Марта, Марси Мэй, Марлен / Martha Marcy May Marlene
Испуганная девушка с рюкзаком за плечами ранним утром звонит сестре с автозаправки, умоляя немедленно приехать и забрать ее. Марта только что сбежала из некой секты-коммуны, в которой прожила два года под именем Марси Мей, и куда теперь боится возвращаться. Старшая сестра Люси привозит ее в свой дом в Коннектикуте, где живет вместе с мужем-архитектором, пытается поговорить по душам, отвлекая девушку от кошмарных воспоминаний. Но Марта нигде не чувствует себя в безопасности: она убеждена, что ее преследует Патрик, авторитарный вождь сектантов…© tvcok.ru
Кинопремия «Independent Spirit Awards 2012»
Номинации:
Лучший дебютный фильм
Лучшая женская роль - Элизабет Олсен
Лучшая мужская роль второго плана - Джон Хоукс
Кинопремия «Бодил 2013»
Победитель в номинации: Лучший американский фильм
Кинопремия «38-я церемония награждения премии «Сатурн» за заслуги в области фантастики, фэнтези и фильмов ужасов за 2011 год»
Номинации: Лучшая киноактриса - Элизабет Олсен
Кинофестиваль «Сандэнс 2011»
Победитель в номинации: Приз за режиссуру в категории «Драматический фильм»
Номинации: Гран-при в категории «Драматический фильм»
Кинопремия «18-я ежегодная награда Chlotrudis Awards 2012»
Номинации:
Лучшая актриса - Элизабет Олсен
Лучший актер второго плана - Джон Хоукис
Лучшая режиссура
Лучший оригинальный сценарий
Кинофестиваль «38-й международный кинофестиваль в Генте (Бельгия)»
Победитель в номинации: Особое мнение
Номинации: Гран-при - Лучший фильм
Сбежав из секты и от ее харизматичного лидера, Марта пытается восстановиться и вернуться к нормальной жизни. Она ищет поддержки у своей старшей сестры Люси и ее мужа, с которыми давно не общалась, но не находит в себе сил признаться им в истинной причине своего долгого отсутствия. Она убеждена, что члены секты ее преследуют. Мучительные воспоминания, не дающие девушке покоя, перерастают в паранойю, и граница между реальностью и иллюзией постепенно размывается...
Долгий путь домой
Когда Шон Даркин был еще совсем ребенком родители отправили его в религиозную школу, что было весьма странно, учитывая что ни они, ни их сын никогда не были особенно близки к Богу. В перерывах между чтениями молитв, слов которых он не понимал, Шон впервые начал осознавать, что большинство людей всегда стремятся к тому, чтобы быть «частью чего-то большего, чем они сами». Дело не только в религии - неповторимые эмоции от общности на футбольном матче режиссер тоже относит к такого рода вещам, к этому желанию не быть одиноким и разделять с большой толпой идеи. В своем дебютном полнометражном фильме, получившем лестные отзывы как от критиков так и от зрителей, Шон поставил себе вопрос - а что будет, если это превращается в культ, разрушающий волю человека, ломающий его как физически так и морально? Как человек выберется из и будет переживать? Фильм с труднозапоминаемым названием «Марта, Марси, Мэй, Марлен» отвечает на эти вопросы с помощью юной героини, пытаюшейся прийти в себя после пары лет пребывания в секте.
Общность, в которую попала Марта местами напоминает печально известную коммуну «Семья», в которой «правил» еще более печально известный Чарльз Мэнсон - у нее тоже есть центровое звено, человек, подавляющий своей харизмой юных девушек, и пользующийся ими в своих интересах будь то секс или убийства и ограбления богатых домов. Если рождаются дети, то все женщины этого своеобразного гарема полноправно участвуют в их воспитании, как кровные сестры помогают друг другу с малышами. Режиссер очень четко показывает почему красивые, юные девушки остаются, несмотря на физическое и моральное насилие - им очень просто, но весьма убедительно внушают, что это их выбор. Если ты не хочешь/или не можешь делать одну вещь на благо «семьи», то ты всегда можешь сделать другую, работа найдется для каждой. Жертвы настолько верят в эти слова, что потом проделывают те же трюки с новоприбывшими членами и таким образом система вербовки становится отлажена практически идеально. Так же Шон Даркин верно определяет роль главного мужчины, то какие психологические трюки он использует - когда умудренный жизнью человек говорит что ты «наставник и лидер», недолюбленные родителями сердца окончательно тают и не понимают кто тут учитель на самом деле.
Мы плохо знакомы с предысторией Марты, но можем заключить что именно сложные отношения в семье привели ее к подобному пути, к людям, которые создают иллюзию ее значимости и позволяют почувствовать себя сильной. Впрочем, этой силе никогда не дадут развернуться в полную мощь - добрый наставник научит стрелять по деревьям и невинным животным, однако никогда не даст выстрелить в себя самого. Есть определенная грань, после которой ты либо уйдешь, либо останешься навсегда и в фильме «Марта, Марси, Мэй, Марлен» она очень четко прочувствована. Режиссер так же дает понять зрителю почему главная героиня смогла разорвать порочный круг, хоть и не смогла справиться с последствиями. На них сфокусирована другая половина фильма, не менее сильная чем «первая» (слово забрано в кавычки поскольку они перемешаны). Что в итоге? Тишина. Сказать есть что, но нет сил и не знаешь как. Паранойя - никто не знает можно ли уйти спокойно от людей, убивающий других людей. Агрессия как реакция на любые попытки подобраться к ней ближе, как единственная доступная форма защиты, которой научили еще в секте.
У Шона Даркина нет ответа, что делать. Может быть специалисты помогут, а может быть леденящие эмоции и воспоминания всегда будут тем прошлым, которое нельзя отнять, от которого нельзя убежать или спастись. Навечно изуродованная человеческая душа или возможность восстановления? Этого нам не покажут, мы никогда не узнаем. Но тем не менее в раскрытии основной темы фильм не хаотичен и обрывочен, как многое независимое кино сейчас, и содержит множество ответов на свой главный вопрос, которые не «разжеваны» прямым текстом, но прекрасно будут понятны внимательному и думающему зрителю.
Виктория Бувье
Полнометражный режиссёрский дебют Т. Шона Даркина взял хороший старт, получив приз за лучшую режиссуру на Санденс 2011. Интересно, что фильм также является дебютным и для Элизабет Олсен, исполнительницы главной роли и младшей сестры близнецов Эшли и Мэри-Кейт Олсен, и её уверенный перфоманс для многих станет настоящей неожиданностью.
Сюжет картины рассказывает о девушке, бежавшей из некого обособленного людского сообщества, напоминающего секту, где существует свой внутренний порядок и определённая иерархия. Даркин избрал такую манеру повествования, когда нам показывают определённую цепочку событий без каких-либо явных объяснений происходящего. При таком подходе важно грамотно продумать последовательность сцен и сделать так, чтобы каждая из них говорила сама за себя. Мы видим один день главной героини, она готовит еду вместе с другими женщинами, а потом видим, как мужчины принимают пищу, а женщины терпеливо ждут за дверью. Уже становится понятно, что здесь что-то не так, и что это не обычная семья. Затем Марта собирает рюкзачок и пока все спят, с утра пораньше, покидает дом, скрываясь в лесу от образовавшейся погони. Далее обед в закусочной, испорченный появлением одного из членов «союза», неуверенный звонок сестре - и вот побег совершён, и можно жить своей жизнью дальше.
Даркин снижает количество дополнительных раздражителей до минимума, и уверенно фокусируется на основной идее картины. Мы не знаем, как Марта попала в это сообщество, какие причины заставили её поверить в ту ложь, которой её там кормили. Мы толком не знаем и о самом этом сообществе, о его истории. Знаем, только, что его лидер - мужчина по имени Патрик (Джон Хоукс), который любит своих девочек во всех смыслах этого слова. Фильм начинается с бегства Марты, и в дальнейшем показывает её попытки адаптироваться к нормальной жизни в обществе своей сестры. Основная суть в том, насколько сложным может быть такой процесс, особенно когда Марта не видит в нём особого смысла. Кажется, что в её «возвращении» к нормальной жизни больше заинтересована её сестра (Сара Полсон), которая искренне за неё беспокоится. Ситуация осложняется тем, что Марта ничего не рассказывает о произошедшем с ней, по непонятной причине - возможно, из-за страха, а возможно, из-за стыда. Марта подавлена и безынициативна. Мы видим её борьбу лишь на эмоциональном уровне, но на осознанном уровне она не видит цели идти дальше. Фильм продолжает развивать эту тему всё больше и больше, отсекая всё лишнее; здесь нет никаких скелетов в шкафу, для нас неважны давние отношения Марты с сестрой; есть только жизнь в «секте» и жизнь после, и сюжет акцентирует внимание на сломанной психике Марты.
Действие методично комбинирует события, происходящие в настоящем с картинами прошлого из воспоминаний Марты, помогая понять её поведение. Воспоминания также развёртываются в хронологической последовательности, при этом переходя от безобидных эпизодов к всё более тревожным и угрожающим, это нагнетает атмосферу; да и вообще, становится всё тяжелее и болезненнее смотреть на то, как молодым людям извращают восприятие мира, вдалбливая ложные идеи, и Патрик вызывает всё большее отвращение.
Джон Хоукс, как всегда, цепляет своей игрой, неважно, положительный у него персонаж, или отрицательный. А вот Элизабет Олсен продемонстрировала неожиданно сильный перфоманс для дебюта в драматической роли, показав существенный потенциал. Без особых истерик, немного отстранённая и погруженная в себя, немногословная, она выглядит так, что зритель понимает её даже при её не совсем адекватных поступках.
В завершении, хочется отметить, что слово «триллер» уже не раз играло злую шутку с весьма талантливыми картинами, такими, к примеру, как «Зимняя кость»; вот и в данном случае фильм вряд ли попадёт под это определение с общепринятой точки зрения. Это, в первую очередь, картина, поднимающая проблему реабилитации жертв насилия, причём, что важно - не только насилия физического, а, в более широком смысле - «насилия над разумом», когда людей намеренно вводят в заблуждение, и заставляют видеть мир в искажённом свете.
8 из 10
Lost__Soul
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.