в долгие и тяжелые странствия, обещая вернуться и отомстить.
- В твоих глазах ненависть. Это хорошо. Ненависть заставляет человека жить. (с)
Путешествие Иуды Бен-Гура - это та самая тернистая тропа лишений, ставшая проверкой его идеалов на прочность. Жажда мести за себя и свою семью сохранили Иуде жизнь, но он сумел сохранить и веру в свои принципы и Бога, не потонув в пучине злобы. Ненависть помогла Иуде вернуться домой, но обрести духовное счастье он смог лишь вытряхнув из души злобу. Хестон великолепно передает эмоции своего героя, будь то ярость во взгляде галерного раба или отчаянье вернувшегося домой человека узнавшего о неизлечимой болезни матери. Бен-Гур многолик, он радуется, страдает, ненавидит и сожалеет. Каждое новое изменение в его жизни влечет за собой эмоциональную смену, идеально выражаемую талантливым актёром.
- Иуда, ты должен послушать этого человека, он учит нас любить своих врагов. (с)
Этот фильм наполнен христианскими ценностями, хоть и касается непосредственно библейских историй лишь вскользь. Бен-Гур всегда был противником насилия, но жестокая жизнь заставила его измениться, ступить на путь принципов талиона. Лишь увидев Христа, несущего крест на Голгофу, Бен-Гур осознал, что выбранный им жизненный путь не приносит счастья. В Христе Иуда узнал человека, спасшего его несколько лет назад от смертельной жажды. За свое раскаянье Бен-Гур был награжден истинным чудом. Лицо спасителя в фильме демонстрируется лишь однажды, когда он уже распят на кресте. Тем самым режиссер подчеркивает «прозрение» главного героя фильма.
Можно по-разному относиться к религии, быть верующим или атеистом, но не признавать эпохальность этого фильма как минимум глупо. Выверенная игра актеров, глубокий художественный сюжет, высококлассная режиссура, все это делает фильм «Бен-Гур» истинным шедевром Голливудского кино. Сейчас на дворе век спецэффектов и практически все можно воспроизвести при помощи компьютера. В далеком 59м все трюки выполнялись в живую, одна только постановка гонок на колесницах вызывает восхищение. Этот эпизод можно смело отнести к одним из самых значимых в истории кинематографии и каскадерского мастерства, причем смотрится он не менее живо и захватывающе, нежели современные 3D поделки. В массовке участвовало более пятидесяти тысяч человек, для сцены морского сражения был специально создан водоем и выстроены аналоги римских кораблей трирем. Вся эта колоссальная работа не была напрасной - «Бен-Гур» смело можно назвать одним из лучших исторических фильмов Голливуда.
Вывод: Несмотря на то, что фильм идет около трех часов, смотреть его совершенно не тяжело. История Иуды увлекает, давая сразу несколько поводов для размышлений. В нем нашлось место и теме предательства, и притче о благочестии. Фильм уникальный даже по современным меркам, навсегда вошедший в число классики американского кинематографа.
10 из 10
Eriksh
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.