Небеса / To Mikro Psari
Ночью Стратос работает на хлебобулочном заводе, а днём является профессиональным киллером. Ему нужно накопить достаточно наличных средств, чтобы освободить из тюрьмы Леонидаса, который спас ему жизнь, когда сам Стратос был за решёткой. Для Стратоса это вопрос чести. Никто не знает, сколько людей он уже успел убить, но даже не смотря на это, Стратоса всё ещё мучают угрызения совести. Он заботливо присматривает за соседским ребёнком, восьмилетней Катериной, а также за её матерью и дядей. Когда же ему удаётся скопить достаточное количество денег для организации побега из тюрьмы, непредвиденное стечение обстоятельств, угрожающее психической и физической безопасности Катерины, нарушает планы. И Стратос вынужден действовать не смотря на то, что это приведёт к череде преступлений.
Берлинский кинофестиваль, 2014 год
Номинации: Золотой Медведь
Небеса мои обетованные или Рыбка в СтратосФере
СтратосФера. Где-то на небесах, усеянных оливковым золотом облаков и потускневшим серебром звезд, и расслаивающихся и медленно тающих под раскаленным солнцем, словно масло. Аукцион тотального молчания, христианский обет безмолвия. Слова, которые застревают в горле давящим комком, а мозг разрывается от вопросов, вскриков, всхлипов, истерик и мистерий, проходящих в густую пустоту глухим эхом, без отзвуков и откликов. Вакуум дискоммуникабельности, расчеловечивания и дегуманизации. Жизненный театр абсурда, в котором Стратосу, обычному работнику хлебозавода суждено носить маску кровожадного киллера с добрым сердцем. Он - мальчик для битья, которого все привыкли оскорблять, унижать, срывать на нем всю свою злобу, накопившуюся не за дни, а за годы, за века, за тысячелетия. Но в один прекрасный миг мальчик выростет, завершит свой сакральный обет, и пойдет по тропе не собственного, но чужого спасения по трупам.
За последние несколько лет, если брать отсчет с 2009 года и сенсационного «Клыка» Лантимоса, ставшего лауреатом большинства престижных европейских кинофестивалей, по сути за почти что советскую пятилетку греческий авторский кинематограф пребывает в состоянии постоянного развития и эволюции, все больше, с каждой новой картиной так называемой «греческой новой волны», фильмы которой ежегодно успешно участвуют в каннских, венецианских и берлинских смотрах, выдвигаясь в авангард всего европейского кино. На смену классикам Какояннису, Николаидису, Ангелопулосу, Кунтуросу, Дамианосу и прочим патриархам, по сути основавшим греческий кинематограф с истоков, пришли немало молодых и очень амбициозных режиссеров, к которым относятся вышеупомянутый Лантимос, Никос Перакис, Коккинос, Спирос Статулопулос, Ангелос Францис etc и которые на первый план всех своих киноработ выдвинули глубокую социальную подоплеку, избавившись от привычной шелухи мифологизированности, изрядно довлевшей над всем кинематографом Греции. Новое кино новой Греции отвечает всем запросам смутного и трудного времени, рисуя перед зрителями в мрачных и беспросветных тонах в лучшем духе жесткой чернухи портрет современного общества, переживающего тяжелые травмы и посттравматический стресс от экономического и социального коллапса, для трудолюбвых и вечно позитивных греков ставшего равносильным суициду.
В своей третьей по счету полнометражной режиссерской работе один из самых перспективных представителей греческой новой волны Яннис Экономидес(фамилия режиссера чрезвычайно говоряща, учитывая тотальную художественную и стилистическую аскезу его картины), фильме «Небеса» 2014 года, также известном как «Стратос» по имени главного героя, но и имеющий дополнительное значение как «Рыба»(To Mikro Psari трактуется именно так, если уж говорить прямо, без оттенков и полутонов), дабы подчеркнуть бессловесность и чуть ли не немоту центрального антагониста, впервые представленном в рамках недавнего Берлинале, показывает образ человека, живущего в чуждом ему обществе, но стремящемся ему соответствовать и выживать в условиях тяжелой экономической ситуации. Стратос априори не тянет на «героя нашего времени»; он слишком несимпатичен, слишком уныл в своей бессодержательности, слишком плох, чтобы по-настоящему прослыть хорошим. Ему, безусловно, по постмодернистским законам современного криминального жанра(тень Тарантино и Балабанова над картиной будет витать постоянно, вплоть до финала, но она окажется всего лишь тенью, ибо жанровая приманка ленты гангстерским кино таковой и останется), представится шанс на спасение и собственной. и чужой души, к которой он небезразличен, но и явного равнодушия ему не занимать, и право на кровавый бунт против той системы, в удушающих условиях которой Стратос живет и успешно выживает, ввиду того, что ему такая жизнь всласть. Бунт его не кажется по-настоящему убедительным, нет православного в нем прозрения и покаяния; невинных он спасает инерциально, потому что так надо, и даже угрызения совести его кажутся слишком прямолинейными, вписанными ради оправдания героя, поставившего смерть на поток. Это всечеловеческая инертность, душевная кома и духовная спячка, в которой обитает двуликий Стратос, характерна для всех вокруг. И она убивает еще больше, чем пуля в сердце или нож в спину. А Стратос по-прежнему молчит, впитывая как губка окружающую злобу и выпуская ее с очередным своим убийством, которое не оправдаешь ничем: ни профессией, ни низостью клиентов, ни нуждой.
Для режиссера главный герой является человеком, который не стремится ни к чему. Он не идет ни по течению жизни, ни против него, отвергая явную выгоду для себя, но и не идя по самобичевания. Зациклившись на рефренах упреков и истерических криков, в финале уже бросаемых не столько в сторону главного героя, сколь в сторону зрителей("Над чем смеетесь?! - Над собой смеетесь», хотя тут хочется вопить от бессилия и отчаяния), Экономидес твердит, что общество, пережившее тотальный кризис, оказывается на пути разрыва взаимопонимания, разрыва связей между людьми, на пути тотальной дискоммуникабельности и дисфункциональности. Лишая своего противоречивого, откровенно маргинального героя права на слово, права на выбор и осознание самое себя, Экономидес представляет целую многоголосицу иных характеров. Символизм в картине не то чтобы минималистичен, но очень хрестоматиен; Рыбка Стратос не тянет на образ Иисуса, которого в финале должны распять, ввиду его тотальной антигероизации. Он чересчур вписывается в парадигмы стандартных героев криминальных хроник и сводок, и честь для него столь же формальна и протокольна(закон услуги за услугу, и ничего личного), сколь и любовь в ближнему, которого и любить-то не за что, погрязшего в крови, грязи и грехах. Не нужны такому ближнему спасители, особенно если сами они святостью особой не отличаются.
Общество становится слепо, немо и глухо, пассивно в своей депрессии и накапливающимся гневе, который может вырваться водночасье, сметая всех и вся на своем пути кровавым вихрем, цунами. Стратос для такого общества слишком типичен. Неуловимо, но «Небеса» своим абсурдизмом и разжижженной жанровостью чем-то напоминает фильмы Киры Муратовой 90-х годов, как-от «Астенический синдром» или «Чувствительный милиционер» с их характерными темами полного человеческого непонимания и деструкции отношений на фоне громадных исторических сдвигов. Греция по сути с 2009 года и подхватила этот астенический синдром, но, к сожалению, «Небеса» режиссера Экономидеса не тянут на полновесный портрет больного общества, являя собой конкретиризированный концентрат, рассказывающий печальную историю о греческом Леоне, о хищной рыбке, захлебнувшейся в стратосфере обетованных небес.
8 из 10
SumarokovNC-17
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.