Каникулы / Vacation
Итак! Всё решено и спланировано. Уже собраны и запакованы вещи. И, кажется,- ничто не сможет помешать вкусить прелести заслуженного отпуска.
Не тут то было! Когда семейство Грисвольдов в полном составе собралось на каникулы, начался настоящий цирк! Руководитель «мероприятия», глава семьи Кларк Грисвольд, страстно жаждет умиротворённого единения семьи во время путешествия через всю страну, обещающего быть весьма захватывающим!
Но сладким мечтам папаши Грисвольда не суждено сбыться: каникулы превращаются в поездку на американских горках в 2 460 миль в длину! Каждый вносит свою «лепту» в «разнообразие» культурной программы отдыха — и дядя Эдди, и тётя Эдна, и соблазнительница в «Феррари» и, конечно, тучный охранник!
Трейлер
Наконец-то! Все решено и распланировано. Все вещи лежат по сумкам и готовы отправиться в путь. Кажется, что ничто не сможет быть помехой на пути к долгожданному и заслуженному отдыху!
Семейство Грисвольдов решает отправиться в прекрасное путешествие на каникулы. Но, внезапно, вся эта затея превращается в сплошной хаос! Руководитель этой затеи - глава семьи мистер Кларк Грисвольд, хочет провести это время с пользой для умиротворения и единения семьи, но оказывается, это не так уж просто, когда за каждым поворотом этого путешествия вас ждет очередной каверзный случай. © Fast-Torrent.ru
Среди множества кино-проектов отдельным пунктом для меня всегда стояли те из них, которые я посмотрел еще в детстве, но которые, тем не менее, не прошли для меня бесследно. Такие фильмы, которые с подачи своего качества и нестареющего сюжета до сих пор вспоминаются и пересматриваются с улыбкой и чувством, как при встрече старого доброго друга, которого ты давно не видел. И именно с таким настроением Casey Cooper пересматривал комедию «Каникулы» (Vacation, 1983).
При этом мне сложно выделить какой-то конкретный пункт заслуг данной картины - скорее всё вместе, эпизодом за эпизодом выстроились в настолько успешное повествование, в котором просто невозможно найти слабое звено, но которое каждым своим элементом является, может и субъективной, но все же образцовой классикой.
Действительно, не часто встретишь проект, который бы радовал от и до, но ведь они существуют, достаточно вспомнить это кино, представить всю раскадровку его сюжета и окажется, что каждый отрезок путешествия (будь то встреча с родственниками из глубинки, потрясающая блондинка вечно проезжающая мимо или любая из остановок) запоминается своей комедийной начинкой из сочетания крайне нелепых ситуаций, весьма черного юмора (отношение к смерти героев могут показаться чересчур грубыми), правды жизни, умения персонажей выходить из невообразимых ситуаций и вообще таким экранным исполнением, которое и спустя три десятка лет не приедается.
Напоследок остается вспомнить великолепный актерский состав с лучшей ролью Чеви Чейза, его приятной экранной семьей и несколькими менее яркими второстепенными персонажами, и при встрече в сетке вещания с этим фильмом (да и не менее успешными его продолжениями) под мотив его знаковой музыкальной темы и ни к чему, кроме отдыха не располагающему зрелищу, еще раз посмотреть на одно из самых забавных и самых необычных семейных каникул в истории кино.
Casey Cooper
Впервые Америка вышла на «каникулы» в 1983 году. Никто и предположить не мог, что простенькая и глупая комедия, созданная под эгидой организации «Национальный пересмешник», специализирующейся на эксцентричных комедиях-капустниках, где глупость - основа сюжета, герои- полные кретины, а идиотизм в сценарии только приветствуется, вдруг займет одно из самых высоких положений в жанре, станет культовой, соберет огромную кассу и получит 3 еще более успешных продолжения. Как случилось, что из самого дурацкого сюжета получился комедийный шедевр на все времена? Возможно, ответ в объединении сил ведущих комедийных сил Америки тех лет.
Сценарий к фильму написал сам маэстро Джон Хьюз - создатель одной из лучших комедий всех времен «Самолетом, поездом, автомобилем», а также «Одного дома», «На лоне природы», «Флаббера» и других знаковых суперхитов жанра. Фантазия Джона Хьюза - это вовсе не хэмингуэевские тексты, наполненные драматизмом и трагическими характерами современников. Фантазия Джон Хьюза - это отсутствие каких либо ограничений в придумывании гэгов - Хьюз не знает меры в эксцентричных комедиях, именно поэтому они получаются такими истерически смешными. Сюжет фильма - проще некуда: обычная американская семейка (папа-мама-сын-дочь) отправляются на каникулы в Калифорнию из Чикаго. Стиль «роуд-муви» для Хьюза - это стандартный прием, который он использовал и в «Самолетом, поездом», и в «На лоне природы», и в «Просто пришельцах» и т. д.
Само понятие семейного отдыха для Хьюза просто незаменимый, практически сквозной сюжет, проходящий через все ленты выдающегося комедиографа - и здесь две дорожки объединились. Семейный отдых в пути через всю Америку превратился у Хьюза в бесконечный поток самых идиотских ситуаций, которые вызывают, между тем, раскаты смеха. Смешно в этом фильме все - каждый шаг безнадежно правильных и потому безнадежно тупых американских обывателей в лице семейки Грисвальд сопровождается уморительным гэгом. Легкая рука Хьза засылает их в пустыню, сталкивает с грабителями, заставляет ссориться и мириться, протаскивает по самым некомфортабельным и ужасным мотелям Америки, подсовывает им отдых в компании злобствующей старушенции, мерзкой собаки и родственников-кретинов, подсаживает к ним в машину труп бабки, с которым они будут долго и уморительно таскаться, не зная, куда его деть, главе семейства дается в дорогу преследующая его соблазнительная красотка, а потом еще и развлечения в парке отдыхов в компании жирного и очень трусливого охранника... И это еще не все.
Грисвальды смешны в своих разговорах, в своем нарочито американском поведении, в своем умении выходить из безвыходных положений. Юмор в картине грубоват, по сути, фильм стал не первым, но весомым вкладом в сознательное превращение комедии в череду абсурдных, тупых, но зато и всегда действенных эпизодов, соленый юмор которых достиг апогея в фильмах братьев Фаррелли. Хьюз создал, фактически, гимн глупости. И сделал это виртуозно.
Режиссером фильма стал сам Гарольд Рамис - режиссер гениального «Дня сурка», создавший как раз до «Каникул» такую же дурацкую и безумно смешную комедию «Гольф-клуб» с таким же грубым, но сочным юмором и кучей героев-кретинов. У Рамиса, который всегда был не просто умелым режиссером, но и сценаристом и тонким бизнесменом, хорошо чувствующим публику, сценарий Хьюза превратился в красочный, увлекательный, энергичный фильм, который хоть и остается чисто взрослым развлечением (в отличие от последующих «Каникул» - семейных комедий), но держит себя в рамках приличий и не допускает пошлости. Судя по этой комедии, именно Гарольд Рамис был одним из тех, кто стоял у истоков того самого узнаваемого стиля, который характеризует большинство комедий 80-х.
Главную роль сыграл один из лучших комиков тех лет - «Чеви Чейз», который снимался уже у Рамиса в «Гольф-клубе» и, хоть и не был до «Каникул» большой звездой, но уже успел исполнить ряд ролей обаятельных тупиц с улыбкой довольного всем в жизни дурака. Стоит на секунду в кадре появиться лицу Чейза и сразу ясно - перед нами образцово-показательный американец, который чтит американский образ жизни и американские семейные традиции так же свято, как слово «свобода». Впрочем, Кларк Грисвальд - воплощение американской мечты наоборот. В следовании семейным традициям, правилам семейного отдыха, в стремлении быть правильным американцем и хорошим отцом, он доходит до сумасшествия и устраивает своей семейке такой отдых, что бедолагам не позавидуешь. Все должно быть по инструкции у этого самодовольного, упрямого, «деревянного» американца - ничто не должно испортить отдыха, и, даже если отдых уже окончательно испорчен, он все равно сделает так, как планировал. Главное - забота о семье, и неважно, что семья в такой заботе не нуждается!
Об игре Чейза часто справедливо пишут - «милый простак». Да, одним из крупнейших комиков в истории его сделали такие вот роли «милых простаков», «обаятельных дурней», лишенных чувства меры и самосохранения. Правда, в этой особенности таланта таился, как потом выяснилось, свой недостаток, - идеально попав в настроение и стиль комедий 80-х, Чейз оказался неспособным к изменениям, пришедшим в 90-х, и, в отличие от других звездных комиков той эпохи, более гибких и тонких, прямой, поверхностный, простой, как палка, Чейз ушел в историю вместе со своими знаменитыми образами - Кларком Грисвальдом, Флетчем, и другими, и теперь лишь изредка радует своим появлением, снимаясь в ностальгических комедиях, вроде «Безумных денег», которые не имеют сейчас большого успеха, или в небольших эпизодах в качестве приглашенной звезды. Дело в том, что образ его воплощается хоть и органично, но однопланово, по внешнему рисунку, исключая какой-либо внутренний мир у героя или мысль. Это просто смешная карикатура, калька с человека, «национальный пересмешник».
Однако, такие фильмы, как этот и такие роли Чейза, давно стали золотой классикой. В них он естественен, органичен, насмешлив... Легкость, с какой Чейз настраивает зрителя всякий раз на свою волну, успокаивает зрителя, который готов по-прежнему, как и 24 года назад, хохотать над приключениями этого длинного, нескладного, живущего лишь самыми простыми желаниями, недалекого человечка.
Роль жены Кларка сыграла замечательная актриса Беверли Д`Анджело, которая в те годы могла сразить своей красотой кого угодно. В фильме Рамис не просто снимает Бев, во многих сценах он ею просто любуется. У нее с Чейзом получилась отличная пара, которая просуществовала все продолжения. Д`Аджело не то, чтобы ломает комедию, как Чейз, она скорее играет роль этакого «понимающего стороннего наблюдателя», она хоть и видит, что ее муж занимается дебилизмом, остановить его не в силах. Впрочем, в некоторых сценах, она ему очень неплохо подыгрывает.
В конце фильма появляется, наконец, и Джон Кэнди - еще один потрясающий комик 80-х, создавший целую галерею ярких, разных и очень смешных образов в классических комедиях. Здесь его роль - это сплошная буффонада. Один большой (габариты-то у Кэнди не маленькие) гэг. Толстый, трусливый охранник, который с удовольствием развлекается вместе с Грисвальдами, несмотря на их незаконное проникновение в парк отдыха, не раз заставил меня посмеяться. Вообще это отличительная черта многих комедий 80-х, и, в частности, серии «Каникулы» - звезды первого эшелона в эпизодах.
Порадовал и Рэнди Куэйд, правда, здесь его роль совсем маленькая, а целиком он покажет себя только в «Рождественских каникулах» - лучшем фильме серии. А еще очень радует задорная песенка Грисвальдов, ставшая знаковой для всей франшизы.
В общем, что и говорить, перед нами одна из знаковых комедий 80-х, звездная комедия, созданная теми, благодаря кому этот жанр процветал в те годы. Гарольду Рамису и Джону Хьюзу удалось ненавязчиво представить публике полтора часа беспечности, глупости, наивности и по-настоящему здорового смеха. Отправляйтесь на каникулы вместе с Грисвальдами. Хороший отдых гарантирован!
10 из 10
Боб
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.