Старое предание. Когда солнце было богом / Stara basn. Kiedy slonce bylo bogiem
Действие фильма разворачивается в девятом веке, в языческих племенах древних славян. Знатные князья ведут непрерывные войны, борясь за влияние и власть. Но даже здесь, среди грязи и крови, находится место благородству, чести, любви… Как, впрочем, подлости и коварству.
- Экранизация по произведению: Йозеф Игнацы Крашевски
- Премьера телеверсии (3 серии по 45 минут) состоялась 26 марта 2005 года.
Кинопремия «6-я церемония вручения Польской кинопремии "Орлы"»
Победитель в номинации: Лучшие костюмы
Номинации:
Лучший саундтрек
Лучший монтаж
Лучшие декорации
Каждое государство должно иметь оправдание своему существованию - идеологию. Любая идеология должна опираться на истоки, которые за древностью лет мифологизируются и украшаются.
Польша, Речь Посполитая, Поляна - оплот западных славян, центр Европы - имеет богатейшую и драматическую историю, одно время бывшая мощнейшим государством мира и рассыпавшаяся из-за раздрая гонорливого шляхетства.
Что же было каких-то 11 веков назад? В заповедных пущах, на поймах рек, на полянах и лугах оседали славянские рода. Молились своим богам, охотились и воевали с соседями.
Ежи Гоффман на примере правления князя Попела показывает картинку жизни языческих племен. Временно правивший князь (Б. Ступка) должен передать власть своему племяннику, а не хочется. Яд, меч, заложники - все идет в дело.
Певец баллад и легенд, умудренный опытом и славой, Ежи Гоффман погружает нас в мир капищ, приворотных чар, разрушающего огня и свиста мечей. Осада княжеских палат, поединок ярла и Зимека, похороны кмета - поданы ярко и красочно, живым кадром, с минимумом спецэффектов.
Главный герой Зимек Михала Жебровски - воин-одиночка, который согласно легендам объединит роды и положит начало династии, повернувшую княжество к христианству. Брутален и харизматичен.
Боевой вождь Пястун (звезда польского кино Даниэль Ольбрыхски) - воплощение разума среди гонористых кметов, кичихся своими усами и плодовитостью рода. Собрал всех воедино, победил и передал право управлять другому. Сугубо положителен.
Коварный князь Попел (звезда украинского кино Богдан Ступка) - под пятой у своей жены-невольницы. Творит явный беспредел, умерщвляя родню и ища защиты то у викингов, то у саксонцев.
Красавица лесов Дзива (Марина Александрова) вынуждает главного героя пасть перед голубоглазым колдовством. Призвана служит богам местного разлива, но выбирает княжеский путь.
Ярки и запоминающи и актеры второго плана. Сцена приворота с Милой (Катажина Буякевич) украшает лирикой фильм, хоть и не совсем гармонирует с сюжетом, интриги княжны (Малгожата Форемняк) и забавы наследника, самоубийство варягов придает картине шарм буйных времен, где грань между владыкой и слугой стирается за одну кровавую ночь.
Но поляки не были поляками, если бы не кусанули восточных соседей. В сцене, где Пястун уговаривает Зимека присоединится к войску, он в сердцах посылает его к трусам, на Русь. Киевскую Русь можно было упрекнуть в чем угодно, но в трусости в последнюю очередь. Тот же Пястун при осаде повторяет приём княгини Ольги (в чем сам и признается). Да и походами к Царьграду западнославянские князья похвастать тогда и не мечтали. А вот к саксонцам (Германия) и викингам (Скандинавия) чувствуется явное почтение.
Да и на роль главного злодея выбран украинец. Поручить изобразить шкодливого князька своей звезде Даниэлю Ольбрыхскому, к примеру, польские кинематографисты, конечно, и не думали, хоть и по типажу он со Ступкой похож.
Но, разумеется, не стоит смотреть фильм с этих позиций. Яркий, динамичный, даже романтичный «Когда Солнце было богом» лишний раз подтвердил умение снимать картины странами, не говорящие по-английски. Мы знаем все нюансы отношений джедаев и Империи, автоботов и десептиконов, гриффиндорцев и слизеринцев. Но вряд ли перечислим имена полудесятка славянских языческих богов. Глобализм у нас с англосаксонским лицом. Поэтому не упускайте возможнлсти посмотреть хорошее другое кино.
Stalk-74
Славянский фильм
Российские исторические фильмы к теме славянства обращаться не спешат, да и что-то подсказывает, что если даже обратятся, неизвестно, что из этого выйдет. На передний план в таком случае выходят поляки. Ежи Хоффман умеет снимать красивое, масштабное историческое кино, что доказывает его трилогия по романам Сенкевича.
Фильм «Когда солнце было богом» интересен прежде всего тем, что повествует об эпохе, отдаленной и привлекательной - эпохе становления славян. Это не времена «Ярослава Мудрого» или «Легенды о княгине Ольге», это дикое, кровавое, но и красивое время язычества, межплеменной вражды, походов викингов, вольной воли и сильной, страстной любви, которая так свойственна героям древности.
Фильм красив и захватывает. Он славянский по своей сути, и поэтому привлекает даже больше, чем западноевропейские фильмы приблизительно того же периода действия. Даже начинается он будто древняя летопись: «давным-давно, когда над Вислой жили висляне, а над Бугом бужане, и каждое племя имело своих богов, властвовал жестокий Попель...» Прекрасным сопровождением вступлению являются музыка и фон - святилище Свентовита с деревянным идолом.
Герои - яркие и сильные, коварные, мстительные, страстные. Глядя на них понимаешь - это люди другого времени - ощущение, которое дорогого стоит при просмотре исторических картин.
Что больше всего понравилось:
- Удачный подбор и игра актеров (даже поднадоевший Михал Жебровски не режет глаз, а Богдан Ступка играет как всегда великолепно, плюс интересный, хотя и не центральный персонаж Евы Вишневской)
- Антуражность
- Музыка
- Общая атмосфера, как уже говорилось, славянский дух фильма
Что можно отметить среди немногочисленных недостатков, это не всегда достаточно историчные костюмы, невнятный персонаж Милы (смысловая нагрузка мне непонятна), и эпизод с молнией (компьютерная графика оставляет желать лучшего).
Сам Ежи Хоффман так высказался о своём фильме: «Эта картина - действительно легенда, предтеча христианства...» - и в самом деле, этот смысл, не сразу, может быть ясный на фоне многочисленных ярких сцен, всё-таки в фильме есть. Призыв к окончанию вражды, призыв к объединению и в некотором смысле протест против языческой жестокости (не на войне, а в законах племенной жизни).
За обращение к такой теме и прекрасную реализацию
10 из 10
Auja
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.