Режиссера Джастина Рассела, единственным сколь-либо известным творением которого, являлся низкобюджетный фильм ужасов «Резня на остановке», смело можно подводить под описание героя из поговорки «И швец, и жнец. и на дуде игрец». Занимаясь почти всей работой, связанной с фильмом (сценарий, операторская работа, режиссерский труд, монтаж) трудно рассчитывать на создание какого-то шедевра. Остается лишь экспериментировать и надеяться, что признание со временем придет.
Фильм «Спящий» представляет собой стилизацию под молодежные слэшеры 80 ых, с автеничным той эпохе местом и временем действия. Рассматривая фильм исключительно через призму стилизации, можно отметить, что вышло все совсем неплохо. Художественные приемы, манера сьемки, нарочитая наигранность в актерской игре, традиционные штампы фильмов того времени — все это в «Спящем» присутствует в полной мере. Герои гибнут от рук безымянного маньяка, рассыпаясь перед ним как кегли после страйка, суровый лысый полицейский, похожий на постаревшего Колина Фаррелла задумчиво мнет сигарету, одергивая кончик фетровой шляпы, активное действие не останавливается до самого конца. Другое дело, что все это хорошо смотрится лишь для тех зрителей, которые желают поностальгировать, а вот как самодостаточный продукт фильм может не заинтересовать, уж больно далеко ушли времена, которые так старательно копирует режиссер.
Главное достоинство слэшеров — кровавые сцены, сделано на весьма хорошем уровне. Молоток вскидывается, топор свистит в воздухе, петля тесно завязывается на шее очередной жертвы, маньяк свой инструментарий регулярно обновляет, дабы зрителю скучно не становилось. Экшна достаточно много, сопровождается он леденящими звуками в лучших традициях незабвенного Нормана Бейтса и Майка Майерса, создавая какой- никакой, но саспенс. Малоизвестные актеры стараются держать марку 80х, создавая приятный фон с некой веселой безуминкой.
В целом — стилизация удалась. Да, местами 2011 год отчетливо показывает свое лицо, но большей частью режиссеру удается убедить, что зритель смотрит именно кино 80-ых. Большего от этого фильма требовать и не приходится. Стоя в стороне от огромных бюджетов, Джастин Рассел пытается найти свою нишу в кинематографии, предъявив зрителю свой любопытный эксперимент под названием «Спящий».
5 из 10
fenolftalein
Стиль — это хорошо. Здравый смысл — ещё лучше.
Это приятно, что хорроры 80-ых не забываются. Никто не забыт и ничто не забыто, так сказать. Ну, что Тарантино с Родригесом пытаются вновь привить к ним интерес — это понятно, но есть и вот такие куда менее известные фигуры, как Джастин Расселл, который выразил своё почтение фильмом «Спящий». Но всё-таки, Джастину нужно было сначала потренироваться «на кошках», снять ещё пару-тройку другую лент, чтобы набить руку. Ибо видно, что Расселлу отчаянно не хватает мастерства.
И вот вроде бы кажется, что всё удаётся — постер со зловещим слоганом (И если я УМРУ во сне…), и скоммунизженная из старых хорроров начальная заставка с пантерой, показывающая рейтинг R (эта же плашка, к слову, уже мелькала у вышеупомянутых Тарантиныча и Бобби). Но чем дальше — тем виднее, что стилизовав титры (и впрямь как в старых хоррорах) и обеспечив опять-таки по-хорошему старомодный саундтрек (имя «Гремлин», кстати, недвусмысленно намекает на группу «Гоблин», писавшую забористые саундтреки к итальянским ужастикам), Джастин не позаботился о некоторых других аспектах, а стоило бы.
Во-первых, видеоряд. Камера частенько трясётся, что присуще нынешним ужастикам, но раз уж взялся за гуж — так выровняй её, в старых хоррорах картинка не прыгала. Да и царапин с мушками на плёнке практически нет, а ведь неважное изображение — практически обязательный атрибут подобных фильмов. Разумеется, никому не нужно, чтобы картинку захламляли чёрные полосы и прочее, но не мешало бы плёнку пару раз по асфальту протащить или попрыгать на ней что ли для пущего эффекта.
Во-вторых — атмосфера. В фильме значится, что действие происходит в 1981 году, но в картине это не отражено абсолютно никак. Ну вот не видно, что это восьмидесятые. Хорошо хоть мобильники в кадре не засветили, а то с атмосферой был бы вообще швах.
Ну и в-третьих — пародия. Да-да, вы не ослышались. Временами создаётся противное ощущение, будто смотришь не хорошую подделку под старые хорроры, а пародию на них. Сюжет прямолинеен настолько, насколько это вообще возможно. А маньяк — так и вовсе одна сплошная пародия. И жертве перед убийством обязательно позвонит, и занесённый для удара молоток будет год держать, и говорить он будет шепчущим голосом, ну и, разумеется, преследуя финальную жертву он будет то тупить, то медлить, то постоянно промахиваться, нанося удары.
Тут было я собирался сетовать и на блеклых актёров и персонажей, но успокоился — в старых хоррорах такое сплошь и рядом. Посредственность, посредственность, посредственность. Об обнажёнке забыли, её тут неприлично мало, считай нету почти. Зато есть спецэффекты, которые выглядят достаточно неплохо, но местами слишком наивно, особенно в моменте, где Спящий молотком разбивал тряпочную голову. Тут уж и не знаешь что думать — либо бюджета было мало, либо опять такая полупародия. Но в целом неплохо.
Возможно кто-то скажет, что я предъявил этому фильму слишком много претензий и будет прав. Но тут есть загвоздка — на одном поклонении стареньким ужастикам фильм не вывезешь, что и доказывают низкие рейтинги. У Расселла вышла неплохая проба пера, но для того, чтобы создать по-настоящему старомодный ужастик, этому парню ещё предстоит потрудиться и подождать. А пока мы имеем в наличии просто неплохой слэшер, который не лезет ни в одни, ни в другие ворота — для любителей современного ужаса «Спящий» с его одноклеточным сюжетом и примитивными (по нынешним меркам) спецэффектами покажется оскорбительным, а знатоки старых хорроров будут безуспешно искать здесь ту самую Атмосферу Восьмидесятых, которой здесь кот наплакал. Так что лично я, какой-никакой но знаток старых слэшеров, попытку засчитаю, но приведу в пример Джастину Илая Рота, чей совершенно гениальный трейлер «Дня благодарения», я надеюсь, перерастёт в полноценный фильм.
6 из 10
Раптор 2
|
|