Паук / Spider
Проведя 20 лет в доме для умалишенных, странный и нелюдимый Деннис Клег возвращается в мрачные закоулки Ист-Энда, где прошло его детство. Словно паук, он рыщет по паутине воспоминаний, опутавшей его больной разум, заново переживая боль и страх, ставшие его единственными друзьями в родном доме, больше похожем на ад.
Отважитесь ли вы приоткрыть заржавевшие двери его сознания, чтобы во мраке узреть картины жизни одинокого Паука?
Картина поставлена по одноименному роману Патрика МакГрата 1990 года.
Кинопремия «European Film Award 2002»
Номинации:
Приз зрительских симпатий за лучшую мужскую роль - Рэйф Файнс
Приз Screen International Award
Кинопремия «23-я церемония вручения национальной кинопремии Канады»
Победитель в номинации: Лучшая режиссура
Номинации:
Лучший адаптированный сценарий
Лучшая работа художника-постановщика
Лучший дизайн костюмов
Лучший звук
Лучший монтаж звука
Кинопремия «6-я церемония вручения премии Fangoria Chainsaw Awards»
Номинации:
Лучший актер - Рэйф Файнс
Лучшая актриса второго плана - Миранда Ричардсон
Лучший лимитированный релиз (Direct-to-Video)
Лучший сценарий
Лучший саундтрек
Кинофестиваль «55-й Каннский кинофестиваль 2002»
Номинации: Золотая пальмовая ветвь
Кинофестиваль «35-й Международный кинофестиваль в Ситжесе 2002»
Победитель в номинации: Лучшая режиссура
Номинации: Лучший фильм
Кинофестиваль «29-й международный кинофестиваль в Генте»
Победитель в номинации: Приз Джорджа Делюра
Номинации: Гран-при - Лучший фильм
Замочная скважина в безумие
Абсолютно невменяемое кино, нарочито безыскусно снятое, в котором на протяжении всего экранного времени... ничего не происходит. Не происходит в реальном мире, но внутри главного героя творятся такие события, что мы не в силах их постичь. Просто невероятно, что можно полтора часа просто смотреть на душевно больного человека, который невнятно бормочет и неадекватно себя ведёт, и при этом быть настолько вовлечённым в фильм.
Именно «Паук» показывает самую реалистичную, правдивую, жизненную картину безумия, без прикрас, высокопарных красивостей и пафоса. Вот так всё выглядит на самом деле. Увидел женскую грудь в детстве- получил психоз. Случился рецидив- угодил в психушку. Ни один другой фильм не подкрадывается к теме безумия и его причины так близко, как «Паук».
Суть в том, что фильм построен так, что Деннис Клег для зрителя является дверью, с одной стороны которой находимся мы, а с другой- его безумный внутренний мир, в котором кипят события. Кроненберг, как режиссёр, не раскрывает перед нами эту дверь, но через гениальную игру Рэйфа Файнса позволяет нам подслушать, что за ней происходит, и посмотреть в замочную скважину. Отчасти потому, что если показать этот мир, он уже не будет казаться нам таким непостижимым и страшным, а отчасти потому, что даже Кроненберг не знает, что же там в действительности происходит. И это, знаете, действительно страшно.
9 из 10
Rat Noir
Хуже, чем потерять рассудок, может быть только одно - снова обрести его
Деннис Клег получил в детстве глубокую психическую травму и пробыл в психиатрической лечебнице двадцать лет. Выйдя из неё, он был вынужден поселиться в специальном пансионате, где сумасшедшие проходят как бы испытательный срок, пользуясь относительной свободой. Единственная цель Клега в жизни - это разобраться в своём спутавшемся сознании, в своих беспорядочных мыслях, восстановить в своей голове всю картину давно минувших дней детства и наконец-то понять и осознать, что же случилось на самом деле.
По ходу всего фильма в воспоминаниях Денниса всплывают события его детства, которые он пытается сложить в одну общую картину всего произошедшего, чтобы понять, потому что те события не дают ему покоя. Эти обрывки воспоминаний, которые Паук последовательно реконструирует в своём сознании, зрителями воспринимаются так же, как и им, в особенности, если фильм смотрится в первый раз. Только какие-либо важные моменты начнут проясняться, и начинает казаться, что истина достигнута, как обнаруживаются новые факты, которые перестраивают картину происходящего.
Паук сам присутствует в своих воспоминаниях. Режиссёр стремится этим показать, что Клег их и представляет - видит со стороны свои воспоминания, но в то же время ощущает их, будто переживает заново, находясь там. Он одновременно и наблюдает, и присутствует.
«Паук» - это тяжёлая психологическая драма. Драма одного героя, в котором важно всё: его движения, его манеры, его походка, его взгляд, его голос - голос самого Рэйфа Файнса, интонацию которого российский дубляж не передаст в полной мере.
Главная звезда этого фильма - Рэйф Файнс, который затмевает собой режиссуру, делая её лишь неотъемлемым дополнением. Файнс словно жил вместе со своим героем. Он идеально вписался в роль Паука и воплотил его образ. С одного взгляда ясно, что перед нами сумасшедший человек с травмированным рассудком. Он ревностно оберегает свои вещи, что даже носит одновременно четыре рубашки, свои мысли, своё личное пространство, в которое постоянно бесцеремонно вторгается миссис Уилкинсон. Он сторонится людей, обосабливается от них, потому что его больной рассудок не позволяет близко подпускать людей к своему собственному миру, полному боли, страха, неясности, беспорядочности, смятения. Мозаика - это обрывки его воспоминаний, которые он стремится скорее собрать.
Из других актёров в глаза бросается Миранда Ричардсон, потому что её героиня очень яркая и выделяющаяся на фоне остальных.
Есть в фильме и просчёты, как, например, откуда Паук мог знать место захоронения своей матери.
Беспорядок мыслей Паука и игры его разума нетрудно переносить, потому что они понятны и в процессе развития событий фильма складываются в единую картину, то дополняя друг друга, то заменяя. Но всё равно остаётся ощущение непонятности, которое является отражением того, что сам Паук, достигнув правды, не смог принять её и на этом успокоится.
Фильм слишком угнетающий, давящий своей атмосферой и тяжёлый для созерцания, но снят качественно и несёт в себе идею. Это не развлекательное кино, которое хочется пересматривать на досуге помногу раз, а серьёзное.
Хуже, чем потерять рассудок, может быть только одно - снова обрести его, потому что тогда откроется вся ужасная правда, которой иногда человеку лучше не знать. Люди практически всегда хотят собрать полностью всю мозаику, но смогут ли они принять то, что увидят на картинке?
Кино-Маньяк
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.