Пан Володыевский / Pan Wolodyjowski
Каждое столкновение шляхтичей и ордынцев — это реки крови и горы трупов. Что остается у Михаила Володыевского, когда он одного за другим теряет друзей? Только любимая жена Бася и Родина.
Начало фильма
- Экранизация по произведению: Хенрик Сенкевич
ММКФ, 1969 год
Победитель: Золотой приз за лучшую мужскую роль ( Тадеуш Ломницкий )
Номинации: Золотой приз
Это третий фильм трилогии Сенкевича ("Огнем и мечом", "Потоп", "Пан Володыевский") . Лучшие актеры польского кинематографа собраны в этом великолепном историческом фильме. Польша, называвшаяся тогда Речь Посполитая, стонет от набегов татар. Каждое столкновение шляхтичей и ордынцев - это реки крови и горы трупов. Что остается у Михаила Володыевского, когда он одного за другим теряет друзей? Только любимая жена Бася и Родина. Когда фильм вышел в советском прокате, имел успех, сопоставимый с "Крестоносцами". Для любителей батальных, исторических фильмов - это лучший подарок.
Кто такой Ежи Гоффман? Ответов на этот сам по себе неумный вопрос может быть немало, но для меня гениальный поляк прежде всего будет одним из двух величайших режиссёров в истории батального кино (второй, само собой, Сергей Бондарчук). А репутацией прекрасного постановщика батальных сцен и любовью множества зрителей он обязан, прежде всего, экранизации Трилогии Генрика Сенкевича, история которой началась в далёком 1968 году, с фильма «Пан Володыёвский».
Политическая обстановка конца шестидесятых не способствовала экранизации романов польского классика о Речи Посполитой в логическом порядке: делать «Огнём и мечом» о войне поляков против советских украинцев при том, что СССР был главным спонсором съёмок, едва ли представлялось возможным. Гоффман принял соломоново решение: снимать в обратном порядке, и не прогадал. Результатом стал, пожалуй, лучший из трёх его фильмов по книгам Сенкевича.
Заслуга это не только режиссёра (к нему ещё вернёмся впоследствии) но и прекрасных актёров. Пальму первенства удерживает бесподобный Тадеуш Ломницкий. Его Ежи Михал Володыёвский - именно тот «маленький рыцарь», каким изображал своего героя Сенкевич: простодушный и искренний, смелый и прямой, непревзойденный мастер сабли с благородной душой и отважным сердцем. Но, при всём этом, пан Михал не превращается в «идеального героя», кладезь всех мыслимых добродетелей - ему известны и душевные метания, и неправильный выбор, и даже сомнения - но только не в выполнении долга, здесь Володыёвский твёрд, как кремень. По меньшей мере два эпизода с его участием неизменно пробирают до глубины души: самый первый - полковник Володыёвский во главе хоругви, мчащейся в атаку; и самый последний - тот же Ежи Михал стоит на стене предательски сданного Каменца, едва заметно грустно улыбается и медленно-медленно тянет саблю из ножен. Что тут сказать, это не просто отличная роль отличного актёра, это - абсолютное попадание в образ. «Оскар» за лучшую иностранную мужскую роль решительно заслужен.
Другие исполнители очень точно следуют своим книжным образам: томная и аристократичная Кристина Дрогоёвская в исполнении Барбары Брыльски, непоседливая и озорная Бася, чью роль сыграла Магдалена Завадска, и, конечно, Азья-Ольбрыхский - истинный сын Тугай-бея, неустрашимый, свирепый и не терпящий противоречия.
Талант режиссёра нашёл себе блестящее применение в батальных сценах, будь то небольшие схватки конных разъездов в степи или грандиозные штурмы Каменца. Массовка, несмотря на многочисленность, не тушуется, не начинает действовать чисто символически, как это порой бывает в таких случаях - напротив, каждый солдат бьётся живо и энергично, и на кого из статистов не взгляни, не увидишь медленных и вялых движений, абсурдно и неправдоподобно смотрящихся в пекле боя. Весомое достоинство, если даже во многих современных фильмах сражения выглядят скорей как игрища ролевого клуба, со всей присущей им ненатуральностью, нежели серьёзная историческая постановка. Но наибольшее впечатление производят даже не масштабные и динамичные батальные сцены, а гордое нежелание героев сдавать крепость и решимость стоять до конца вопреки самым неблагоприятным шансам.
- Нижний замок только для того и годится, чтобы измотать противника. Лишь вопрос времени, когда неприятель проведёт подкоп и заложит под ним мины.
- И что же нам тогда делать?
- Орудия перетащим в верхний замок и там уже будем стоять насмерть.
- А если, не приведи Господь, и верхний замок будет в груду развалин превращён?
- А на груде развалин тоже сражаться можно...
Может показаться подозрительным такое обилие хвалебных эпитетов применительно к одному фильму, но это именно тот случай. Прекрасные актёры, великий режиссёр, сценарий на добротной литературной основе, зрелищные баталии, красивая музыка и проникновенный патриотический посыл - что ещё нужно, чтобы назвать фильм шедевром?
P.S. Смотреть лучше в советском дублированном переводе.
10 из 10
Злобный дикобраз
Враг не страшен - в сердце нашем грозный бог войны...
"Пан Володыевский» - фильм замечательного польского режиссера Ежи Гоффмана, экранизация одноименного романа великого польского писателя Генрика Сенкевича. Снятый в 1969 году, это был первый фильм в трилогии Гоффмана и, что любопытно, третий роман в трилогии Сенкевича. Причину подобного несоответствия я назвать не могу, могу лишь предположить, что экранизация «Огнем и мечом» (отображающая противостояние не только украинцев и поляков, но и сословное, классовое противостояние) в то время вряд ли бы соответствовала установлению братских отношений между союзными республиками.
И то удивительно, что экранизация хотя бы одной из частей трилогии, направленной на поддержание национального польского самосознания увидела свет. Но все хорошо, что хорошо случается.
Разумеется, что премьеру этого фильма я увидеть не мог - меня в ту пору и в проекте не было, так что впервые с этим ярким представителем польского кинематографа я столкнулся в детстве, и это столкновение меня весьма и весьма потрясло. Все-таки по-настоящему качественные костюмированные исторические фильмы снимались только в Советском Союзе. На Западе чересчур небрежно относятся к источникам, а в современном российском кинематографе явно не хватает масштаба.
Не только главные герои, но и вся массовка одета в соответствующий антураж. Интерьер комнат, залов и солдатских бараков очень качественно проработан. Замки и военные постройки выглядят действующими, а не древними памятниками архитектуры и зодчества. А в сражениях участвуют будто бы настоящие армии. При всем при этом ни один актер, включая самого последнего персонажа массовки не выглядит беспомощным статистом. Все действуют органично и естественно.
Впрочем не так меня впечатлили хорошо проработанные костюмы персонажей и массовость боевых сцен, как сама история, рассказанная в картине, лишний повод восхититься талантом Сенкевича и поблагодарить Гоффмана за точную интерпретацию. Помню какую бурю восторга и восхищения вызывала в моей детской душе личность мужественного и благородного пана Володыёвского. Прямой и честный, как клинок рыцарского меча, смелый и несгибаемый - он, тем не менее выглядит реальным живым человеком. Благородный шляхтич - он может служить настоящим эталоном, примером для подражания.
Володыёвский не выглядит белым пятном в своей среде. Его друзья и жена - также исполнены всяческих добродетелей, первая из которых - это верность, верность друзьям, верность слову, верность любви и самое главное - верность Родине. К слову вся эта история, словно настоящий гимн этому качеству. Словно автор и режиссер задались тяжелой целью выпестовать в зрителе или читателе эту черту.
На протяжении всего повествования наши герои будут сталкиваться с разнообразными трудностями: с предательством, жестокостью, хитростью, подлостью и опасностью. Но все эти невзгоды они преодолеют не уронив своей чести. И кто бы мог подумать, что самым сложным для героя будут не опасности и превратности военной службы, а нелегкий выбор, который ставит перед ним судьба. Ведь ему предстоит решить, что для него важнее - верность слову и Родине или верность своему сердцу - своей Басе.
Будут показаны в картине и ужасы войны, с жестокими казнями и расправами, когда после прошедших врагов остается только пепел и мертвецы. Будет отображена и та неустойчивая ситуация, что царила в Речи Посполитой в те времена. И угрозы от могущественной Турции и опасности приходившие из Дикого Поля, и разброд в государственном стане Польши. В этом суровом котле и предстоит вариться героям этого произведения.
Может быть кому-то покажется, что картина излишне облагорожена и романтизирована. Что ж, может они и правы. Но именно это меня и восхищает в этом фильме. Для меня это произведение в сравнение с современными историческими фильмами, словно «Реквием» Моцарта в сравнении с песнями современных эстрадных исполнителей.
9 из 10
Putyata
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.