Квадрат / The Square
«Квадрат» - новый экспонат шведской галереи, призванный вызывать у горожан приступы любви и альтруизма. По крайней мере, так задумал куратор Кристиан с внешностью и сладкой жизнью Марчелло Мастрояни: коллеги, арт-тусовка, девушки - все от него без ума.
Но когда средь бела дня у Кристиана крадут бумажник и телефон, он садится в свою Теслу и пускается в авантюру-реванш. Поначалу шутливое наказание воришек приводит к последствиям, которые заставят Кристиана забыть и «Квадрат», и его заповеди.
Эпизод с кражей у Кристиана сотового телефона основан на реальном событии. Точно так же телефон однажды украли у режиссёра фильма Рубена Эстлунда.
Каннский кинофестиваль, 2017 год
Победитель (2):
Золотая пальмовая ветвь
Приз Vulcain Prize
Говоря о «Квадрате» Эстлунда почему-то принято вдаваться в рассуждения о судьбе современной Европы, при том, что главный герой фильма и его окружение - совершенно конкретные индивидуумы, образы ни разу не собирательные. Перед нами предстаёт проработанный до мелочей персонаж - Кристиан, куратор музея, человек весьма обеспеченный. Мы видим, во что он одет, на чём передвигается (и много таких в Европе, обладателей автомобиля Tesla?), как общается с прессой, с коллегами по работе, с женщинами, с детьми и с бездомными. Мы наблюдаем, как он ведёт себя в различных ситуациях, в том числе и стрессовых. Мы оцениваем идеи, которые он несёт в мир посредством своих проектов, и то, во что эти идеи трансформируются по ходу реализации. Из несоответствия первого и второго рождается, пожалуй, главный конфликт фильма.
Надо ли говорить, что тот же самый конфликт продолжается и в личной жизни героя: благими намерениями вымощена дорога в ад, а между желаемым и действительным лежит пропасть. Противоречивость характера несомненна: говорит одно, делает другое. Одному человеку с улицы готов помочь, а другого толкает с лестницы. Конфликт заложен в героя изначально, и проследить причину его возникновения невозможно. Будь герой более адекватен и силён морально, сопереживания было бы больше. А так даже непонятно, изменился ли герой в финале хоть сколько-нибудь, или его просто замучил стыд перед собственными дочерьми.
Есть в фильме парочка вполне самодостаточных сцен о пределах человеческой терпимости, максимально отстранённых от главного героя и оттого лишь сильнее подчёркивающих метафизичность основного конфликта.
В итоге имеем фильм, не лишённый интеллектуального юмора, иронии и философского взгляда на проблему, но с отчуждённым героем, сопереживать которому сможет далеко не каждый.
wextor
Внутри рамок и вне их
Лента шведского режиссёра-триумфатора Канн-2017 - мультижанровый коктейль с необычным, даже несколько экзотическим, купажом. Начинающийся с возвышенных рассуждений об искусстве «Квадрат» постепенно превращается в беспощадную сатиру на современное европейское общество и ближе к финалу приобретает оттенки социального триллера. А сюрреалистические экспозиции, обосновавшиеся в огромных залах музея современного искусства, рычащие и грохочущие, переносят зрителя в некий фантасмагоричный мир, в котором люди ведут себя как животные, а обезьяны живут в городских квартирах как полноценные члены общества.
Высмеивая материализм и толерантность Запада, Рубен Эстлунд, тем не менее, ставит своих героев, а вместе с ними и зрителей, перед очень неудобными вопросами, помещая их в рамки представленных в картине ситуаций. От комичных (как то прецедент с повреждением инсталляции в виде кучек пыли уборщиком музея), нелепых (в сцене борьбы между только что переспавшими мужчиной и женщиной за использованный презерватив), раздражающих (когда больной с синдромом Туретта на официальной пресс-конференции выкрикивает оскорбительные реплики) до откровенно пугающих (во время перфоманса актёра в образе примата на официальном приёме). Будучи очень злободневной картиной, «Квадрат» превращает заявленную в названии главную инсталляцию, призывающую людей к альтруизму, в бойцовский ринг. В первую очередь, конечно, для главного героя.
Кристиан (Клас Банг) - куратор музея современного искусства, представитель элиты. Он всегда одет в дорогой костюм, ездит на автомобиле «Тесла», отрывается на тусовках в королевских покоях и не испытывает недостатка внимания от женщин. Но одно событие, случившееся с ним однажды по пути на работу, вдруг выбивает мужчину из колеи, выкидывает его за рамки зоны комфорта. И жизнь Кристиана превращается в хаос, как и было обещано в адресованной ему записке.
По воле случая, мужчина вынужден столкнуться с менее привилегированными слоями общества. Он будто воплощение самой Европы, страдающей от наплыва иммигрантов, каждый день теперь сталкивается с нищими, наводнившими улицы и агрессивно требующими денег с прохожих. Кристиан отмахивается от них, мол, нет наличных, пытается купить для несчастных еды, дабы унять чувство вины. Но в итоге ощущает себя абсолютно беспомощным, как, наверно, и всё западное общество, оказавшееся неготовым к притоку беженцев.
На этом приключения главного героя не заканчиваются. Неожиданно объявляется блондинка-американка (Элизабет Мосс), с которой Кристиан недавно переспал. Она закатывает ему истерику прямо посреди музея и требует от смутившегося мужчины подтверждения высокодуховной связи, которая якобы возникла между ними после полового акта. Импульс эмоциональным качелям Кристиана придаёт и тот факт, что уборщик повредил одну из главных инсталляций музея в виде кучек мусора. Да ещё и письмо с угрозами и приставучий агрессивный мальчик-подросток. А всё в результате, казалось бы, безобидной и шутливой «спецоперации», которую Кристиан с помощником организовали, чтобы вернуть украденный у куратора кошелёк и телефон. И в довершение всего пресса накинулась на беднягу Кристиана из-за распространившегося по сети видео-ролика, в котором ребёнка разрывает на куски прямо посреди разрекламированного Квадрата.
В постоянных разговорах главного героя о гуманизме, толерантности и равных возможностях Эстлунд изобличает фальш и спекуляции на этой теме, используемые обществом. Ведь сам Кристиан, истово призывающий людей помочь ближним, остаётся в стороне, когда дело доходит до поступков. Большинство членов общества предпочитают игнорировать серьёзные проблемы, которые происходят не с ними. И только лишь когда какое-то чрезвычайное происшествие выкидывает их за рамки привычного отвлечённого существования, тогда они начинают испытывать чувство вины и посредством этого импульса вспоминают о гуманизме и взаимопомощи.
kat5l
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.