Человек из железа / Czlowiek z zelaza
Лидер забастовщиков Томчик страдает от преследований и угроз правительства и журналиста Мариана Опаньи. Последний ведет грязную кампанию против молодого рабочего активиста, но и его собственная лояльность подвергается проверке во время забастовки…
Отрывок
- В фильме были использованы документальные кадры забастовок на гданьской судоверфи в 1980 году.
- В эпизодах в роли самих себя снялись основатели движения «Солидарность» - Лех Валенса и Анна Валентынович.
- Фильм был закончен за несколько часов до его премьеры на Каннском кинофестивале 1981 года.
Оскар, 1982 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке - «Польша»
Каннский кинофестиваль, 1981 год
Победитель:
Золотая пальмовая ветвь
Приз экуменического (христианского) жюри
Зима тревоги нашей
Большое восточноевропейское славянское государство лихорадит. Рассерженные горожане занимают площади, протестуя против некомпетентности и коррумпированности забывшейся в самовосхвалениях власти. От безответственности правителей оппозиция только крепнет, создаются народные дружины и советы. Эпизодические попытки задавить гидру контрреволюции, беспомощные, но и жестокие еще более распаляют ненависть, сплачивают общество воедино. Две страны в одной, два мира - один яростно-уличный, ищущий правды и обновления, живущий воспоминаниями о подвигах прошлого и мечтами о счастье и свободе будущего, другой застывший в полумраке и тоске начальственных кабинетов, в канцелярщине и засаленных казенных пошлостях, способный только вяло огрызаться и отбиваться руками провокаторов, доносчиков и чекистов с серыми измятыми лицами и очерствелыми душами. А с востока давит, собирая войска, могучая держава-соседка, намекающая, что и сама сможет разобраться с бунтарями, террористами, фашистами навалившись, в случае провала своих местных ставленников, миллионной махиной Красной армии. Знакомо? И в замшелых восьмидесятых и в нынешних десятых история повторяется дважды но, к сожалению, ни разу в виде фарса, разве что с некоторыми географическими изменениями.
«Человек из железа» - продолжение и парафраз вышедшей чуть ранее вайдовской же картины «Человек из мрамора». Схожие названиями и героями фильмы на деле антиподы. «Мрамор» семидесятых пронизан мыслями о безнадежности, предрасположенности к провалу всех благих начинаний в советской Польше. Система затирает и пожирает любого, кто мало-мальски выбивается из проторенной колеи - будь то стахановец и передовик производства, пытающийся в меру сил наладить окружающую жизнь, будь то начинающая журналистка, снимающая о нем фильм. Польша там - страна потерянная, полная двоемыслия, невысказанности, бюрократического морока, всех соцветий безвременья. «Железо», которое отделяет всего вроде ничего - полдесятка лет - плод уже иной эпохи. Появилась главная составляющая - надежда и вся интонация второго фильма меняется, превращая его в полную противоположность первой части. Теперь это не грустная притча о невозможности добра, а полудокументальная зарисовка для современников и потомков о зарождении новой страны. Мир изменился, слова и поступки снова что-то значат, победа очевидна, пускай до нее еще несколько лет. Картина завораживает зрителя, рушит укорененные за десятилетия понятия о невозможности и бессмысленности протеста, из зала кинотеатра ты выходишь новым человеком, пускай и в старый, пока, мир.
С художественной точки зрения ткань фильма смотрится несколько скомкано, местами рвано - полная постоянной вайдовской экспрессии и пафоса. Но перед режиссером и не стояло задачи создавать визуальный шедевр с точеной раскадровкой или глубинным психологизмом каждого поступка. Получилось то, что задумывалось - пропагандистский, злободневный, воодушевляющий памфлет, мотивирующий человека на немедленное действие. Революция, гданьские рабочие, берущие власть в городе, Валенса - еще вчера никто, а ныне разговаривающий на равных с коммунистическими бонзами, ну и Солидарность - пока еще не движение даже, а скорее идея, объединяющая общество и в противовес этому официозная машина компартии. Весь фильм строится на противостоянии. Рабочим - площади, партийцам тесные кабинеты и гостиничные номера, Солидарность открыта - власть норовит забиться в темный уголок, протест искренен - противники его не верят даже себе.
Фильм, актуальный в начале восьмидесятых успел уже забыться, но сегодня, в связи с похожими событиями в Украине, переживает второе рождение. Близость и парафраз двух народных революций, как и сходство отечественной реакции на них заставляют с новым интересом пересмотреть картину, как энциклопедию народного протеста, ну или зарисовку по повторяющейся истории, которой, к сожалению, никогда не учатся.
Андрей Александрович
Как закалялась сталь
Страстное, яростное, и по-хорошему пафосное произведение великого польского режиссера чуть ли не до сих пор ставится в упрек мастеру. Мол, в угоду тогдашней политической конъюнктуре снял «агитку», прославляющую польское движение «Солидарность», по сути совершившую революцию в стране.
Ну, во-первых, нет ничего зазорного в том, что художник обращается к «горячей», актуальной теме, ведь как и у любого человека у него существуют определенные политические взгляды и пристрастия. Не счесть шедевров, выдающихся по форме, но пропитанных той или иной идеологией.
И самое главное: по прошествии 30 лет, когда страсти вокруг «Солидарности» давно улеглись, видишь, что «Человек из железа» - прежде всего кино о людях, борющихся с системой, о диссидентах, о «несогласных», о тех, кто в этой борьбе идет до конца.
И не важно - коммунистический ли это режим, или псевдолиберальный. Технологии у них практически одинаковы - оболгать, облить дерьмом, то бишь «черным пиаром» очередного недовольного, отравить ему жизнь любыми средствами. Недаром, один из главных героев фильма - продажный писака, за деньги власть предержащих собирающий компромат на лидера рабочей забастовки Мачея Томчика. Разве сегодня происходит иначе?!
Художественная форма и конструкция картины ярка и талантлива: документальные съемки не отличить от «постановочных», действие движется стремительно, смотрится все это, несмотря на солидный хронометраж, на одном дыхании. Кроме того, ленту можно назвать даже детективом, или фильмом-расследованием, ведь именно в процессе добычи горе-журналистом так необходимой ему «грязи» зритель узнает, как закалялся характер Мачея, через какие испытания ему пришлось пройти и как он стал тем, кем стал - «человеком из железа», несмотря ни на что отстаивающим свои убеждения.
10 из 10
ДжиМэн
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.