Человек-слон / The Elephant Man

Человек-слон
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 03 Октябрь 1980
Режиссёр: Дэвид Линч
Продолжительность: 2:05
Просмотрели: 896

Это правдивая и печальная история жизни реально существовавшего в 19 веке человека, Джона Меррика, страдавшего редчайшей болезнью, вызывавшей чудовищные деформации тела.

Молодой хирург Тривес, увидев это несчастное и забитое существо в балагане, выкупает его у хозяина из чисто научного интереса, но с удивлением обнаруживает в нем человека интеллектуально развитого и духовного. Профессиональный интерес сменяется состраданием, феномен становится моден в высшем свете, сама королева благословляет оставить его в больнице навсегда…

Трейлер [Кинопоиск]

Трейлер [Youtube]

«Человек-слон» (англ. The Elephant Man) - фильм 1980 года американского режиссёра Дэвида Линча, основанный на биографии знаменитого британца XIX века Джозефа Меррика. В основе фильма - книга Фредерика Тривза «Человек-слон» и частично Эшли Монтегю «Человек-слон: Этюд о человеческом достоинстве» (The Elephant Man: A Study in Human Dignity). Дэвидом Линчем в соавторстве с Кристофером Де Вуром и Эриком Бергреном был написан сценарий фильма.

Фильм был выдвинут на премию «Оскар» по восьми номинациям, включая «лучший фильм», «лучший режиссёр» и «лучший актёр» (Джон Хёрт), но не получил ни одной статуэтки. В Европе картина получила награды «Сезар» и «BAFTA в номинации Лучший фильм».

Фильм снят на черно-белую пленку.

Награды

1981 - Международный фестиваль фантастических фильмов в Авориазе
Гран-при - Дэвид Линч
1981 - Премия BAFTA
Лучший актёр - Джон Хёрт
Лучший фильм - Джонатан Сэнгер
Лучшее художественное оформление - Стюарт Крэйг
1982 - Премия «Сезар»
Лучший зарубежный фильм - Дэвид Линч

Номинации

1981 - Премия «Оскар»
Лучший актёр - Джон Хёрт
Лучшие декорации - Стюарт Крэйг, Роберт Картрайт, Хью Скейф
Лучший дизайн костюмов - Патриция Норрис
Лучший режиссёр - Дэвид Линч
Лучший монтаж - Энн Коутс
Лучшая музыка - Джон Моррис
Лучший фильм - Джонатан Сэнгер
Лучший сценарий - Дэвид Линч, Эрик Бергрен, Кристофер Де Вор
1981 - Премия BAFTA
Лучшая операторская работа - Фредди Фрэнсис
Лучший режиссёр - Дэвид Линч
Лучший монтаж - Энн Коутс
Лучший сценарий - Дэвид Линч, Эрик Бергрен, Кристофер Де Вор
1981 - Премия «Золотой глобус»
Лучший режиссёр художественного фильма - Дэвид Линч
Лучший художественный фильм-драма
Лучший драматический актёр - Джон Хёрт
Лучший сценарий художественного фильма - Эрик Бергрен, Кристофер Де Вор
1982 - Премия «Грэмми»
Лучший саундтрек - Джон Моррис

Факты

  • Настоящее имя Человека-слона - Джозеф, а не Джон, как написано в книге Тривза. Неизвестно, почему имя было изменено.

 

  • Псалом 23, который Меррик читает когда Тривз знакомит его с мистером Карром Громмом, в русском синодальном переводе Библии находится под номером 22.

 

  • Грим Джона Херта был создан на основе представленного в Королевской больнице Лондона заспиртованного тела Джозефа Меррика. Накладка грима каждый день занимала 12 часов.

 

  • Кроме прочего, фильм обязан своей популярностью удачному выбору саундтрека. Дэвид Линч использовал в картине «Адажио» композитора Сэмюэля Барбера.

 

  • Медики до сих пор спорят насчет природы уродства Джозефа Меррика. Большинство учёных считает, что он страдал от синдрома Протея, который вызывает необычный рост головы, костей и кожи. Но, возможно, Меррика поразил нейрофиброматоз - редчайшее заболевание, которое может также вызывать деформацию костей и рост доброкачественных образований.
  • Фильм был выпущен кинокомпанией Brooks Films, принадлежащей известному комедиографу Мэлу Бруксу. В фильме также сыграла супруга Брукса, Энн Бэнкрофт.

Эта история о человеке по имени Джон Меррик. Джона называли «человек-слон» из-за уродства, которое обезобразило его лицо. Жестокий мерзавец избивал Джона и показывал его зрителям ярмарок за деньги. На счастье Джона им заинтересовался доктор Тревес, который поместил человека-слона в специальное медицинское учреждение, чтобы изучить его феномен. Но вскоре доктор проникся сочувствием к Меррику и стал воспринимать его не только как необычного пациента, но и как глубоко несчастного человека, с которым судьба обошлась очень жестоко.
© Fast-Torrent.ru

Подробное описание:

Доктор Тривз (Энтони Хопкинс) находит Меррика (Джон Хёрт) в викторианском «фрик-шоу», куда Меррика нанял меркантильный делец Байтс (Фредди Джонс). Внешность Меррика настолько ужасающая, что ему приходится носить просторное одеяние, вроде мешка, чтобы никто не увидел его пугающих наростов по всему телу. Кроме того, Байтс считает, что Меррик умственно неполноценен. Несмотря на то, что человек-слон главный номер его представления, он относится к нему весьма жестоко. Тривза заинтересовал этот «экспонат» цирка, и он хочет выкупить Меррика у Байтса для того, чтобы обследовать его в больнице и прочитать лекцию о нём. Тривзом движет нечто большее, чем любопытство. Байтс не хочет уступать доктору, объясняя это тем, что Меррик - его единственный источник дохода, и он не может просто так с ним расстаться. Тривз задумывается о том, как помочь Меррику.

По приезде в больницу доктор Тривз принимает решение поместить Джона Меррика в изоляторе, чтобы не пугать остальных пациентов. Тривз рассчитывает на помощь главной медсестры (Уэнди Хиллер). Однажды, в холле директор госпиталя мистер Карр Гомм (Джон Гилгуд) замечает, что Тривз сам несет какую-то еду по направлению к изолятору и вызывает его на разговор. Он обязует доктора Тривза показать ему завтра своего пациента. Тривз за весьма короткий срок учит Меррика некоторым простым словам, думая, что тот не умеет разговаривать. В итоге, Человек-слон уже может говорить короткие фразы, вроде «Здравствуйте, я Джон Меррик», «Очень рад с вами познакомиться» и молитву. Однако, когда к нему приводят мистера Гомма, тот начинает задавать ему незапланированные вопросы, на которые Джон не может ответить. Карр Гомм понимает, что все сказанное - это лишь заученные фразы. Он уходит в уверенности, что пребывание Меррика в госпитале - безнадежная затея и глупая выдумка доктора Тривза, так как пациент слабоумен. Стоя за дверью, директор больницы и доктор спорят о необходимости лечения Меррика.

Карр Гомм уже стал спускаться по лестнице. Доктор Тривз собрался войти к Джону Меррику, но вдруг услышал, как тот проникновенно декламирует двадцать третий псалом, который они не успели выучить. Пораженные Тривз и Карр Гомм заходят к Человеку-слону и начинают с ним разговаривать.

Тривзу открывается, что на самом деле Человек-слон - развитая, способная к обучению личность, и его поведение перед Байтсом всего лишь притворство из страха, попытка предотвратить избиения. Меррик словно подтверждает подозрения Тривза: он конструирует из картона модели замков и читает. Меррик вхож в дом Тривза и его жены (Хана Гордон), именно ей он показывает свою самую дорогую ценность - небольшой портрет очень красивой женщины, своей матери. Меррик надеется, что если бы только его мама увидела своего сына в окружении таких известных людей, она бы, может быть, его полюбила, Джон полагает, что очень расстроил её своим обликом. На что жена Тривза возражает, что «любящий сын не может разочаровать мать». В этот, один из самых трогательных моментов фильма, жена доктора безутешно плачет. Меррик переживает, чем он мог так расстроить мадам. Меррика посещает знаменитая актриса миссис Кендал (Энн Бэнкрофт). Тем временем Байтс хочет вернуть «свое сокровище». Тривз стоит на своем и отказывается возвращать своего пациента назад в «Шоу уродов». Байтс заявляет, что тот отобрал его хлеб и что он заявит в полицию. На что Карр Гомм советует ему так и поступить, намекая на то, что самому Байтсу только от этого будет хуже, так как он издевается над живыми людьми. Но, главное, Байтс говорит что доктор Тривз ничуть не лучше него, что он также демонстрирует Человека-слона людям и использует его в своих корыстных целях, а именно показывает его своим знакомым докторам. Над этими словами Тривз задумывается, его начинает беспокоить сложившаяся ситуация, но его жена успокаивает его.

Несмотря на известность Человека-слона, двери его комнат не запираются на ночь, и ночной сторож (Майкл Элфик) начинает использовать Меррика в своих целях. Ночью к нему вламывается пьяная компания во главе с его бывшим хозяином Байтсом. Ночной сторож подносит к лицу Меррика зеркало. Байтс похищает обезумевшего Меррика и, недолго думая, отправляется с ним на гастроли в Европу. Человек-слон сильно заболевает, но пытается бежать. Ему помогают другие артисты цирка. Он возвращается в Лондон, где мечется по вокзалу, пытаясь убежать от нескольких мальчишек, привязавшихся к нему с тем, почему у него такая большая голова. Меррик случайно сбивает девочку, что становится причиной скандала. Толпа окружает Меррика и снимает с него прикрывающие деформированную голову отрепья.

В это время Тривз обнаруживает отсутствие Меррика и обвиняет в произошедшем сторожа. Полисмены доставляют Меррика обратно в больницу. Доктор Тривз вместе с Кендолл выводит его в театр, где Человек-слон показывает себя настоящим джентльменом. Вернувшись домой, в госпиталь, перед тем, как лечь спать, Джон Меррик беседует с Тривзом, благодарит его за вечер. После ухода доктора он готовится ко сну. Его взгляд падает на одну из картин, висящих на стене - на ней ребенок, спящий на боку. Меррик хочет попробовать поспать «как нормальный человек», то есть лежа, чего ему из-за сильно деформированной головы делать нельзя, он всегда спал сидя. Меррик убирает с кровати все подушки, ложится и засыпает. Последнее видение, возникающее перед Мерриком, - его мать.

 

Классика от Линча

Кино, без которого широкая киноаудитория не услышала бы о режиссере по фамилии Линч. Кино, которое назовут шедевром многие любители кино, причем ценители совсем разных жанров.

Визуальный ряд, актерская игра Харта и Хопкинса, режиссура молодого Линча, превосходная стилизация действия фильма под викторианскую Англию, как минимум, должны вызывать уважение. Фильм который не теряет своей актуальности уже спустя почти 30 лет, фильм который входит в разные рейтинги лучших фильмов, в конце концов, фильм, который не просто запоминается он врезается в память зрителя. Забыть его невозможно, уверен при воспоминании этого фильма у многих перед глазами возникает облик Джона Меррика - реальной личности с ужасной внешностью и непростой судьбой.

Этот фильм принес своим создателям восемь номинаций на «Оскар». И это восемь номинаций черно-белому фильму с неизвестным киноакадемии режиссером Дэвидом Линчем, имя которого в будущем станет культовым для целой категории ценителей кино.
«Человек-слон» как визитная карточка Дэвида Линча. У него конечно много выдающихся работ, это и сериал «Твин Пикс», и «Голова-ластик», и «Маллхоланд драйв». Но «Человек-слон» именно из тех фильмов, какие смотрят если не все, то очень многие независимо от их жанровых пристрастий. Это просто одна из великих экранизованных историй Человека, просмотрев которую каждый вынесет для себя свой урок.

Ну а сцена в которой главный герой, забывшись в угол кричит толпе: «Я человек, я не животное, я человек!» многого стоит и хотя бы из-за нее стоит просмотреть данный фильм. Линч напоминает нам еще раз: плохо уродство не физическое, ведь хуже всего уродство моральное. За это ему и спасибо.

orange3005


Ярмарка уродов по Линчу

Это фильм об уродстве. Не физическом, о нет. Это фильм об уродстве моральном, самой большой проблеме человечества. Заставьте себя посмотреть его, потому что он - лекарство. Бальзам на душу, сотворенный наверное самым неземным режиссером современности - Дэвидом Линчем. В этой картине нет его знаменитых загадок, двойного дна, синих коробочек, нет мира бесконечных сновидений, мечт и иллюзий. Это биография-драма, до ужаса просто показывающая нам, зрителям, словно в зеркале отраженное обезображенное лицо общества. Какая ирония, крик Джона, увидевшего себя в зеркале - это крик общества, увидевшего свое отражение. Линч играет противопоставлениями - вот «человек-слон» на ярмарке уродцев - а вот он уже под опекой заботливого доктора, в окружении высокопоставленных посетителей, дарящих ему свои фотокарточки в позолоченных рамках. Только что он был чуть ли не животным, а теперь у него появилось имя, и он даже умеет разговаривать, читать, писать! Вот он, забитый, загнанный толпой в угол на вокзале - а вот он в театре, где ему рукоплещет сама королева, вместе с залом, выкрикивающим «браво». Но почему-то все эти сцены вызывают одинаковое чувство - отвращение. Ведь неизвестно, кто хуже - злобная толпа, не признающая не похожих на себя, или лицемерный бомонд, готовый преклоняться перед кем угодно, если это модно и если это одобряет королева? В этом фильме для меня в окружении Джона Меррика не было положительных персонажей, за исключением, пожалуй, главной сестры госпиталя, устами которой глаголет истина: «Но вы ведь видели выражение их лиц? Они даже не прячут своего отвращения! Им наплевать на Джона, они хотят произвести впечатление на своих друзей. Его снова превратили в ярмарочное зрелище!»

Мне не были приятны и главные «альтруисты» истории - хирург Тривес (бесподобно сыгранный Энтони Хопкинсом) и ведущая актриса театра с их какой-то приторно-пафосной добротой, поверхностным панибратством и излишней наивностью. Несмотря на такое пышное и разнообразное окружение, Джон Меррик всегда был одинок, как бывает одинок человек с богатым внутренним миром, не имеющий возможности самореализоваться по-настоящему. Не смотря на до ужаса правдоподобный, вызывающий болезненно-жалостливое сжатие в животе грим, к середине фильма о нем действительно забываешь, начиная видеть Человека, сжимая кулаки в бессильной попытке защитить его от стада животных вокруг. В этом, безусловно, большая заслуга Джона Хёрта, сыгравшего блестяще.

На мой взгляд кощунственно искать в подобных фильмах недостатки вроде нереалистичных сцен со слонами, пробелов в операторской работе и прочего... Хорошо знакомые с творчеством Линча зрители знают, что его фирменный стиль - это как раз те самые, словно не до конца снятые сцены, призрачные, размытые, словно предлагающие зрителю додумать что-то самому. Этот режиссер делает упор не на форму, а на содержание. Содержание этого, моего любимого фильма из творчества Линча, казалось бы совершенно незатейливо. Это печальная история жизни одного человека, ужасного снаружи, красивого внутри. Однако ни в одном другом фильме вы не увидите столько разновидностей морального уродства, сколько показал нам Дэвид в своем «Человеке-слоне». Кого же стоит пожалеть больше - Джона или его обидчиков, отвратительных и жалких в своей никчемности? Тяжелый, гнетущий фильм, оставляющий беспокойное, щемящее ощущение, но в конце одна светлая мысль: Человек действительно не умирает, если оставляет после себя память. Джон оставил красивую модель собора, как символ его веры в людей, а Дэвид Линч в 1980 году снял фильм, способный зажечь в любом сердце искорку милосердия.

10, 100, бесконечность из 10

Airin1408

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video Дублированный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.