Бирюк

Бирюк
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 14 Сентябрь 1979
Режиссёр: Роман Балаян
Продолжительность: 1:17
Просмотрели: 72

История крепостного крестьянина лесника Фомы. За угрюмый и нелюдимый характер люди прозвали его Бирюком. Беззаветно преданный лесу, понимающий и оберегающий каждое дерево, Фома гибнет смиренно и нелепо от шальной пули барина.

Фильм снят по одноименному рассказу Ивана Тургенева из цикла «Записки охотника».

Берлинский кинофестиваль, 1978 год
Номинации: Золотой Медведь

 

Баре липовые - мужики дубовые

Говоря о Тургеневе, Дмитрий Быков обычно начинает с цикличности истории витающих в российском воздухе идей: по его мнению колесо за одно поколение проворачивается ровно на четверть, а потому сын идеалов отца, увы, не отрицает (ибо отрицание идеалов - это как раз не самое страшное), он, находясь к ним перпендикулярно, ими пренебрегает и неглижирует, отчего никакой вообще преемственности между отцами и детьми у нас в стране нет и быть не может - за полным отсутствием точек соприкосновения. С временной оценкой периода цикла можно поспорить, однако в главном Быков, похоже, прав: отношение к системообразующим элементам русской матрицы в обществе подчиняется этому самому колесу судеб. Это у них там, в цивилизациях, всё линейно и поступательно - от «Хижины дяди Тома» до Барака Обамы, и дальше, вроде как, некуда, поэтому, вероятно, им всем там скоро и наступит гитлеркапут, у нас же от века палиндром «барин и раб» вертится и так и этак, и на том стоим. Современники Тургенева боролись с крепостничеством, нынешняя прогрессивная общественность ратует за ограничения в гражданских правах «быдлоэлектората», а вот в советскую эпоху тема эта разрабатывалась обильно, да, но слишком очевидно подневольно, без драйва, без страсти, а потому малоубедительно. Антикрепостнический пафос вводили и прививали в школе, как картошку при Екатерине, однако профессиональные читатели (к числу которых, несомненно, относились и допущенные к телу Великой Русской Литературы кинорежиссеры) не слышали в нем глагола, призванного жечь сердца людей. Двадцать с лишком советских экранизаций Тургенева чуть более чем полностью посвящены смакованию прелестей усадебного быта, где дом с беседкой, и роман с соседкой, и прогулки с ракеткой, рампеткой, левреткой, гризеткой, и кудри, и бачки, и атлас, и кисея - и все это на фоне неопрятностью своею мозолящего глаз человеческого перегноя. А потом старшее поколение удивляется, на каком материале так буйно взошли Божены Рынски. Да вот на этом на самом, погрязшем в кринолинах, манишках и прочем дизабилье, тогда как чудище все ещё было живо - обло, озорно, стозевно и лаяй.

Единственным исключением в ряду эстетических кунстштюков разной степени пофигизма по отношению к тургеневской проблематике стал «Бирюк» Романа Балаяна. Этот фильм ныне совсем забыт, а в свое время он был номинирован на «Золотого медведя» Берлинале и проиграл одним лишь голосом «Давиду» Лилиенталя, имевшему, на минуточку, в своем арсенале ещё свежую, ещё не заляпанную грязными руками тему Холокоста. Балаян работал тогда в Киеве, на провинциальной даже по республиканским меркам киностудии Довженко ("Чинечитта» Украины располагалась, конечно, в Одессе), однако это, похоже, пошло ему на пользу - в том смысле, что чисто географически не позволило влиться в стадо отечественных деятелей культуры, со времен Радищева знавших единственный маршрут - путешествие из Петербурга в Москву. Авторитеты не довлели над Балаяном ежедневно, ежетрамвайно, ежесобутыльно - тем лучше он постиг «азы самых первых, звериных истин», а именно вычитал из текста Тургенева собственно Тургенева. Писателя, шедшего по жизни в двух ипостасях - богатого русского барина в Париже и крепкого русского помещика у себя дома, и в обеих реализовавшегося par excellence, то есть никогда не бывшего в Европах - лизоблюдом, а на родной земле - дачником. В отличие, замечу в скобках, от. У Балаяна барские буколические плезиры даны эпизодом, в котором сама живописность завтрака на траве - функциональна, ибо подчеркивает неумолимую логику связки всех «ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови». Поскольку у Балаяна тот, кто праздно болтает, и обагряет. Именно потому, что праздно болтает.

Оператор Калюта намеренно не фиксирует лиц заезжей барской кавалькады, оставляя некое общее, неприятно-липкое впечатление жантильства, политесов, папильонства, бессмысленного французского чириканья, невыносимой легкости бытия. Убийственной легкости. Поскольку один из этих «лишних людей» случайно, походя, не прерывая милейшего small-talk`а с дамой, - убивает человека. Человека сильного, доброго, нежного - и нужного, жизненно необходимого своим крохам-сиротинкам. Человека, каждый миг жизни которого - одухотворен и осмыслен. И - озвучен, но не собственным пустозвонством (Бирюк малословен), а шумами сердца и природы. Вообще удивительно, насколько мощно и тонко Балаян - лучший, наверное, слухач отечественного кино - подхватывает и неожиданно для нас, нынешних, интерпретирует один из самых ярких тургеневских символов - немоту крепостного раба (здесь отсылка, конечно, к дворнику Герасиму равно как и к позднейшей подловатой либеральной речевке «Рабы-немы!»). Ведь немота Бирюка - от избыточности человеческого голоса в мире звуков Божьих, жужжания сотен насекомых, криков сотен птиц, жалобного писка попавшего в силок зайчишки, шелеста листьев, шуршания капель дождя, бормотания самого леса, который, согласно родной Тургеневу, орловской крестьянской присказке - в небо дыра. Немота Бирюка - ещё и сродни апостольскому «кому повем печаль мою». Он нем, потому что мир, равно горний и долинный, к его несчастью - глух. А кто нем, тот безответен.

Безответность чаще всего вменяется в вину народу нынешними социал-дарвинистами (коих в среде рукопожатных - двенадцать на дюжину). «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой!» (остальных, стало быть, можно порабощать и сокращать по своему усмотрению). Бывает, что цитируют и не из Гёте: «Быдло это то, что остается от человека, если у него нет воли и желания решать за себя.» Показательно, что те же люди восторженно рукоплещут финалу «Собачьего сердца», в котором быдло именно что лишают возможности решить за себя, насильственно возвращая его в бессловесное состояние. И нужды нет, что теперь и Балаян рукопожат и рукоположен. «Бирюк» - свидетельство того, что некогда и он прозревал иное, предпочитая задумчивую тишину напористому стрекоту, кроткую простоту хитрому себе на уме, нежную глубину таранному жезнелюбию. Веря в народ, который, согласно одному из рукопожатных же, «есть некий интеграл отдельных личностей, которых Бог не зря собрал в таком количестве».

galina_guzhvina

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
Mail.ru HD Video ivi

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.