Сорок первый год: Противостояние / Rukajärven tie
Жаркое лето 1941 года. В Советской Карелии финские части ведут ожесточенные бои с советскими войсками. Получив приказ освободить захваченные земли, взвод лейтенанта Ээро отправляется в тяжелый и опасный поход, исход которого невозможно предсказать.
Пытаясь не попасть в засаду в дремучих лесах, теряя братьев по оружию, солдаты продвигаются вглубь вражеского тыла, но вскоре отважный лейтенант получает известие о том, что его невеста, медсестра Карина, погибла в бою с советскими партизанами. Теперь тайная вылазка отчаянных бойцов станет для юного офицера миссией отмщения за любимую.
Трейлер (русский язык)
ММКФ, 1999 год
Номинации: Приз за лучший фильм - Золотой «Святой Георгий»
Великая Отечественная глазами финских солдат
Предвкушение фильма было интригующим - любопытно посмотреть как сами финны снимут по эту войну.
Из финской темы ранее видел только наш фильм «Кукушка» Александра Рогожкина, но там финский солдат, как бы и не солдат вовсе, там несколько иная тема. Посмотрел... пол-фильма пытался найти какие либо логические обоснование этого произведения, третья четверть фильма - чуть не плакал от бессилия найти их, и в конце бросил это дело следя за несуразными штампами из немецкого «Штайнер: Железный крест».
Однако, по порядку.
Общая канва фильма. В начале фильма проходят фразы о праведности участия Финляндии на стороне Гитлера - типа «отвоюем то, что отобрали эти русские». Где-то проходят фразы «а давайте дойдем до Урала». В контексте фильма звучит очень забавно - велосипедный взвод по тайге хочет разгромить всех русских и дойти до Урала. Жаль не до конца озвучили реальную канву исторических событий тех времен. А именно великодержавную политику Финляндии, которые они проводили в 1930-е гг. по созданию «Великой Финляндии» на территории северной часть европейской России состоящую из фино-угорских народов. Ну да ладно, хоть просто на солдат посмотрим.
О финских солдатах. Приятно было смотреть на крепких финских парней и мужиков в лучшем понимании этого слова на фоне красивейших видов таежной Карелии. Освежают фильм велосипеды, но если в начале они смотрелись легко, то в болотистых местностях просто нелепо. А сцена с финским богатырем, всего пробитого пулями и утопленного в реке, вдруг возрождающегося и идущего к своим, чересчур надумана.
Очень интересно как кинематографисты показывают противников своих чудо-богатырей, то есть «советских партизан», хотя какие могут быть партизаны на линии фронта. Здесь они почему-то больше по повадкам и расхристанному виду напоминают индейцев прячущихся в лесах. Имея многочисленные возможности тотального уничтожения нелепого велосипедного взвода в тайге, (хотя бы в сцене на болоте, где один боец смог бы за пару минут положить всех горе-диверсантов), они почему-то всегда без единого выстрела отступают. Недостатком создателей является явно нереалистическое отношение к пленным как с финской, таки и русской стороны - не задав ни единого вопроса о численности и целях противников, они их без разбирательства убивают (!?).
Но самая убойная тема в фильме это невеста лейтенанта.
О финской Деве Марии. Фильм начинается с непонятной смеси реквиема Моцарта и симфонической бравады. Первым кадром наводят на православную икону божьей матери (зачем она - так и не понял), затем лютеранскую скульптуру Девы Марии (это уже понятнее), после чего камера натыкается на печально лежащую в постели семейную пару финских военнослужащих. Надо понимать они что-то оплакивают раз звучит реквиемоподобная музыка. Стараемся понять в чем дело - не дошло...
Финская невеста идет медсестрой на фронт чтобы найти своего жениха-лейтенанта, находит, и он, в обмен на опасное задание для своего взвода, договаривается с командованием отправить ее обратно в Финляндию. По пути «советские партизаны», захватывают ее в плен, непонятно что там с ней происходит, но она каким-то образом в конце фильма оказывается в расположении финских частей, не разваривает с женихом и под титры они вместе в кровати обнимают ее живот. Что это? Пожалуйста объясните. Случайное совпадение или у нее будет ребенок. Тогда от кого?
Вообще ее образ невнятен, то она сексапильная фурия с фразами типа «сделай это как тогда» (это о нехристианской форме совокупления), то праведная дева с морализаторством типа «война здесь не причем, все дело в нас». С учетом явного перебора показа икон с божьей матерью, смердящего трупа старой «русской невесты» в благоговейных материях и безумия бедного лейтенанта - стали подступать приступы тошноты.
Тема сожаления и покаяния. Фильм похож на наши перестроечные фильмы о войне. Но они мне понятны, там наша кинематографическая элита за гранты отрабатывают тему покаяния за наше «тоталитарное» прошлое. А за что каются финские создатели фильма? Непонятно. Наверное за то, что не дошли до Урала...
Итог, фильм стоит смотреть из интереса к особенностям финской психологии, получит запас сведений на эту тему, но пока я их так особо и не понял.
3 из 10
Иштимер
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.