Встречи на краю света / Encounters at the End of the World
Отрезанные от мира жители станции McMurdo, которые так устали от суеты всего больших городов, обосновали свой небольшой кусочек «рая», который расположен среди снегов Антарктиды. Именно в это место направляется режиссер Вернер Херцог, который хочет узнать больше об этом месте и о том, что же именно подвигло жителей оставить все и переехать на эту станцию. Его работа, а именно разговор с людьми, будет для него откровением. Он будет ходить по станции, приставая со своими расспросами ко всем, начиная от простых обитателей и заканчивая обслуживающим персоналом. И именно эта работа перевернет его привычное понимание счастья и жизни в общем. © tvcok.ru
Оскар, 2009 год
Номинации: Лучший документальный фильм
Вооруженный коллекцией многих причудливых вопросов и обещанием не снимать «другое кино о пингвинах», режиссер Вернер Херцог едет в Антарктиду, с намерением снять фильм о том, что он найдёт подо льдом. Он начинает свою историю на военном самолете, который доставит его на станцию McMurdo, американскому Антарктическому исследовательскому центру.
Станция расположена на южной стороне Острова Росса, на берегу McMurdo Sound, и может поддерживать жизнь и работу приблизительно 1200 человек. Вернер Херцог берет интервью у философов, банкиров, и даже других кинопроизводителей, у всех тех, кто сбежал от своей обычной городской жизни для того, чтобы жить и работать на McMurdo. Он также берёт интервью у некоторых учёных и преподавателей школы выживания.
Даже находясь вместе со всеми этими интересными людьми, живущими и работающими на McMurdo, Вернер Херцог расстроен тем, насколько эта жизнь так похожа на городскую (он ненавидит присутствие на станции курсов йоги и торговых автоматов), и ещё он очень разочарован хорошей погодой...
Безумец на краю мира
«Национальный фонд науки предложил снять мне фильм об Антарктиде, хотя я ясно дал понять, что снимать очередной фильм о пингвинах вовсе не намерен», - таким закадровым монологом начинается путешествие известного режиссера Вернора Херцога на самый холодный континент нашей планеты.
Примечателен этот документальный фильм отнюдь не тем, что он принес первую номинацию на Оскар достаточно неформатному и экстравагантному режиссеру, а тем что Вернер нас действительно не обманывает - перед нами не просто очередной фильм о пингвинах и тюленях. Скорее это такой вольный рассказ автора о своем необычном путешествии в места, которые до сих пор являются чуть ли не Луной для всего нормального цивилизованного мира, и о тех мыслях, которые рождались в голове у режиссера во время этого путешествия. К примеру, а бывают ли пингвины-геи? Или действительно ли неизбежна гибель человечества и что подумают инопланетные археологи через тысячи лет, обнаружив от нас лишь замороженного осетра и стихотворение, выложенное рамкой из попкорна? На первый взгяд, все эти вопросы кажутся совсем дикими и несвязными, однако Антарктида вдруг оказывается именно тем местом, где они, если и не получают своего ответа, то по крайней мере становяться предельно понятными и ощутимыми где-то на подсознательном уровне.
При этом В. Херцог не ставит перед собой какой-то конкретной задачи, он просто посещает то стоянку вулканологов, то исследователей биологов, то подводных ныряльщиков, и при этом везде находит что-то интересное, причем чаще всего это не какие-либо местные достопримечательности или необычный животный мир. Практически везде главной находкой режиссера являются люди. Люди самых разнообразных профессий и самой необычной судьбы. Слесарь здесь является потомком королевских кровей инков, водитель самой большой машины на континенте - бывший банкир, а пожилая женщина может как бы мимоходом, в качестве забавной байки рассказать, как тарелками раскапывала свой джип посреди пустыни или три дня провела в казове грузовика, сидя в канализационной трубе и глядя изнутри на удаляющийся крыглый мир.
Все это может и кажется чем то из ряда вон, однако именно в такие моменты самим нутром ощущаешь, что все твои каждодневные дела, заботы и проблемы ничто перед лицом огромного тающего айсберга величиной с Техас. О чем, собсвенно, и фильм.
pua
Все живое
Фильм «Встречи на краю света» навевает детские воспоминания о «Клубе кинопутешествий» во главе с Юрием Сенкевичем. Что-то слышится родное в сочетании долгих и прекрасных кадров экзотической антарктической природы, портретах штучных и красивых людей, ее обитающих, и философского - не нарочитого - подтекста всего происходящего. Впрочем, может быть это все приснилось мне, и Юрий Сенкевич никаким философским подтекстом свои кинопутешествия не нагружал, а нам из нашего наступившего завтра хочется его так видеть?
Вернер Херцог, по крайней мере, нагружает. Но не грузит, ни в коем случае. Просто у него философский взгляд на мир, и он его выражает через реально существующие картины живой природы (в фильме «Встречи на краю света» много раз подчеркивается, что лед - живой, и снег - живой, уж не говоря о тюленях и обитателях антарктических морских глубин, коих в фильме тоже будет предостаточно).
Ну, художники таким же образом делают это через пейзажи, а писатели русской классической школы - через описание природы на словах.
Вот раньше никогда не понимала, что в этом хорошего и зачем это вообще нужно. Кроме, разве что, какого-нибудь оживающего дуба в «Войне и мире» - ну, так эта метафора и коню понятна... Наверное, весь фильм Вернера Херцога - такая же метафора.
И неспешный медитативный ритм фильма, не говоря уже о музыке, его сопровождающей, не торопит тебя никуда, не забрасывает впечатлениями выше крыши, а дает время переварить и прочувствовать. Белое безмолвие. Вечные льды. Айсберг размером с целый материк. Подводные одноклеточные, из которых зародилась жизнь на земле. Минус семьдесят градусов по Цельсию. Что все это значит? Это значит другое понимание жизни. Ее целей и задач. Ее времени. Ее содержания.
Люди, которых встречает Вернер Херцог (кстати говоря, самого его, в отличие от Юрия Сенкевича в «Путешествиях», вы так и не увидите - разве что носки ботинок попадут в кадр), приехали сюда, живут и работают здесь по каким-то совсем другим причинам, чем все остальные люди на земле. Они живут здесь в окружении супер-современных и высокотехнологичных транспортных средств, материалов и систем жизнеобеспечения, без которых жить и быть тут они бы не могли. И - прав Херцог! - больше всего лагерь антарктических колонистов похож на колонию первопроходцев, обживающих другую планету. Однако, когда ты смотришь на их лица и слушаешь их слова, ловишь себя на мысли об их архаичности. Об утрате.
На самом деле в лучшие времена такие цели и задачи, такое содержание жизни было у всех. Мужество в преодолении трудностей и любовь к своему делу. Детское любопытство перед неизведанным и азарт в преддверии приключений. Равнодушие к комфорту и потребительским жизненным благам. Отсутствие денег. Ощущение бескрайности и бесконечности мира.
Теперь это удел романтиков, которым, для того, чтобы реализовать свою мечту, надо ехать на край света. То есть вот с помощью таких людей человечество расширяет границы обитания, отодвигает фронтир, так сказать, чтобы приспособиться и избавиться от необходимости проявлять все эти прекрасные по-настоящему человеческие качества.
Быть такими, как они. Обидно, честное слово!
kinouho
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
В бездну: Повесть о жизни, повесть о смерти
Документальный, Зарубежный фильмДата выхода: 08.09.2011