Голгофа / Calvary
Давно не было такой недельки у отца Джеймса: исповедь, начинающая со слов «я собираюсь вас убить», поджог церкви и драка в пабе. Быть священником и направлять свою паству непросто. Без чувства юмора, иронии и прощения не обойтись.
Кинофестиваль «64-й Берлинский международный кинофестиваль 2014»
Победитель в номинации: Приз экуменического (христианского) жюри (программа «Панорама»)
Кинопремия «11-я церемония вручения Ирландской кинопремии»
Победитель в номинации:
Лучший ирландский фильм
Лучший ирландский актер - Брендан Глисон
Лучший сценарий
Номинации:
Лучшая актриса второго плана - Орла О'Рурк
Лучшая режиссура
... и Аз воздам
С воскресной исповеди для отца Джеймса начался последний отчёт его шагов по земному пути, концом которого должно будет стать следующее воскресенье, когда неизвестный грешник пообещал привести в исполнение вынесенный им священнику смертный приговор, которым честный служитель церкви должен искупить вину обесчестившего горемыку преступника, а за оставшуюся неделю может разобраться с земными долгами, дабы уйти Туда с чистой совестью и спокойной душой.
Оказавшись в столь незавидном положении, пожилой священник, не предаваясь панике, бережёт от властей тайну исповеди, расхаживая среди своих нескладных прихожан, посматривая им в глаза и души, так что вскоре его добровольные визиты складываются в череду неслучайных исповедей, открывающих или только приоткрывающих скрытые в них пороки и беды, не выдавая собственных планов на приближающийся с каждым днём выходной.
Избегая посещать храм, а некоторые даже отрицая веру, горожане изливают человеку в рясе, кто боль, кто страх, а кто свою растерянность перед неурядицами жизни или испытаниями, которые приносит внезапно пришедшая смерть, обнаруживая потребность в стороннем слушателе или собеседнике, включая его собственную непутёвую дочь, кажется, вознамерившейся вырвать отца из лап разлучницы - церкви.
Все они, если не просят совета, то облегчают собственную душу, одаривая отца Джеймса тумаками, сбивая с толку новыми загадками, и духовно очищая его встречными вопросами, освобождающими священника от сомнений в крепости веры и уверяя в преданности служению, доводя до прижизненной святости, которой, как и обещано, должен быть положен кровавый конец, отправляющий просветлённого к святым, дабы оставить грешников без единственного спасителя.
Так что, в сущности, нам даровано кино о мире, живущем без Бога, о пророке, которого не находят в своем отечестве, переплетающее низкое с высоким, цинизм с отковением, создавая невообразимое сочетание нравственно-этических контекстов бесчеловечности и духовности, отчего режиссёра за собственную работу и гениальный сценарий надо приписать к лику великих, только и всего.
gordy
Голгофа.
Фильм просмотрен на премьере в рамках фестиваля ирландского кино 19.03.2014.
Режиссёр Джон Майкл МакДона 3 года назад отметился ярким дебютом - не зря его фильм «Однажды в Ирландии» получил приз на Берлинском Кинофестивале (почётное упоминание - лучший дебют). Та картина мало кого могла оставить равнодушным своим чёрным юмором и национальным колоритом. Ирландцы - одна из самых весёлых наций в мире, и создатели нас в этом убедили.
Джон Майкл и Мартин МакДона снимают ленты отдельно, однако их произведения имеют схожий стиль. Оба работают в жанре криминальной комедии с элементами драмы, оба умеют сочинять сочные диалоги, шутить «по-чёрному».
Всё это, включая упомянутый национальный колорит и Брендана Глисона, актёра, сыгравшего и в «Залечь на Дно в Брюгге», и в «Однажды в Ирландии», содержится в «Голгофе». Эта лента крайне остро на примере веры отражает падение нравственности в обществе. Ирландцы отдалились от религии, они смеются над ней. Можно верить в Бога или нет, но нельзя отрицать то, что вера всегда взывала к высшим духовным ценностям. Теперь же у людей ценности сменились: один из героев ценит только деньги, у него их настолько много, что ему от этого скучно жить и даже внесение пожертвований он делает не от чистого сердца, другая героиня бесконечно меняет любовников (прелюбодеяние), в церкви появились священники, которым при виде денег сложно сохранять спокойный вид. За неделю, что убийца отводит главному герою, хорошему священнику отцу Джеймсу, он (Джеймс) встречает людей, с которыми свела его жизнь, и видит, что практически все они потонули во грехе. Персонаж Глисона со всеми его положительными чертами выглядит одиноким в этом мире, и хотя все воспринимают его как хорошего человека, за его спиной все смеются над ним и над верой, которой он предан, заодно. На фоне такой удручающей картины автор ставит вопрос, а не поздно ли остановить это падение, и отвечает на него очень расплывчато, предлагая как наихудшее развитие событий, так и давая надежды на перемены к лучшему.
Те, кто критикует фильмы за наличие чёрно-белых персонажей, наверняка будут готовы выпустить пару критических стрел в создателей за героя Глисона (который, кстати, играет как никогда душевно), однако если вспомнить название фильма и связать его с событиями, становится понятно, кого на самом деле играет ирландский актёр и почему он настолько положителен.
Несмотря на то, что в картине важное место играет юмор про иммигрантов и национальная принадлежность, «Голгофа» имеет универсальную формулировку. Легко можно перенести место действия в другую страну - лента не перестанет быть актуальной. Хотя даже если ничего не менять, российскому зрителю эта лента будет близка, понятна и обязательно придётся по душе.
8,5 из 10
JunkieXL
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.