Цель номер один / Zero Dark Thirty
История одной из операций спецслужб США по поимке «террориста N1» Усамы Бен Ладена.
Трейлер
«Цель номер один» (Zero Dark Thirty; буквальный перевод - «Глубокой ночью», военный термин) - американский художественный фильм, боевик с элементами триллера режиссёра и сопродюсера Кэтрин Бигелоу, премьера которого состоялась 19 декабря 2012 года, в России релиз намечен на 21 февраля 2013 года. Главную роль исполняет Джессика Честейн.
Картина основана на реальных событиях - ликвидации террориста «номер один» Усамы бен Ладена. Американская кинопресса крайне положительно приняла новый проект Бигелоу, а на сайте Rotten Tomatoes ещё до официальной премьеры его рейтинг составлял 100 %. Критиками фильм расценивался как один из ключевых претендентов на премию Американской киноакадемии «Оскар».
«Цель номер один» была признана лучшим фильмом года по версии нескольких сообществ кинокритиков со всего США, а на «Золотом глобусе» её выдвинули в четырёх номинациях, включая за лучший драматический фильм. На 85-й церемонии вручения премии «Оскар» картина была удостоена пяти номинаций, включая за лучший фильм года. Джессика Честейн за эту актёрскую работу была представлена к премии Гильдии киноактёров США и BAFTA.
Создание
Бигелоу и Боал приступили к написанию сценария ещё в начале 2000-х, когда бен Ладен, по некоторым данным, скрывался в Тора-Бора. После того, как творческий коллектив Бигелоу-Боал был удостоены «Оскара» за режиссуру и создание сценария к военной драме «Повелитель бури», они решили вернуться к теме войны. Спустя несколько дней после убийства террориста в мае 2011 года проекту был дан «зелёный свет».
Первоначально режиссёр и продюсеры планировали назвать фильм «Для Бога и страны», но после выпуска тизера его поменяли на «Нулевая видимость 30». Частичные съёмки проходили в индийском городе Чандигарх, который специально отдекорировали под Лахор и Абботтабад, где и ликвидировали бен Ладена. Во время производства ленты размещение символики Пакистана вызвало недовольства и протесты населения, затруднившие процесс съемок.
Прототипом героини Джессики Честейн стала реальная сотрудница ЦРУ, чьё имя не раскрывается. За участие в операции она была удостоена важнейшей военной награды США.
Как и рассчитывала Бигелоу, сразу же после анонса разработки подобного политического фильма на съёмочную группу обрушился шквал критики. Одним из первых свое мнение высказал член палаты представителей США Питер Кинг (англ.)русск., задававшийся вопросом: «Была ли допущена Бигелоу к секретным документам?». Режиссёр отделалась брошенным «Без комментариев». Невзирая на это, сценарист Боал признался, что большая часть фильма основана на собственных исследованиях. Позже оппоненты президента Обамы заявили, что представители его администрации лично передали создателям картины секретные данные.
Не принимая во внимание отмашки съёмочной группы, Пентагону фильм показался настолько достоверным, что Министерство обороны США провело специальное расследование с целью выяснить, кто открыл все секреты охоты за бен Ладеном Бигелоу. По его результатам выяснилось, что засекреченную информацию выдал ближайший помощник минобороны США Панетты Майкл Виккерс.
Награды
Оскар, 2013 год
Номинации (5):
Лучший фильм
Лучшая женская роль (Джессика Честейн)
Лучший сценарий
Лучший монтаж
Лучший монтаж звука
Золотой глобус, 2013 год
Победитель (1):
Лучшая женская роль (драма) (Джессика Честейн)
Номинации (3):
Лучший фильм (драма)
Лучший режиссер (Кэтрин Бигелоу)
Лучший сценарий
Британская академия, 2013 год
Номинации (5):
Лучший фильм
Лучшая женская роль (Джессика Честейн)
Лучший режиссер (Кэтрин Бигелоу)
Лучший оригинальный сценарий
Лучший монтаж
Интересные факты:
- «Нулевая видимость 30» (Zero Dark Thirty) — это военный термин, обозначающий точное время — 0:30. Именно в этот назначенный час группа морских пехотинцев начала выполнять свое задание. Бен Ладен был убит во втором часу ночи 2 мая 2011 года.
- Картина имела рабочее название «Для Бога и страны», но к моменту выхода первого тизера-трейлера было принято решение поменять название «Цель номер один». Кэтрин Бигелоу объясняла название следующим образом: «Это военный термин, означающий время 0:30 – когда вокруг темно и таинственно, что отлично характеризует десятилетнюю миссию, которой посвящено наше кино».
- Кэтрин Бигелоу и Марк Боал работали над сценарием к фильму об осаде 2001 года места Тора-Бора, где, предположительно, и находился Бен Ладен. Дэут уже собирался приступать к организации съёмок, но в новостях сообщили об убийстве лидера «Аль-Каиды». Постановщики решили перефокусировать свою историю в соответствии с новыми событиями, а предыдущие наработки отложить на будущее.
- Марк Боал по этому поводу рассказывал: «Я провёл годы, общаясь с военными и оперативниками разведки, которые занимались контр-террористической деятельностью. Эти знания одинаково подойдут для обоих проектов. Некоторые идеи я нарабатывал долгое время, зная, что когда-нибудь всё это мне поможет».
- Съёмки фильма «Цель номер один» проходили в городе Чандигарх, Индия. Некоторые сцены были записаны на территории Пакистана, в местах Лахор и Абботтабад – там и был пойман Усама бен Ладен в мае 2011 года.
- В качестве рекламной кампании была задействована игра Medal of Honor: Warfighter, где дизайн нескольких многопользовательских карт повторял локации из фильма.
- С фильмом «Цель номер один» были связаны политические споры. В частности, противники администрации Барака Обамы утверждали, что премьера картины, изначально назначенная на октябрь 2012 года, была нарочно поставлена прямо перед ноябрьскими выборами в США, чтобы поддержать действующего президента. Компания-прокатчик Sony в свою очередь заявила, что политический фактор никак не был связан с датой премьеры, но, тем не менее, отодвинула широкий релиз на начало января, комментируя это необходимой близостью к проведению церемонии «Оскар».
- Также администрация Обамы предоставляла секретные сведения съёмочной группе Кэтрин Бигелоу. Это стало известно широкой общественности – республиканцы тут же этим воспользовались, заявив, что подобное нарушение конфиденциальности недопустимо.
После печально известной атаки на США 11 сентября 2001 года начинается война с террористической организацией «Аль-Каида». В частности, американские спецслужбы устроили настоящую охоту за Усамой бен Ладеном. В центре повествования фильма «Цель номер один» — группа агентов ЦРУ и военных оперативников, которые проводят операции по всему миру, преследуя террориста номер один.
Скептика vs. Бигелоу
«Время все-таки настало» - эти слова, произнесенные представляющей тогда номинацию Барбарой Стрейзанд, стали ознаменованием первой в истории оскаровской премии в категории «лучший режиссер», присужденной женщине. Картина Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури» стала настоящей сенсацией 2010 года, тема фильма была крайне противоречива и мгновенно вызвала самые полярные реакции зрителей, которые не стеснялись либо называть ленту шедевральной, либо обвинять ее в излишней пропаганде американской политики, что, как утверждают скептики, и явилось причиной столь повсеместного облюбования. Спустя два года Бигелоу представляет очередную картину на военную тематику, которая снова становится главной темой множества дискуссий как критиков, так и зрителей
Сценарист картины Марк Боал проделал большую работу по сбору материала, относящегося к хронике событий последних десяти лет, который, так или иначе, связан с поимкой Усамы Бен Ладена, что является одной из самых острых политических историй США. Нарратив картины, условно поделенный на две части, отличается простой линейной формой, не нагруженной никакими витиеватыми переплетениями, что позволяет сконцентрироваться лишь на эпизодах одной истории. Фильм начинается с ужасающих последствий теракта 9/11, что, сродни прологу, сразу задает эмоциональный климат картины, после чего действие переносится на Ближний Восток, где повествование последующих событий ведется от лица Майи, молодого агента ЦРУ, списанного, между прочим, с реального его сотрудника. Первая часть сосредоточена на вычислении конторой Майи и ее коллег курьера Бен Ладена, поимка которого может вывести на доселе неизвестное местонахождение террориста, в то время как вторая половина картины описывает стратегический план и непосредственное выполнение операции по его задержанию. Сюжетная линия, если не максимально приближена к реальным событиям, то хотя бы пропитана сильной эмоциональной составляющей в лице главной героини, что в некоторой степени подогревает интерес к сюжету. Пожалуй, это переплетение душевных тягот агента ЦРУ с развивающимися событиями и является единственным достоинством сюжета, который у которого напрочь отсутствует всякая композиционная целостность или интригующее развитие. Вообще, довольно трудно найти границу, которая разделяет жанровую принадлежность фильма от сухой документальной хроники. Переходы между основными этапами многолетней операции едва уловимы, более того незнакомый с материалом зритель вряд ли сможет четко проследить развитие сюжетной оси. Но, даже заранее ознакомившись с делом убийства Бен Ладена, в повествовании можно явно ощутить пустоты и зависшие в воздухе вопросительные знаки, отягощающие все восприятие.
Режиссер картины Кэтрин Бигелоу, по всей видимости обретшая «свой собственный» жанр, снова представляет военную драму с явным оттенком документалистики. Ко всеобщему удивлению Бигелоу умудряется получать престижные премии и признание самых знатных критиков, оперируя не самыми виртуозными режиссерскими ходами. Изображая нарратив довольно простыми приемами, режиссер хоть и позволяет зрителю оказаться в центре действия, будь то разведчиком, ведущим слежку, то спасающимся от теракта или перестрелки агента ЦРУ, то морпеха, в очках ночного видения направляющимся устранить главного террориста N1, при этом фатально терпит неудачу, заставляя зрителя скучать в том же центре кипящего и дымящего действия. И несмотря на довольно неплохой монтаж и удачно выбранные ракурсы оператора, можно с уверенностью утверждать, что в работе Бигелоу нет ровным счетом ничего выдающегося.
Ничего выдающегося не наблюдается и в отношении актерской составляющей фильма. Безусловно, Джессике Честейн отлично удалось показать за хрупкой внешностью своей героини холодный ум, расчетливость, целеустремленность и непоколебимую веру в успех. Один из коллег Майи в ответ на скептический комментарий о ее неподготовленности случайно обороняет фразу о том, что в самом Вашингтоне ее считают настоящим киллером. Поэтому, как истинному военному, которому не положено никакое проявление эмоций, Майе не позволительна роскошь расточать свои чувства. Пожалуй, это и является самым весомым достижением актрисы в создании своего образа: до последней сцены удерживать вуаль сдержанности и безэмоциональности и концентрировать напряжение за строгостью поведения. Исполнение талантливой Джессики Честейн отличается достоверностью и определенной силой воздействия на зрителя, но не впечатляет, а даже удивляет заработанным высокими оценками критиков.
Анализируя новую картину Кэтрин Бигелоу, нельзя не отметить ее сильные стороны, в особенности технического характера, которые гарантируют неплохой военный триллер, раскрывающий ко всему прочему крайне интригующую и политически важную тему, однако явные несовершенства в главных составляющих фильма не позволяют вывести «Цель номер один» в список лучших фильмов года. В силу специфики жанра, острой темы и своеобразного подхода визуализации картина искренне понравится далеко не каждому и вряд ли найдет какие-нибудь оправдания, когда под очередную волну возмущения большинства зрителей будет получать награды от проявляющих к ней симпатию критиков и гильдий.
7 из 10
_Amateur_
Великое кино о великой войне
Заинтересованные лица всегда приучали американскую общественность к тому, что самая страшная угроза может прийти из вне, а не изнутри, дабы иметь возможность отвлечь граждан от внутренних проблем страны - поэтому в том, что фигуре Усамы бен Ладена уделялось столько внимания нет ничего удивительного. Значимость охоты на террориста американские СМИ раздули до гипертрофированных пределов, а позже авторитетные кинематографические организации также раздули значимость художественного фильма, снятого на эту тему. Время от времени террорист значился мёртвым - начиная с 2001 года по наши дни о смерти бен Ладена упоминалось не менее шести раз. Самая свежая версия событий легла в основу данного фильма.
Новый продукт совместных трудов сценатриста Марка Боала и режиссёра Кэтрин Бигелоу снят по той же формуле, что и существенно переоценённая предыдущая работа кинематографистов - картина даже не пытается как-то прикрыть тот факт, что здесь теме, выбранной для фильма уделяется гораздо больше внимания, чем фильму как таковому. И это было бы более чем логично, если бы мы имели дело с документальным кино, пытающимся расставить все факты на свои места как можно точнее; но вот хвалить игровое кино только лишь за удачно выбранную тему для сюжета, при этом намеренно закрывая глаза на отсутствие явных художественных достоинств - это абсурд. Я не буду сейчас рассматривать сюжет с идеологических и политических аспектов, поскольку создатели имеют право на своё мнение. Бегелоу показывает свою интерпретацию фактов; свою точку зрения, которая также имеет право на существование. Но способен ли фильм увлечь своей историей и держать в напряжении? Способен ли он прояснить какие-то исторические моменты и пролить свет на какие-либо факты? Откровенно говоря, если Вас интересуют подробности той операции - лучше ограничить себя прочтением статейки в какой-нибудь Википедии, нежели тратить два с половиной часа на просмотр этого фильма; потому как за это внушительное время я не узнал ровным счётом ничего нового о тех событиях. Фильм смотреть откровенно скучно. Во-первых, потому что мы знаем ключевые детали поисков террориста, и чем-то удивить сюжет не в состоянии. Во-вторых, фильм скучен сам по себе. Создатели монотонно воспроизводят хронологию событий, без особого энтузиазма и каких-либо попыток зацепить зрителя хоть чем-то. Возможно, в процессе просмотра среднестатистический североамериканский зритель и будет прибывать в эйфории от демонстрации пыток и осознания того, что в скором времени он увидит ликвидацию главного врага своей страны - мне подобный примитивизм показался абсолютно не достаточным условием для качественного кино; и хотелось бы увидеть хотя бы одного привлекательного героя. Но фильм абсолютно прямолинеен, а персонажи легковесны. Развитие характеров? Его здесь попросту нет. Майя в исполнении Джессики Честейн, главная «охотница», в финале картины мало чем отличается от её образа в начале фильма. Проходит добрый десяток лет - а зритель так ничего нового и не узнал о её личности. Тоже касается любого другого персонажа истории. Драма здесь отсутствует по определению, только монотонный пересказ хронологии событий, способный не один раз усыпить зрителя. Можно, конечно, уповать на обещанную «достоверность» - но ведь фильм при всей своей сухости далеко не всегда выглядит настолько правдоподобным, насколько бы хотелось создателям.
Чтобы каким-то образом прописать моральные аспекты истории, Бигелоу в самом начале картины демонстрирует нам довольно эффектный приём, когда на фоне абсолютно тёмного экрана мы долгое время слышим телефонные переговоры жертв 11 сентября, находящихся в ловушке незадолго до того, как их жизням будет суждено оборваться. И это чуть ли не единственный момент фильма, когда кино оказывается способным объяснить, в чём смысл этой «войны»; потому как далее авторский мессэдж оказывается существенно размазан по невнятным двум с половиной часам будничной рутины специалистов ЦРУ, просто-напросто выполняющих свою работу. Дело в том, что сама реальная история (ну или то, что авторы хотели бы видеть в качестве реальной истории) не производит такого эффекта и не кажется настолько невероятной, чтобы на её основе снять художественный фильм, способный зацепить. То, что операция готовилась несколько лет - это вполне нормальное явление, также как и то, что участвующие в этом процессе люди заведомо подвергают свою жизнь риску. Добавьте сюда общую сухость и отсутствие интриги и напряжения - и надобность подобного кино оказывается под вопросом.
И вот проходит два с половиной часа; герои пакуют трупы в мешки, в то время как Кэтрин Бигелоу освобождает место на полке для очередного Оскара; а ты сидишь в лёгком недоумении, понимая, что только что посмотрел один из главных фильмов года, и гадая, за какие заслуги эта посредственность удостоилась столь заоблачных рейтингов. «Zero Dark Thirty», на деле, оказывается одним из самых скучных фильмов последнего времени. Обещанного напряжения здесь нет и в помине; и картине катастрофически не хватает энергии, ровно как образам её героев не хватает глубины. Очень и очень средний триллер; непосредственно, сама кинематографическая ценность которого близка к нулю.
5 из 10
Lost__Soul
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.