То, что её заводит / Få meg på, for faen
Альме 15 лет, ее самые «заводные» годы проходят в захолустном норвежском городке. Здесь тишина, покой и овечки на лугах — кошмар для барышни с чрезвычайно развитым воображением и непрекращающимся гормональным взрывом! Неудивительно, что Альма полностью погрузилась в эротические мечты, подогреваемые телефонной службой «Дикие и горячие фантазии». И только мама возвращает Альму к реальности, когда видит счета за «секс по телефону»!
- Для Яннике Систад Якобсен фильм «То, что ее заводит» стал первой работой в жанре полнометражного кинофильма. До этого она выпустила пару короткометражек и один телевизионный фильм. Сценарий фильма Яннике Систад Якобсен написала совместно с автором рассказа, по которому снят фильм Олагом Нильссеном.
- Фильм «То, что ее заводит» получил ряд наград на различных кинофестивалях. Так, на Tribeca Film Festival фильм «То, что ее заводит» выиграл приз за лучший киносценарий. Его Яннике Систад Якобсен написала совместно с Олагом Нильссеном. Приз за лучший дебют вручен фильму «То, что ее заводит» на кинофестивале в Риме, а приз Best European First Feature фильм «То, что ее заводит» получил на международном кинофестивале фильмов о любви в Бельгии.
- Всего в создание фильма «То, что ее заводит» вложено 17,5 миллионов норвежских крон.
Кинопремия «Amanda Awards 2012»
Победитель в номинации:
Лучший фильм
Лучшая работа оператора
Номинации:
Лучшая актриса - Хелен Бергшолм
Лучшая актриса второго плана - Малин Акерман
Лучший сценарий
Собери вагину в кулак
Гугловский переводчик даёт буквальную кальку с норвежского названия, как «Забери меня, чёрт знает где». И в этом русифицированном косноязычии есть своя непередаваемая прелесть, которая отсылает к культовому «Грёбаному Омолю» (у нас - «Покажи мне любовь») Лукаса Мудиссона. Но шведский мейнстрим 13-летней давности выглядит всё же слишком целомудренно на фоне сегодняшней норвежской «куртуазности». Поэтому на память скорее приходит «Настоящая девчонка» Катрин Брейя, которую 35 лет назад не рискнули выпустить на экраны даже в либеральной Франции, а теперь вот цитируют с достойным восхищения простодушием.
Фильм снят по роману, а кажется, что по анекдоту. 15-летняя Альма (её играет 19-летняя Хелен Бергшолм) - симпатичная блондинка с умеренно глупым взглядом и зубами, как у Макаревича, возомнила в пивном угаре, что одноклассник Артур ткнул ей на вечеринке членом в бедро. После этого зрителя битый час водят за нос, заставляя сомневаться: а был ли перформанс?
Девичья плоть, до того момента не особо беспокоившая, вдруг начинает стремительно пробуждаться и это застает Альму врасплох. Надо отметить, что вся эта катавасия разворачивается на фоне живописнейшего пейзажа, до которого, впрочем, местной школоте нет никакого дела. Норвежских тинейджеров манит в худшем случае Осло, в лучшем - Техас, куда намеревается сбежать подружка Альмы, чтобы бороться там против смертной казни.
Альму же не на шутку колбасит, и чем дальше, тем всё сильнее. При каждом удобном случае она начинает предаваться перверсивным фантазиям, о которых не могла помыслить даже дневная красавица Бунюэля:
Как успокоить упрямую Альму?
Альма мечтает о сексе в субботу
И обещает не лазать на пальму,
Если её оприходует рота...
Как и у Берйя, скандинавская молодёжная «как бы комедия» живописует «фазу пубертатного взрыва» озабоченной старшеклассницы, предпочитая французской провокативности норвежскую непосредственность, не переходящую однако в идиотизм. Но именно поэтому первые эротические опыты тинейджерицы Алисы вряд ли будут особенно возбуждать. И поэтому вряд ли приходится ожидать, что во время просмотра крепкие русские (шведские, финские etc - нужное подчеркнуть) парни будут покрываться румянцем и, давясь поп-корном, выбегать из зала, опустив от стыда глаза...
Вот я, кажется, и докопался до главной причины игнорирования этой картины. И теперь не кажется странным, почему общее количество зрителей, посмотревших это кино в России, едва набирается на большой зал ДКЖ. Но даже при такой очевидной скудности внимания, мы чуть-чуть не обошли Америку, которая готова с ума сходить от своих пирогов, но ещё не настолько толерантна, чтобы принять как есть норвежский член.
Что радует? Кино всё-таки сняла женщина, а, значит, за базар отвечает. Поэтому любые нападки и обвинения в мужском шовинизме отпадают автоматически. И пока мужчины играют в хоккей и политику, женщины всерьёз исследуют секс. И то, ведь кому-то же надо. У французов этим занимается Катрин Брейя, у нас - Ангелина Никонова, у норвежцев - Яннике Систад Якобсен.
Сняв кино про девочку-изгоя, сама Якобсен явно не хочет повторять судьбу Брейя, которой 23 года пришлось ждать выхода «Настоящей девочки». Скандинавки, как и блондинки, упрямы. Говорят, что если блондинке оторвать голову, то она потом ещё три дня будет бегать по магазинам. А скандинавке ещё пойди попробуй голову оторвать... И пока норвежцы мужчины следуют правилу «лежите дальше и ничего не случится», Якобсен сняла фильм, о котором... вот даже я написал.
Малов-кино
Девушка в режиме ожидания
В глухом норвежском лесу, огорожденный от цивилизации излучиной горной речки, лежит крохотный городок Скаддаймен, в котором жизнь - не жизнь, а тоска зеленая. Из достопримечательностей бетонная автобусная остановка, разрисованная граффити, да две дурочки на батуте. Есть еще табличка с названием города, при виде которой самопроизвольно оттопыривается средний палец на руке. Хмурая пожилая соседка целыми днями шпионит за ней. Подружки - те еще особы со своими заморочками. Из развлечений - только пиво, добытое обманным путем, да походы в сельский клуб. Где-то, в Осло например, жизнь бьет ключом, а тут просто остолбенела. Даже любимый парень никак не поймет, что ей нужно, или просто никак не может решиться и взять её.
Альма уже не ребенок, но далеко не взрослая. Юный организм бурлит гормонами роста, а сердцу хочется любви, а телу - вкусить запретной страсти. Девочка созрела, но её никто не хочет, зато сама она не исключает возможности перепихнуться с представителем любого пола и возраста в своих ярких эротических фантазиях. Был ли случай с членом Артура, ткнувшим её в бедро, на самом деле, или это отчаянное желание девушки привело к таким последствиям, но сие странное обстоятельство послужило необязательной завязкой этой вечной и бесконечной истории.
Фильмы о половом созревании со всей полагающейся подростковой атрибутикой (сверстники, пошловатые разговоры, тусовки, пьянки, раненые сердца) чаще всего снимаются в комедийном жанре, грех не воспользоваться таким благодатным материалом. Картина никому неизвестной Яннике Якобсен формально тоже идет комедийной стезей, однако максимум, что она может вызвать у зрителя, - ироничная улыбка над очередными любовными похождениями блондинки, отличающихся от формановских только временем и местом. Что поделаешь, европейская традиция.
Случаи описания именно женского пубертатного периода с вытекающими по законам жанра последствиями встречаются гораздо реже аналогичных историй с вьюношами различной степени дебильности. Однако если сравнить реализацию одних и тех же мотивов общественного порицания и школьного остракизма в «То, что её заводит» и в какой-нибудь американской «Отличнице легкого поведения», налицо фундаментальные отличия между голливудским и скандинавским кино. Яркие краски и зрелищность главенствуют в одном случае и второстепенны в последнем примере, где за легким налетом артхаусности важно внутреннее смятение героини и алогичность её поступков.
Впрочем, фильм Якобсен насквозь пропитан универсальностью и понятностью поведения норвежских подростков из «села», которые в похожих ситуациях ведут себя точно так же, как любые другие подростки в любой другой стране мира. Пьют, пробуют наркотики, познают жизнь в доступных им проявлениях. Разве что здесь больше реализма, чем в проходных комедиях (иным происходящее напротив покажется слишком наивным, но я не заставляю принимать свою точку зрения), подчеркнутого аскетичным скандинавским бытом и нордическими характерами героев, среди которых Альме так трудно отыскать родственную душу.
Создатели ленты не стали экспериментировать с не раз пройденным материалом, создав поистине простую и ностальгическую для зрелого человека историю об одиночестве и поиске поддержки и сострадания. Вечный конфликт родителей и детей только фон, на самом деле ни одна из затронутых тем не раскрывается полностью (тема сисек в том числе, если это кого-то интересует). Современный психолог скажет, что причина одержимости Альмы сексом лежит главным образом в отсутствии отца в её доме, но режиссера это совсем не интересует.
Якобсен не изобретает ровным счетом ничего нового. Это просто зарисовка юности почти обычной девушки, такой как Альма. Отсюда прерывание и без того краткого хронометража на полуслове. Маленькая жизнь, украшенная игрой очаровательной Хелен Бергшолм. Начало пути в обретении самого себя. Кто-то так и будет мечтать уехать в Техас, протестовать против смертной казни, кто-то останется, приспосабливаясь к существующим условиям, постепенно привыкая к тому, что за все придется платить, и не только по счетам за секс по телефону.
Приятного просмотра.
Arbekov
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.