Игра с огнем / Catch a Fire
Новая история о диверсии, коррупции и убийстве в Южной Африке в эпоху расовой изоляции. Фильм основан на реальных событиях. Страну поглотил дым, две цивилизации истребляют друг друга. «Игра с Огнем» — история человека, который встал на защиту своей семьи, своего народа и себя самого.
Голливудский фильм, рушащий наши стереотипы
Фильм 2006 года Catch A Fire совсем не случайно прошел незамеченным в российском доморощенном кинопрокате. И дело тут не в лени основных продюсерских компаний, которым в последние годы свойственно не прилагать никаких усилий для «прокатывания» действительно стоящих фильмов. Хотя примеров такой лени достаточно.
Одна из функций кино, как и любого искусства, - инициировать обсуждение злободневных проблем, вопросов социальной критики. Фильм ставит именно такие вопросы. В нем замечательно показывается эволюция аполитичного маленького человека, столкнувшегося с политикой.
Однако, сегодня ниша, в которой в принципе происходило бы обсуждение каких-либо серьезных вопросов, а не только связанных с социальным устройством, практически полностью исчезла из российской киноиндустрии. И более того - из искусства в целом.
Жизнь вокруг нас полна множества примеров, когда чья-то борьба за свои интересы, идеалы и, в конце концов, себя и свою семью вызывает резко негативное отношение со стороны. Люди, не склонные к молчаливому соглашательству (а тем более выбирающие активные способы сопротивления) обвиняются в «отсутствии конструктивного подхода», «лени», «нежелании работать», «маргинальности», а то и в банальной «проплаченности». И это одинаково относится и к правозащитникам, и к профоюзникам, и многим другим. Такие представления сегодня - норма. Они являются органической частью современной российской идеологии.
Фильм показывает, как в обычном человеке закономерным образом формируются взгляды «бунтовщика». Режиссер последовательно и честно демонстрирует, что может произойти с человеком, которому не повезло родиться «не в той стране и не в то время».
Иными словами, преодолеваются идеологические штампы, навязываемые обычному человеку. И делается это на понятном этому самому обычному человеку языке. То есть, наиболее подходящим способом. Потому фильм несет освободительное значение.
Главный герой - Патрик Чамуссо - довольный жизнью и семьей работник нефтеперерабатывающей фабрики, опоры растущей экономики ЮАР. В меру работоспособен и старателен: на заводе, на котором проработал всю сознательную жизнь, смог дослужиться до бригадира. В меру удачлив: жена - победительница национального конкурса красоты. В меру отзывчив - безвозмездно тренирует детскую футбольную команду, которая делает успехи. Патрик строит свое простое тихое спокойное счастье и подчеркнуто ни во что не ввязывается.
Единственная проблема - он живет на закате режима апартеида в ЮАР. Уже многим очевидно будущее страны, но репрессивный аппарат буров еще продолжает работать. Его жертвой и оказывается главный герой, ошибочно обвиненный в организации теракта.
Ведущей линией фильма является внутренняя эволюция главного героя. После ареста ему пришлось пережить пребывания в тюрьме, избиения на допросах, изнасиловании жены (что, по мысли солдат из группы по борьбе с терроризмом, должно развязать Патрику язык). И, оставаясь честным с самим собой, герой приходит к мысли об активном сопротивлении. Он совершает первый шаг - вступает в партизанские отряды АНК. Второй шаг в своем внутреннем развитии герой делает находясь в тренировочном лагере партизан. Погруженный в новую атмосферу, он уже ведом не просто жаждой мести. Поняв позицию террористов более глубоко, Патрик начинает ее разделять. То есть, его собственная позиция становится обоснованной, а борьба - осмысленной. И Патрик теперь даже готов умереть за свои новые идеалы.
Следующий шаг герой совершает после смерти своих соратников. Теперь он не простой исполнитель, который ждет приказа, чтобы его выполнить. Он начинает сам активно участвовать в борьбе - предлагает свой план диверсии и делает все возможное для осуществления задуманного.
Характерной становится сцена неудавшегося захвата Патрика полицейскими перед самой диверсией. На автобусной остановке начинается стрельба, но в последовавшей суматохе герой ведет себя совсем не так, как повел бы еще совсем недавно и как повел бы себя любой представитель его среды. Он не поддается панике, а, контролируя эмоции, действует расчетливо и продуманно. Как «партизан», а не как «Патрик Чамуссо».
Показываемая зрителю история разворачивается на противопоставлении Патрика и Ника Воса (Тим Робинс) - полковника группы по борьбе с терроризмом. За каждым из них - почти непересекающиеся плоскости, в которых протекает жизнь разных социальных групп ЮАР. На первый взгляд различий между двумя характерами не очень много. Полковник Ник Вос также любит свою семью и заботиться о ней.
Он также честно подходит к исполнению своих обязанностей. Получив веские аргументы в невиновности Патрика, Ник Вос отпускает его, так как не считает нужным выслуживаться за счет выбитых фальшивых показаний. Главное для него - ловить настоящих террористов.
Герой Тима Робинса признает, что буры ведут уже перешли к обороне, и их поражение не за горами. Но он продолжает честно делать свое дело. Вот только представления о чести у него другие. Как и мораль вообще.
Показательна сцена, в которой старшая дочь полковника отказывается учиться самозащите, потому что не приемлет какое-либо убийство людей. Ей, на языке негров (а совсем не на родном языке белых!) в жесткой форме объясняют, почему она обязана взять в руки оружие. В стране, в которой 80% населения из-за своего цвета кожи было фактически лишено электричества, водопровода и медицинской помощи, язык черного населения буры использовали лишь для того, чтобы отдавать приказы!
Фильм, так глубоко показывающий психология человека и преодолевающий заезженные штампы заслуживает самой высокой оценки.
9 из 10.
Lord Rone
Цена свободы
Террористы или партизаны? Борцы за свободу или разрушители? Одних и тех же людей оценивают по разному. Кто-то считает, что надо воевать за независимость, а кто-то готов подчиниться кому угодно. Южная Африка была в подчинении и порабощении почти четыреста лет. Но настало время, когда пережали и терпеть стало невозможно. Вот об этих временах и фильм.
Кто в советское время смотрел программу «Время», знают аббревиатуру АНК и помнят кадры танцующих африканцев с «калашниковыми». В фильме они есть. Но фильм наверное не столько об этом. Хотя становится понятно гораздо лучше, чем из Советского ТВ, что такое апартеид на примере жизни конкретных людей и почему совершенно аполитичные люди поднимались на борьбу. Они не хотели мириться с унижением. И не мирились.
Но начав борьбу, пришлось научиться и прощать. Чтобы ненависть не росла, чтобы зло не порождало зло. Ведь «месть это зло», как говорит главный герой фильма (вернее его реальный прототип, которого мы видим в самом конце). А прощению их научил их «отец»: Нельсон Мандела: «Мы никогда не станем свободными, если не научимся прощать».
Бывший мастер химзавода, ставший подрывником в организации сопротивления и угодивший на 10 лет в колонию на каменоломню, в итоге становится основателем детского приюта. О нем, о Патрике Чемуссе, о его судьбе этот фильм.
alexiy
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.