Выкорми ворона / Cría cuervos
Противостоя агрессии со стороны взрослых, Ана как бы создает свой иллюзорный мир, в который эта обаятельная девчушка допускает только тех, кто ей импонирует.
- Гран-при жюри и номинация на Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля 1976
- Номинация на Сезар 1977 в категории Лучший иностранный фильм
- Премия французского общества кинокритиков - Лучший иностранный фильм 1977
- Номинация на Золотой Глобус 1978: Лучший иностранный фильм
- Номинация на Sant Jordi Awards 1976: Лучший фильм
Фраза «Выкорми ворона, и он выклюет тебе глаза» приписывается кастильскому дворянину Дону Альваро де Луна. Однажды на охоте он встретил слепого нищего, с ужасными шрамами вместо глаз. Нищий рассказал, что три года он выкармливал ворона, заботился о нём, но однажды тот напал на него и выклевал ему глаза. Тогда якобы Дон Альваро и произнёс эти слова. В последствии эта фраза употреблялась по отношению к неблагодарным или плохо воспитанным детям. Однако в названии также может содержаться намёк на то, что любое зло, в том числе совершённое по отношению к народу, однажды возвратится к тому, кто его сотворил. (с) А у нас говорят «Пригреть змею на груди»...
Ребенок начинает меняться, когда понимает, что он смертен, что смертны другие. Для ребенка - это шок, на который не все дети реагируют одинаково. Ана продолжает видеть умершую маму рядом, общаться с ней, вспоминает умершего отца, с которым не общается, которого винит в несчастьях и смерти матери, Ана воображает свою собственную смерть, бросаясь с крыши, играет в «игры на смерть» со своими сестрами. Ана лишь не осознает, что смерть - это навсегда, смерть кажется ей чем-то очень простым, а если это происходит с нелюбимыми людьми, то даже очень удобным, и она точно знает, кто ей не угоден. От мамы ей остался волшебный порошок - страшный яд (а на самом деле пищевая сода), одной чайной ложки которого хватит, чтобы убить слона.
Вообще, просто поражает образ ребенка, отношение маленькой девочки к самым страшным вещам. От других сестер Ану отличает повышенная чувствительность. Она никак не может с ними поделиться, не может и со служанкой Розой. Она страдает молча, подавляет свои страхи, и единственную уверенность в жизни ей доставляет та самая спрятанная баночка с содой, как возможность защититься. Блестящее исполнение главной роли Аной Торрент. Маленькая девчушка со взрослыми серьезными глазами, в которых так резко отражался страх от незнания, что же делать с этой вынужденной взрослостью. Простенькая песенка, с веселым ритмом, которую она часто слушает, кажется на редкость печальной, трагичной.
В фильме переплетаются две темы: ребенок, страдающий из-за смерти матери, ненавидящий отца, строгую тетку, с которой теперь приходится жить, в конце концов, решается обвинить их и отомстить. И народ, долго страдавший от страшного режима фашистов, который поднимается, чтобы отомстить за перенесенные страдания, совсем как Ана, подсыпавшая соду в стакан отца, за то, что он сделал ее мать несчастной, и тетки, за то, что она не может (или не хочет) заменить ей маму в полном смысле. Ну, или не отомстить, а просто начать жить, заново, по-другому, совсем как Ана, в конце идущая в школу вместе с другими детьми.
«Детство - это ужаснейшая пора нашей жизни. Я хотел показать, что в детстве вы не понимаете, куда идёте. Вас просто берут и уводят, насильно толкают куда-то, и вы в постоянном страхе. Вы не знаете куда идёте, не знаете, кто вы и что собираетесь делать. Это время ужасающей неизвестности».
Карлос Саура
Peperino
Принято считать, что детство - счастливая пора, мир вокруг кажется идеальным, сказки - настоящими, а люди, в основном, хорошими. Стереотипный ребёнок - доверчивый, наивный, беззаботный и легко становящийся счастливым, он чист душой, беззащитен и добр. Это всего лишь общий взгляд взрослого. На самом деле мир детства - совершенно обособленный и отдельный мир со своей философией, своими правилами и дети - жители этого мира совершенно разные между собой. Порой взрослый даже не догадывается об угнетённости и жестокости, царящей в этом детском мире. И именно из-за того, что взрослый не то что бы не хочет, а просто слишком привык, поверил распространенному представлению о детстве, мир ребёнка становится ещё более таинственным и часто непонятным для него. Об этом и фильм, о маленькой девочки по имени Ана и о тягучем, тревожно и печальном периоде в её жизни - «беззаботном» детстве. Раньше у Аны были мама и папа. Очень добрая и хорошая мама, которая безумно любила Ану. А папа всегда возвращался домой поздно и врал маме, мама плакала и постепенно начала заболевать, а папа не верил в её болезнь. Ане было жаль маму, она очень любила её. А потом мама умерла и Ана была уверена, что причина маминой смерти - во вранье и изменах папы. Тогда Ана решила убить папу, отравить ядом. Старательно и трогательно Ана мыла папин стакан от молока, в который она добавила яд, аккуратно ставила его на полотенце, молча и тихо сознавая простоту смерти, всего лишь одна ложка яда. Мама отомщена, но мир от этого не изменился.
Фильм не меланхоличен, скорее пронзительно живо грустен, грустен до боли, так же, как долгое-долгое тягучее детство Анны, полное неизвестности и тоски по маме и первых мыслей о смерти, которая представляется девочке чем-то очень простым и неизбежным. Играя в саду с сёстрами Ана всего лишь одним словом «умри» заставляет их повалиться на землю и притворяясь, ради игры, лежать так, не двигаясь и не дыша, а чтобы оживить их, достаточно всего лишь встав на колени попросить у Бога в игрушечной молитве о воскрешении. Играя возле старого бассейна, рядом с бабушкой Ана представляет себя, прыгающею с крыши гигантского дома. Такая смерть, пожалуй, даже красива, и так же проста, всего лишь прыжок. Но самое простое - ядовитый порошок, одной ложки которого вполне достаточно, чтобы убить слона, как сказала Ане её мама. Мама попросила выкинуть коробку с порошком, но Ана не послушалась и спрятала её, и вот теперь коробка ей пригодилась.
Живёт Ана с тётей - образцом классического взрослого с прилегающими к этому условности и многочисленные правила. Наверное, именно своей решительностью и стремлением стать в мамином доме за главную, тётя заставляет Анну возненавидеть себя. Тётя будто бы специально хочет во всём походить на маму и когда она, в порыве нежности, собирается рассказать Ане сказку про дюймовочку, которую так часто рассказывала мама, Ана срывается и принимает твёрдое решение избавиться от тёти. Убить.
Самое интересное - манера поведения девочки. Её жутковатая скрытность и решительный взгляд огромных тёмных детских глаз. Даже по сравнению со своими сёстрами Ана совершенно необычный ребёнок, может быть оттого, что ещё не совсем взрослая, как сестра Ирэн и уже не такой ребёнок, как маленькая Маитэ, любимица тёти. Ну и конечно, сказывается осознание своей силы, заключённой в волшебной коробочки с ядовитым порошком, оно возносит Анну над остальными, но это осознание, к сожалению не до конца помогает справится с горько-счастливыми воспоминаниями о любимой маме.
Карлос Саура сказал о своём фильме:
«Детство - это ужаснейшая пора нашей жизни. Я хотел показать, что в детстве вы не понимаете, куда идёте. Вас просто берут и уводят, насильно толкают куда-то, и вы в постоянном страхе. Вы не знаете куда идёте, не знаете, кто вы и что собираетесь делать. Это время ужасающей неизвестности».
Утро первого сентября. Пора в школу. Девочки неохотно просыпаются, начинают баловаться, смеются, Ана тоже весело смеётся. В комнату входить тётя, бодрая, отдохнувшая и выспавшаяся, но самое главное - живая. Порошок - всего лишь пищевая сода, яд - не яд. Смерть не так проста, как казалось. Ана теперь не всесильна. Жизнь продолжается, каникулы закончились, а зрителю остаётся только догадываться наступит ли вместе с началом нового учебного года конец тягучему и тревожному периоду детства. Грустная испанская песенка в титрах, которую так любила слушать Ана на своём виниловом проигрывателе подсказывает, что да. По крайней мере хочется надеется.
Пословица, из которой заимствованно название фильма дословно звучит так «Выкорми ворона, и он выклюет тебе глаза», что похоже на русскую «Пригреть змею на груди». Но кто именно в этой истории воронёнок или змея, маленькая Ана, или окружающий мир, вместе с тётей, папой и всеми остальными, в котором она так отчаянно стремиться прижиться, подделывая его под себя?
10 из 10
E-J-B
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.