Человек ниоткуда

Человек ниоткуда
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 18 Май 1961
Продолжительность: 1:21
Просмотрели: 524

Комедия приключений дикаря из фантастического племени тапи, начавшаяся с неожиданного провала в пропасть молодого геолога антропологической экспедиции Владимира Поражаева. Впрочем Владимир давно подозревал о существовании этого племени, что и было главной причиной его раздора с начальником экспедиции Крохалевым. Используя свое интеллектуальное превосходство, геолог освобождается от дикарей и с Чудаком возвращается в Москву…

Фрагмент Nº2

Фрагмент

На XXII съезде КПСС 24 октября 1961 года М. А. Суслов резко и негативно высказался о фильме. Вскоре, показ фильма был повсеместно прекращён. Запрет был снят только в 1988 году решением Госкино СССР и конфликтной комиссии Союза кинематографистов СССР, после чего фильм был вновь показан в кинотеатрах.

Молодой геолог Поражаев во время одной из экспедиций находит снежного человека из племени тапи, которому он даёт имя Чудак. Приехав в Москву, геолог и его подопечный оказываются в центре самых невероятных приключений.

Мечта о другом Человеке

Как они оба красивы, человек и его мечта. Яковлев и Юрский, еще совсем юные. Их дуэт прозвучит еще в одном фильме, но даже в нем, в гениальном «Короле-Олене» он не будет столь свеж и искренен.

Метафора смелых идей в науке, осмеянных - и часто справедливо, но все же необходимых. Без благородного безумия, без мечты наука вряд ли выживет. Как и без рациональной, сухой, скучной работы. Недаром герои Яковлева и Папанова, воплощения этих двух ликов Знания - друзья. Спорящие, подкалывающие друг друга, соперничающие - но остающиеся вместе.

Рязанов тогда еще не приобрел позднейшей желчности, и его фильм блещет всеми красками. Смелыми находками, фантастическими деталями, искрометными диалогами, подтекстами, героями.

Снежный человек Чудак - искренний, чувственный, несколько нелепый. Его первобытность оправдывает диковатый подход к женщинам, почти звериную агрессию. Совершенно органичны его прямолинейная и нежная повадка, его не лишенные эротизма чувства к его первооткрывателю. Чудак - очень яркий, привлекательный образ. Трагический и смешной одновременно. Он задает фильму легкомысленный, ювелирно подошедший к самой грани фривольности, но не перешедший ее настрой. Почти первая - и одна из лучших ролей Юрского.

Восторженный красавец Поражаев, не лишенный земных мелочных слабостей, несколько проигрывает своему протеже. Воплотившись, его мечта принесла ему немало проблем и даже сбросила его с небес на замлю в финале - в самом прямом смысле. Но он от нее не отказался. От него, то есть. Правда, тут Яковлев почему-то напомнил мне Раскольникова, но, наверное, это просто капризы восприятия.

Оба они в бреду Поражаева оказываются в некоей фантастической Москве, где есть такси-вертолеты, футуристические медицинские установки и космодромы. Это очень милые детали. Они мастерски вгоняют зрителя в нужное восприятие - подобное восприятию Владимира, не позволяющее педантично придираться к несоответствиям и ляпам. Это «как во сне» - добром и светлом.

Мелочей, делающих радость зрителя еще более полной, очень много. Чудак успевает, например, привязаться к пожилому представительному актеру. Ходурский невыразимо хорош в своей небольшой роли - его фраза «Какой успех!» полна такой иронии, что одна может вызвать аплодисменты.

Или, например, Никулин в роли милиционера. Приятно посмотреть.

Разве что песни несколько выбиваются из общей радуги. Очень Ученый Совет - слишком поверхностная пародия на научный мир, слишком уж ретиво старички распевают песню «Его народ не вымер». Не настолько все в науке грустно, правда. Но это такие мелочи.

9 из 10

Фюльгья

Стать Человеком

Снежные люди существуют! По крайней мере, в этом абсолютно убеждён молодой антрополог Владимир Поражаев, отправившийся на Памир именно для того, чтобы найти подтверждение своей гипотезе. Пусть окружающие во главе с начальником экспедиции Крохалёвым считают это блажью и глупостью, Поражаев твёрдо знает, что огромные следы на снегу непременно приведут к месту обитания племени тапи. А вот член этого племени по прозвищу Чудак мог бы поспорить с учёным. Нет-нет, он действительно живёт на снежных вершинах, здесь всё верно, но вот до человека он, по собственному мнению, ещё не дорос. Впрочем, людоед из него получается тоже неважный - он не понимает всей прелести поедания собственных друзей и не получает удовольствия от плясок на костях. А вместо этого сочиняет стихи, целует мохнатые ручки барышень племени и любит гулять под звездами, чем крайне возмущает вождя, борющегося с инакомыслием единственно доступным, зато проверенным способом. И вот уже разгорается костёр, кипит вода в котле... Однако если бы всё закончилось так прозаично, было бы неинтересно. Так что путь случайно встретившихся двух несъеденных одиночеств лежит в город-сказку, город-мечту, где героев ждут новые непокорённые вершины.

Сам Эльдар Рязанов обозначил жанр «Человека ниоткуда» как философско-эксцентрическую комедию, хотя на первый взгляд эксцентрики в фильме существенно больше, чем философии. Сочетание цветных и чёрно-белых кадров, комбинированные съёмки, многочисленные трюки, нарочитая театральность актёрской игры создают на экране фантасмагорию, усиливающуюся с каждым поворотом сюжета. Множество ярких деталей, придуманных сценаристом Леонидом Зориным, расцвечивают картину, делая происходящее абсолютно нереальным, но при этом парадоксально почти осязаемым. Красные искры, летящие из глаз чёрно-белого Поражаева в начале ленты были лишь первой ласточкой, вскоре он развернёт перед Чудаком огромный собственноручно написанный букварь и пригласит снежного человека, а на самом деле и зрителей, в мир, где кажется возможным абсолютно всё. Здесь будут такси-вертолёты, спуск сквозь водосточную трубу, управление молниями и полёт в открытом космосе без скафандра. С каждым новым эпизодом режиссёр убеждает нас, что этот рассказ всего лишь фантазия, одновременно создавая мир, в который мучительно хочется попасть.

Дело в том, что оригинальность формы, необычная подача материала не является самоцелью, это лишь средство, помогающее объёмнее и резче подчеркнуть основную идею фильма. За наивным спором между «физиками» и «лириками» скрывается нечто большее - попытка взглянуть со стороны на жизнь как извечное противоборство консерватизма и духа творчества, случайного и действительно важного, рождённых ползать и рождённых летать. Поражаев и Крохалёв вместе со всеми ему подобными стоят на разных полюсах, они уверены в своей правоте, один в силу юношеского максимализма и пылкой горячности, другой - из-за собственной ограниченности, помноженной на паническую боязнь нового, могущего разрушить такой удобный и привычный маленький мирок. Однако этим двум осям необходима точка отсчёта, которая объединит их в единую систему координат - наивный и неискушённый Чудак. Он влюбляется и страдает, с блеском выходит из передряг, постоянно задаёт вопросы и получает ответы от самых разных людей, формируя собственную картину мира. И на поверку оказывается, что цивилизованное общество не так уж и отличается от племени дикарей, живущих по кажущемуся им единственно верным закону - если не съешь ты, то съедят тебя. Но даже в этом случае всегда есть выбор - предпочесть накатанную, но темную дорогу крохалёвых или идти узкой тропкой поражаевых, и путь будет освещать вера в мечту.

У каждого режиссёра есть своё любимый персонаж, будь то по-человечески близкий образ или объект почти научного интереса. «Человек ниоткуда» стал своеобразной отправной точкой в творчестве Эльдара Рязанова, ведь именно здесь возник его любимый герой, появляющийся во всех последующих картинах. Добрый, милый и по-детски непосредственный Чудак стоит в начале тропы, которая потом выведет к Юрию Деточкину и корнету Плетнёву, доктору Лукашину и Анатолию Новосельцеву, героине Лии Ахеджаковой в «Гараже» и дорогой Елене Сергеевне. Это бескорыстный и наивный «Иванушка-дурачок», не способный приспосабливаться и угождать, имеющий своё собственное мерило ценностей и живущий по своим законам. Именно таких людей часто считают неудачниками, ведь в них полностью отсутствует то, что именуют практицизмом и прагматизмом, но именно в них есть истинно народные черты, делающие этих героев такими узнаваемыми. Они светлы и немного нелепы, слишком добры и сострадательны, но при этом полны внутренней силы, которая и делает их такими настоящими.

Средневековые монахи и ученые бились над получением философского камня, с помощью которого можно было бы создать эликсир, дарующий вечную жизнь. Похоже, у Рязанова в роду когда-то были алхимики, потому что ему удалось создать эликсир вечной молодости. Очень наивный и забавный, но при этом такой настоящий «Человек ниоткуда» несёт в себе ветер безрассудства и куража юности. Без лишней патетики и пафоса, очень просто и легко льётся рассказ о невероятных приключениях человека из выдуманного племени тапи, но кажется, будто эта история о каждом. О том, кто считает дни до летних каникул, когда начнётся настоящая интересная жизнь, и о том, кто шагает по Москве, кто пьёт искристое вино из одуванчиков и едет на экскалаторе в метро лучшего города Земли. О том, кто мечтает когда-нибудь стать настоящим человеком. Человеком с большой буквы.

Rigosha

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video ВК

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.