Беспредел / Autoreiji

Беспредел
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 17 Май 2010
Режиссёр: Такеши Китано
Продолжительность: 1:50
Просмотрели: 1890

В безжалостной борьбе за власть несколько кланов якудза оспаривают расположение Крестного отца. Главари поднимаются по иерархической лестнице в организации, не пренебрегая заговорами и лживыми клятвами верности. Опытный якудза Отомо наблюдает за развитием карьеры своих товарищей: оставив позади замысловатые татуировки и отрубленные пальцы, они штурмуют мир финансов. В мире коррупции, где царят предательство и месть, ни на минуту не прекращается борьба за достижение вершины или просто за выживание. Это — мир, где героев не существует…

Цикл "Беспредел"

Каннский кинофестиваль, 2010 год
Номинации: Золотая пальмовая ветвь

 

  • Лимузин Мурасе - это Nissan Fuga, флагманская модель компании на японском внутреннем рынке. Варианты Fuga продаются в других странах мира как Infiniti M.
  • Первый гангстерский фильм Такеши Китано спустя 10 лет после выхода «Брата якудзы» (2000).
  • После серии нетрадиционных, коммерчески непривлекательных проектов Такеши Китано взялся за этот фильм, возвращаясь к жанру, который принес ему наибольший успех.
  • Первый фильм Такеши Китано, снятый в формате 2,35:1.
  • По совету продюсеров Такеши Китано не взял в фильм ни одного актера, который бы снимался в его предыдущих проектах, кроме себя самого.

 

 

Пауки в банке

«Беспредел» Такеши Китано ждали. 10 лет прошло с момента выхода последней его ленты о якудза, и вот режиссер вновь вернулся к криминальной тематике, при этом еще в ранних интервью предупреждая, что это будет не «Фейерверк» и не «Сонатина». Это «Беспредел», каким видит его пытливый взгляд Такеши. Другое кино, заставляющее смотреть на японских бандитов без тени сентиментальности, без традиционных экзистенциальных изысканий японского гения, попыток понять роль якудза в обществе, и место общества в её структуре. Вместо хрупких художественных конструкций - единый композиционный монолит тотального беспросветного саморазрушения, вместо воздушных мелодий Джо Хисаиси - несколько резких минут под психоделически-шаманский аккомпанемент сямисэна в финале, вместо привычных длинных кадров со статичной камеры - динамичная и резкая манера съемки. Изменилось почти всё, кроме, уже ставших визитной карточкой стиля режиссера, брутальных сцен ультранасилия, молниеносно возникающих и столь же стремительно завершающихся.

Чем дальше фильм приближается к окончанию, тем очевиднее становится его направленность - почти чернушное изображение того, чему часто придают поэтический оттенок (причем ранее этим занимался и сам Китано). Непохожесть эта очень схожа с разницей в изображении преступности программой «Время» и программой «600 секунд» Александра Невзорова (которая тоже считалась той еще чернухой). «Беспредел» - это как раз те самые «600 секунд», только про мир якудза, без романтики большой дороги, но с мозгами, разбрызганными на стенке общественного туалета, да «пером», вонзающимся в открытый бок исподтишка. Китано в данном случае становится не творцом, а рядовым хроникёром, бесстрастно фиксирующим бандитские разборки на плёнку. Вся нехитрая фабула картины легко умещается в несколько простых слов - беспринципная борьба за воровскую власть. И эта простота вполне может оттолкнуть зрителя, размышляющего примерно в таком ключе: «В „Брате якудзы" была удачная попытка показать столкновение восточной фундаментальной основы якудза с западной бандитской контркультурой; в „Сонатине" якудза вырывали из привычных мест обитания, на песчаных пляжах Окинавы раскрывая человеческие черты ее членов; в «Фейерверке» она становилась фоном для безысходности и неопределенности главного героя; а здесь Китано просто показывает будни якудза.. и всё?» Новое творение японского режиссера трудно понять с первого раза, ведь еще слишком сильна та философская манера, которую он привил своим зрителям предыдущими фильмами. Подлинное... не сказать, что очарование (есть ли таковое у «Жмурок», например?), а, скорее, предназначение ленты постигаешь как раз с последующих просмотров, когда становится ясным замысел режиссера. Символичным и знаковым становится то, что в «Беспределе» нет героя-одиночки, в беспощадной мести крушащего глиняные ноги Колосса, а есть только обычные урки нового уровня развития, подставляющие друг друга на раз-два-три. И финальный жест героя Китано лишний раз доказывает - время героев прошло, а значение имеет лишь наличие или отсутствие у тебя нитки пульса. «Твоя старомодная пальцерубка ничего не даст» - говорит один из бандитских боссов новой формации главарю «бригады», отрезавшему себе мизинец в знак признания проступка перед оябуном. Потомки беглых самураев окончательно растворили свою честь в пузырьках коктейлей из мини-баров, а правота теперь зависит лишь от места в иерархии.

При отсутствии ярко выраженного главного героя, центральным становится именно процесс разложения якудза, по старой и не очень доброй традиции начинающийся с головы. Кортеж черных мерседесов из начальных титров словно запускает какой-то незримый сюжетный механизм давилки, кинговским монстром перемалывающей героев фильма вместе с их красивыми костюмами и дорогими девушками. Движение не замедляется ни на секунду, пули крошат черепа и грудины, изящными палочками для еды прочищают уши, а не жалко никого. Работа это такая.. опасная. Сегодня в багажнике шикарного автомобиля везёт он, а завтра его, долгосрочных планов в бандитском мире никто не строит...

Такеши Китано предстал перед зрителем в своей очередной маске - хладнокровный минималист, пропускающий через восприятие зрителя очевидный разрыв бандитской системы между прогрессивной западной и традиционалистской восточной моделью существования. А, вполне возможно, интуитивно намекая на такой же разрыв и в тогдашней Японии, где премьер-министра отправляли в отставку за потакание желаниям Запада. Полностью понять задумку Такеши может лишь он сам, но на очередные допытывающие вопросы ответит лишь загадочной улыбкой мудрого человека. Такой вот он - восточный Мастер.

fenolftalein

«Эй! Ты же в курсе, что имеешь дело с Якудзой?»

Японский режиссер Такеши Китано вернулся к истокам, сняв фильм в жанре, который когда-то принес ему популярность, и к которому у режиссера есть определенный талант - фильм о Якудзе. И, возможно, только невысокий бюджет и отсутствие эпохального размаха не позволили «Беспределу» стать японским «Крестным Отцом», хотя фильм охватывает целый этап развития криминальной структуры Японии, переходящей от традиций, вроде отрезаний пальцев (их, кстати, в фильме предостаточно) к финансовой сфере и влиянию на банки, казино и наркоторговлю. Основная идея читается еще в названии, и это отличает данный от большинства представителей криминального кино, ведь Такеши Китано постарался не сосредотачиваться на культе личности полицейского или преступника, а показал ту бессмысленную жестокость, которой всегда было предостаточно в мире, где организованная преступность борется за власть. Но при всем этом сам режиссер немного отступил от идеи, сыграв главную роль, которая хоть и отталкивает крайней суровостью и жестокостью, но тем не менее привлекает принципиальностью и следованию традициям, сколь зверскими они бы ни были.

Мир, который показывает Такеши Китано живет по совершенно иной системе ценностей и правилам, установленным главой Якудзы, аналогом Крестного отца, уважение к которому не допускает и капли недоверия. Убийство или увечья тут тоже являются нарушением, но нарушением, через которое можно легко переступить, если учесть, что виновника покарает рука мстителя, что почти неизбежно. Первая часть фильма - начавшаяся из-за банального конфликта серия таких вот «мщений», грозящих обернуться чем-то большим, нежели криминальной разборкой двух семей. С каждой сценой растет число жертв и число недовольных действиями соперников, число людей, жаждущих нанести ответный удар как можно больнее, ведь если оскорбили тебя, ты получаешь право оскорбить в ответ, и должен воспользоваться им наиболее эффективно. Самое удивительное - тут начисто отсутствуют понятия доблести, чести, сострадания и других добродетелей, и при этом каждая личность выстраивается из набора отрицательных качеств, и любой, кто «имел право» в любой момент может стать «тварью дрожащей».

Главный герой - Отомо, человек старой закалки с холодным взглядом и жестоким нравом, но во всем это проглядывается какое-то подобие чести, хотя оно и не исключает его из числа отрицательных персонажей. Положение этого человека невелико, он руководит лишь одной ветвью одного крупного семейства, но при этом не слишком и жаждет возвышения, вполне удобно чувствуя себя на своем месте. Однако и он понимает, что грядут перемены, и он будет втянут в более жестокую игру за власть, и принимает ее правила. Вообще, по грустному виду Китано в этом фильме можно сказать о том, что его персонаж понимает грядущие перемены куда яснее остальных, но вынужден смиренно принять свою роль и действовать в ее рамках. Именно поэтому, он несколько раз насмешливо отклоняет предложение добродушного полицейского сдаться властям, как нечто невообразимое, хотя это единственный шанс для него остаться в живых. Ближе к концу он и вовсе примеряет на себя роль жертвы, лично выполняя заказ на убийство и принимая все его последствия. Это человек, чью время ушло, и это к лучшему, ведь абсурдны стали уже те жестокие порядки, к которым он привык, и он лишь нежелательный пережиток, отчаянно цепляющийся за обманчивый шанс возвыситься. Поэтому культ криминального героя не применим даже к нему, и единственный достойных выход - собрать остатки былой чести и оставить войну за власть другим.

При полном отсутствие экшена, фильм перенасыщен жестокими сценами, и чем дальше, тем больше смертей, а в результате из обилия персонажей в живых останутся очень немногие, что дает представление о том, что в мире все-таки существует справедливость, и в конце, согласно заслугам, она настигнет каждого. Главное здесь то, что каждый представленный персонаж был запоминающейся личностью и олицетворял свою прослойку этого криминального мира, и в их устранении органично отразилась смена эпохи. А мораль из всего этого достаточно проста - времена меняются. От того, несмотря на жестокость и отрицательный характер персонажей этой ленты, под занавес становится даже немного грустно, хоть все и идет своим чередом.

Лекс Картер

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video YouTube ivi

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.