Улика / Clue
Семь неизменных персонажей: гости, приглашенные в дом — мистер Грин, профессор Плам, миссис Пикок, полковник Мастард, миссис Уайт приезжают в загородное поместье, где их встречают дворецкий Уодсворт и хозяин дома, мистер Бодди, с убийства которого и начинается самое интересное.
Гостям во главе с неутомимым дворецким (или вовсе не дворецким) предстоит «вычислить» таинственного убийцу. У каждого, как выясняется, есть свой мотив, свое орудие преступления. Это может быть канделябр, отрезок трубы, гаечный ключ, веревка, револьвер или нож. У каждого из подозреваемых — своя страшная тайна.
По мере того, как гости изучают дом и друг друга, в особняке появляются новые люди, с первого взгляда непричастные к делу, но которых, как это ни прискорбно, ждёт печальная участь мистера Бодди.
«Улика» (англ. Clue, 1985) - комедийный кинофильм с элементами детективного триллера, в котором обыгрывается свойственная многим детективам ситуация: группа людей, труп, гигантский дом и извечный вопрос «Кто же убийца?». Фильм поставлен по настольной игре «Cluedo». По концепции фильм пересекается с другим фильмом «Ужин с убийством» (1976), в котором главную роль тоже сыграла Айлин Бреннан, и который также основывается на этой игре.
Реконструкция
Сначала Уодсворт объясняет смерть мистера Бодди. Оказалось, что тогда в темноте убийца промазал, пуля лишь задела мочку уха мистера Бодди, который, поняв, что его план дал осечку, решил прикинуться мёртвым, чтобы его больше не могли убить. В дальнейшем, когда все были на кухне и осматривали труп кухарки, один из них тем временем вместе с подсвечником спрятался в гостиной. Мистер Бодди, не заметив убийцу, вскочил с пола и бросился в коридор, однако убийца догнал его там и ударил подсвечником. После чего оттащил его тело в туалет, где его позже нашла миссис Пикок.
Смерть кухарки Уодсворт объясняет так: когда они побежали на крик Иветт в бильярдную, один из них побежал совсем в другую сторону - на кухню.
Раскрытый буфет и смерть автомобилиста: Уодсворт вспоминает, что они заперли оружие в буфете, а ключ от него он положил к себе в карман. Затем автомобилист звонит в дверь. Во время разговора с ним они плотной толпой стоят в дверном проёме. И в этот момент один из них незаметно засовывает руку Уодсворт в карман и подменяет ключ от буфета на другой, который Уодсворт позже выбрасывает на улицу. Заперев автомобилиста в комнате с телефоном они продолжают свои поиски, как и до этого, разбившись на пары. Человек с ключом в какой-то момент отделяется от своего напарника, открывает буфет и по тайному ходу проникает в комнату к автомобилисту.
Смерти Иветт, полицейского и «Поющуей Телеграммы» отследить сложно, потому что в тот момент один из них вырубил электрический счётчик и все метались в темноте.
Во время реконструкции, когда Уодсворт доходит до того момента, где в дверь позвонил полицейский, снова раздаётся дверной звонок. Все впадают в замешательство - за этот вечер в дом вошло уже три посторонних человека и что с ними теперь! Поэтому миссис Пикок с воплем «Кто бы это не был, лучше пусть уходят, иначе их тоже убьют!» бросается к двери и распахивает её. На пороге стоит пожилой человек в плаще и шляпе, который оказывается евангелистом. Он просит их «покаяться во имя Царствия Небесного, ибо грядёт Армагеддон». Его слова кажутся всем нелепыми и поэтому они говорят ему, что «его сведения устарели, так как в этом доме Армагеддон уже давно наступил». Тогда он говорит, что они должны спасти свои души, в ответ на что миссис Пикок с заявлением «Да нам бы жизнь спасти, шут гороховый!» захлопывает перед ним дверь.
Реконструкция завершается тем, что Уодсворт, как и до этого один из них, гасит во всём доме свет. Сцена, где он его зажигает, является стартовой во всех трёх концовках.
- Фамилия «Боди» по-английски означает «тело». Также фамилии остальных персонажей, будучи фальшивыми, в переводе с английского означают конкретные вещи. Так «Скарлетт», «Грин» и «Уайт» являются цветами - «алый», «зелёный» и «белый». «Плам» означает «слива», «Пикок» - «павлин», «Мастард» - «горчица».
- Когда все бегут на крик Иветт в бильярдную за кадром слышен крик не играющей Иветт Коллин Кэмп, а Лесли Энн Уоррен, которая играет мисс Скарлетт. Причём он не был записан специально для этого момента, а был позаимствован из сцен, где мисс Скарлетт кричит, когда они вначале находят на кухне в шкафу труп кухарки, а ближе к концу находят там изображающего из себя труп Уодсворта.
- Первоначально в роли «Скарлетт» должна была сниматься Кэрри Фишер, но за 4 дня до съемок она попала в реабилитационный центр. Согласие на роль Лесли Энн Уоррен было получено за день до начала съемок.
Перевод фамилии «Боди» - «тело». Прозвища других гостей также означают конкретные вещи. «Скарлетт», «Грин» и «Уайт» - «алый», «зелёный» и «белый». «Плам» - «слива», «Пикок» - «павлин», «Мастард» - «горчица».
Основа для фильма - настольная игра, изобретенная еще в 1946 году. Игра была разработана адвокатским клерком Энтони Е. Преттом, который в свободное время работал клоуном. Целью этой игры является с помощью дедукции выяснить ответы на три вопроса: кто, где и чем убил Доктора Блэка (в североамериканскрой версии - мистер Бодди).
Вторая версия перевода названия фильма - «Разгадка».
Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
На самом деле было снято не три, а четыре версии финала, но создатели посчитали последний вариант слишком кровавым, так как в ней умирают все герои.
Когда все бегут на крик Иветт в бильярдную за кадром слышен крик не играющей Иветт (Коллин Кэмп), а Лесли Энн Уоррен, которая играет мисс Скарлетт. Причём он не был записан специально для этого момента, а был позаимствован из сцен, где мисс Скарлетт кричит, когда они вначале находят на кухне в шкафу труп кухарки, а ближе к концу находят там изображающего из себя труп Уодсворта.
Подробное описание:
1954 год, Новая Англия. США находится под давлением власти сенатора Джозефа Реймонда Маккарти. В загородный готический особняк Эпохи Возрождения по приглашению на светский ужин приезжают шесть гостей. Они совершенно незнакомы друг с другом и никогда раньше не встречались. C хозяином дома они тоже незнакомы, тем более что в приглашении тот подписался «Мистер Бодди». В присланных им приглашениях указано, что они все, дабы сохранить свою анонимность, не должны представляться остальным своими настоящими именами, а использовать те, что указаны у каждого из них в приглашении. И поэтому на протяжении всего фильма гости будут называть только свои фальшивые фамилии, их настоящие имена зрителю никогда не будут названы. Итак, всего шесть гостей - трое мужчин и три женщины. Мужчины это - полковник Мастард, профессор Плам и мистер Грин. Женщины - миссис Уайт, миссис Пикок и мисс Скарлетт.
Когда они прибывают в особняк, там их встречают дворецкий Уодсворт, сексапильная горничная Иветт и кухарка с азиатской внешностью миссис Хо. Уодсворт говорит им, что мистер Бодди, опаздывает, и поэтому они могут начинать ужин без него. Мистер Бодди прибывает к концу ужина, после чего Уодсворт приглашает всех приглашённых в гостиную и там раскрывает истинную причину, по которой они все были приглашены на эту вечеринку. Оказывается все гости на данный момент подвержены шантажу.
Главные персонажи, слева направо: мисс Скарлет, полковник Мастард, Миссис Уайт, мистер Грин, Уодсворт, профессор Плам , и миссис Пикок
Миссис Уайт, будучи вдовой, втянута в скандал относительно таинственной смерти её мужа-ядерного физика, который знал секрет Водородной Бомбы.
Профессор Плам, будучи психиатром, сексуально домогается своих пациенток и при этом состоит во Всемирной организации здравоохранения.
Миссис Пикок, будучи женой сенатора, давала взятки, чтобы её муж победил в выборах.
Мисс Скарлет владеет нелегальным борделем в Вашингтоне.
Полковник Мастард был военным спекулянтом и сколотил своё состояние на деньги, полученные от продажи на чёрном рынке деталей радио, украденных от военных самолётов.
Мистер Грин - гомосексуалист, что ставит под угрозу его работу в Государственном департаменте.
И наконец сам Уодсворт тоже жертва шантажа, так как его жена поддерживает связь с социалистическими друзьями. Однако самая страшная тайна у мистера Бодди, так как он и есть этот самый вымогатель, который их шантажирует. Уодсворт собрал гостей, чтобы вместе они помогли ему сдать мистера Бодди в полицию.
Однако мистер Бодди - человек не промах. Он напоминает им, что даже если его арестуют, ничто не сможет заставить его не рассказывать полиции их секреты. И поэтому он предлагает им альтернативу. Всем шести он вручает по чёрной коробке, перевязанной лентой. В каждой коробке обнаруживаются странные предметы. У мисс Скарлетт - увесистый подсвечник, у миссис Уайт - удавка, у мистера Грина - обрезок трубы, у полковника Мастарда - гаечный ключ, у профессора Плама - пистолет, а у миссис Пикок - кинжал-стилет. Мистер Бодди делает им предложение - с помощью только что выданных им всем орудий убийства они убивают Уодсворта, то есть избавляются от лишнего осведомителя их секретов, а он спокойно продолжает шантажировать их дальше. Заканчивая эту фразу мистер Бодди гасит в комнате свет. Далее в темноте раздаётся целая серия звуков хаоса, среди которых особняком стоят яркая вспышка и грохот пистолетного выстрела. Когда же свет зажигают, все видят, что мистер Бодди лежит мёртвым на полу. Гости отрицают свою причастность к его смерти, а профессор Плам, так как выстрел прозвучал из его пистолета, утверждает, что в темноте кто-то пытался вырвать у него оружие и этот кто-то же нажал на спусковой крючок.
Тогда гости во главе с Уодсвортом исследуют дом, чтобы узнать, есть ли в доме кроме них, человек, который мог убить мистера Бодди. По мере их исследований от рук неизвестного тем временем гибнут кухарка и Иветт. Причём убивают их тем самым оружием, которое выдали гостям (кухарка получает удар кинжалом в спину, а на Иветт убийца набрасывает удавку). Сначала их смерти кажутся очень странными, так как они вроде бы и не имеют никакого отношения ни к кому из приглашённых. Тем не менее со временем выяснится, что это не так. Ситуация достигает апогея, когда обнаруживается, что тело мистера Бодди, которое они оставили в гостиной, пропало. Впрочем, через некоторое время они находят его, всё такого же мёртвого, но с проломленным черепом (его с силой ударили по голове подсвечником). Тогда все собирают оставшиеся орудия убийства и запирают их в буфете. Ключ от буфета Уодсворт выбрасывает на улицу. А тем временем в особняк поочерёдно прибывают трое новых людей, которые с первого взгляда тоже вроде как непричастны к этому делу. Это - автомобилист, который попал в небольшую аварию и просит позвонить от них, полицейский офицер, который обнаружил машину этого самого автомобилиста, и непонятно кем вызванная девушка «Поющая Телеграмма». И эти трое также разделяют участь мистера Бодди. Первым погибает автомобилист (на него обрушивается гаечный ключ), затем полицейский (его бьют обрезком трубы), после чего - «Поющая Телеграмма» (в неё стреляют, едва перед ней открывается входная дверь). При этом в какой-то момент герои обнаруживают, что буфет, в котором они спрятали оружие, открыт.
После всего этого Уодсворт говорит, что знает, кто убийца и кто за всем этим стоит. А чтобы гости всё поняли он реконструирует перед ними все события этого вечера: от перемещения гостей, до перемещения убийцы. Во время реконструкции выясняются самые неожиданные сюжетные повороты, а также выясняется, что все те люди, которых по началу считали случайными в этой истории лицами, на самом деле имеют к ней прямое отношение. Не говоря уж о том, что каждый из них знает кого-то из приглашённых гостей.
У фильма три концовки, которые можно именовать, как A, B и C. И в каждой из них представлен разный убийца.
Связи
Когда Уодсворт восстанавливает события, выясняется, что каждый из гостей был прекрасно знаком с кем-то из убитых.
Иветт - она работала одно время девушкой по вызову в борделе мисс Скарлетт. В другое время она служила горничной у миссис Уайт и даже откровенно крутила любовь с её мужем, но миссис Уайт закрывала на это глаза по причине, как она сама сказала, её неревнивости. Также Иветт знал и полковник Мастард, который был её клиентом, когда она работала в борделе. Мистеру Бодди каким-то образом удалось раздобыть негативы, где они засняты вместе, и фотографии от этих негативов он грозился послать матери полковника.
Кухарка - выяснилось, что она когда-то прислуживала миссис Пикок. За ужином та проговаривается, что ей очень нравится поданное блюдо и что она часто его ест в ресторанах. Между тем из остальных никто этого блюда никогда не пробовал и даже не знает, как оно называется. Позже Уодсворт скажет, что это блюдо - «Обезьяне мозги», которое очень популярно в китайское кухне, однако в американских ресторанах его подают крайне редко.
Автомобилист - он служил у полковника Мастарда и знал, на чём тот разжился.
Полицейский - мисс Скарлетт давала ему взятки за то, что он прикрывал её бордель.
«Поющая телеграмма» - она была пациенткой профессора Плама и у них была связь, о которой узнал мистер Бодди.
Концовки
Во время кинопроката в США в одних кинотеатрах фильм демонстрировался с одной концовкой, в других с другой и т. д.. Воедино все три концовки были собраны при выходе фильма на видео, где в промежутках между ними были вставлены немые вставки с текстом, из которого следовало, что первые две концовки являются только предполагаемыми, в то время как настоящей является третья.
Концовка А
Мистера Бодди и кухарку убила Иветт, которая действовала по наводке мисс Скарлетт, в борделе которой она до этого работала. В свою очередь мисс Скарлетт убила и Иветт и всех остальных, дабы зная теперь секреты других приглашённых, сохранить свой подпольный бизнес. Когда Уодсворт озвучивает эту версию, мисс Скарлетт заявляет, что у него нет никаких доказательств. Тогда Уодсворт напоминает всем про пистолет, из которого убили «Поющую Телеграмму». Он исчез (до этого он валялся в груде обломков люстры, которую они случайно уронили, когда обнаружили труп автомобилиста) и поэтому Уодсворт просит всех вывернуть карманы. У кого найдётся пистолет, тот и убийца. Пистолет обнаруживается у мисс Скарлетт. Она направляет его на Уодсворта, но тот говорит, что она ничего им не сделает, потому что в пистолете нет больше пуль. Они начинают спорить, сколько раз пистолет выстреливал в этот вечер. В какой-то момент Уодсворт делает бросок вперёд и заламывает мисс Скарлетт руки за спину. Тут же в дом врывается полиция. Её возглавляет тот самый евангелист, который оказывается её шефом. Сам Уодсворт на самом деле агент ФБР. Мисс Скарлетт с улыбкой просит у него прощение за то, что хотела в него выстрелить, и тогда Уодсворт нажимает на курок, чтобы показать, что там нет больше пуль. Раздаётся выстрел и пуля попадает в верёвку с люстрой, которая тут же обрушивается на пол позади испуганного Мастарда (первая люстра также упала позади него).
Концовка Б
Все убийства совершила миссис Пикок. Она это сделала, потому что мистер Боди им мог всё о ней рассказать. Когда Уодсворт озвучивает эту версию, миссис Пикок заявляет, что у него нет никаких доказательств. В ответ на это Уодсворт говорит, что пистолет исчез и тот, у кого пистолет и есть убийца. И здесь миссис Пикок достаёт револьвер. Уодстворт предлагает спрятать трупы в подвале и без шума разъехатся по домам. Миссис Пикок говорит, что уедет первой. Она уходит, но около машины ёё ловит полиция. На улицу выбегают остальные. Босс Уодсворта сообщает ему, что Пикок арестована. Тут Уодстворт произносит «У нас как в аптеке, стреляем всегда в яблочко». Мистер Грин кричит «Её убили?!» и получает пощёчины от Уодсворта и Мастарда. Уодсворт предлагает гостям фрукты и десерт.
Концовка В
Убийцы все приглашённые. Выясняется, что профессор Плам врал, когда говорил, что у него в темноте вырывали пистолет. Он действительно целился в мистера Бодди, но промахнулся и позже добил его подсвечником. Кухарку убила миссис Пикок, Иветт убила миссис Уайт, полицейского - мисс Скарлетт, автомобилиста - полковник Мастард. Когда дело доходит до «Поющей телеграммы» все начинают обвинять мистера Грина, потому что кроме него никого не осталось. Уодсворт снова приказывает вывернуть карманы в поисках пистолета и пистолет обнаруживается у него самого. Уодсворт объявляет, что «Поющую телеграмму» убил он, и что на самом деле он не Уодсворт, а сам мистер Бодди, а тот, кого убил Плам, был его дворецким. Теперь же Уодсворт-Бодди говорит, что продолжит и дальше их шантажировать, потому что они фактически у него на глазах убили опасных для них людей. И тут мистер Грин выхватывает пистолет и убивает Уодсворта, после чего раскрывается: на самом деле он агент ФБР. Тут же в дом вламывается полиция во главе с евангелистом. Выясняется также, что гомосексуальность Грина была лишь его прикрытием, о чём можно судить о его последней реплике перед титрами, где он говорит, что «собирается поехать домой и спать со своей женой».
Разгадка
Не могу обойти вниманием этот фильм. Был поражен этим замечательным... стоп - жанр точно я указать не могу. Возможно, это
Комедия: картина пестрит смешными эпизодами. Перечислять их не буду, достаточно лишь одного -
-«Этот человек пьян!»
- Мертвецки пьян!»
или Детектив: уж основная тематика ленты подчинена главному - поиску убийцы и мотивов. Напряжение растет, и зритель погружается в пучину хитросплетений и интриг, подозрений и предположений. Дедукция работает наравне с индукцией, а происходящее на экране не позволяет заметить заход солнца за окном.
или Триллер: Того, что в простонародье зовется «пиф-паф» или «бум», - здесь также хватает. Хотя я и меньше всего считаю этот жанр триллером (всё-таки никак не вяжутся вместе триллер и комедия), но надо признать, криминал в фильме есть, хоть и в специфическом, но привлекательном комедийном жанре.
Фильм поставлен по настольной игре Cluedo, популярной в США. Изначально картина имела лишь две концовки, но на момент появления на видео к ней добавилась третья, которая как оказалось правдивая. Фильм оригинален по своей сути. События разворачиваются динамично, сюжет запутан, разгадка оригинальна как в классических детективах.
Пересматривая фильм несколько раз, обратил внимание, что имена героев иронично обыгрываются. Так Скарлетт, Грин и Уайт являются цветами - «алый», «зелёный» и «белый», Плам означает «слива», Пикок - «павлин», Мастард - «горчица», а мистер Боди есть «тело».
Картина также пропитана загадочностью, действие происходит в середине XX века, герои добираются до замка, идет дождь (чем-то напрашивается аналогия с хичкоковским «Психо»).
Резюме.
Великолепная смесь жанров. Картина легкого жанра со сложным запутанным сюжетом, умопомрачительными комедийными сценами и диалогами, элементами хичкоковского саспенса и агатакристовскими загадками. Динамичная, короткая по времени история не оставящая равнодушным никого. Упражнение для ума и лекарство для хорошего настроения!
МиГ-87
Дело Агаты Кристи живёт и процветает
Эх, жалко, что сейчас такие фильмы - уже большая редкость! Потому что «Улика» - удивительно удачный образец того, как надо делать захватывающие детективы и комедии в одном флаконе. Настоящий бриллиант, который почему-то остался незамеченным среди других подобных фильмов.
Прекрасная стилизация под классические английские детективы, где в одном замкнутом помещении собирают несколько незнакомых людей, объединённых чем-то общим, а затем начинают происходить загадочные убийства, одно за другим...
Казалось бы, что-то новое придумать уже невозможно, но создателям фильма это с блеском удалось. Привнеся в детектив изрядную долю добротного юмора, они создали увлекательную киноголоволомку, которую пытаешься решить в течении всего фильма, но всё равно даже близко не подберёшься к правильному ответу.
Ровный актёрский состав, среди которого нужно выделить Тима Карри: роли вечно улыбающихся обаятельных проходимцев в его исполнении всегда получаюися яркими и эффектными; прекрасная атмосфера готичного замка с обязательными атрибутами в виде падающей люстры, бушующей грозы и тёмными подвалами-чердаками; приятный, создающий подобающее настроение музыкальный ряд - всё это помогает ещё глубже погрузиться в фильм.
Вообще и комедийная, и детективная составляющие ленты прописаны просто замечательно! Классические, всегда срабатывающие гэги, чередуются с отличными словесными пикировками, причём шуткоюмор равномерно распределяется по всей картине. А сюжет и развязка просто потрясающе увязаны - никаких нестыковок(кроме разве что одной, но не буду её раскрывать, чтобы не смазывать приятного впечатления от просмотра, тем более, что она не носит критического характера для развития сюжета), никаких провисаний, все сюжетные ходы замечательно переплетены и образуют красивую стройную паутину.
Наличие альтернативных вариантов концовки, каждая из которых с равной долей вероятности могла оказаться настоящей, тоже не может не радовать, но вариант, который авторы картины выбрали основным, удивит любого!
Резюме. Если вам захотелось посмотреть какой-нибудь действительно хороший комедийный детектив, который одинаково веселит и захватывает, то это кино - для вас!
9 из 10
P.S. Хочу теперь найти игру, по мотивам которой сняли этот непризнанный шедевр, потому что очень интересно увидеть первоисточник(настольная игра!), послуживший для создания такого отличного фильма.
re-D-rum
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Показать большеКомментарии
|
От пользователя Fata Morgana:
Жаль, что сейчас американцы уже не способны делать подобных картин.
Несмотря на зрелый возраст фильма, посмотрела с большим удовольствием и посмеялась от души: отличная непринужденная игра, лихо закрученный сюжет, отличная постановка и режиссура. Смотрится легко. В общем, любителям старого доброго детектива, без кровавого мордобоя до полусмерти, но с изрядной долей юмора, можно смотреть. С удовльствием. |
04:55 / 01.02.2015 |
|