Голова-ластик / Eraserhead

Голова-ластик
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 19 Март 1977
Режиссёр: Дэвид Линч
Продолжительность: 1:30
Просмотрели: 352

Нервный Генри, живущий в промышленном городке, состоящего из дыма, шума и теней, вынужден жениться на своей подруге, после того, как она заявляет, что беременна, и в итоге становится отцом маленького, не похожего на человека ребенка-мутанта. Теперь перед семьей встает проблема с выхаживанием этого чудовища…

Трейлер Nº2

Трейлер

  • Первоначальный вариант фильма имел хронометраж 108 минут.
  • «Голова-ластик» была одним из любимых фильмов Стэнли Кубрика и Джона Уотерса.
  • В первый год работы над фильмом (из пяти) от Дэвида Линча ушла жена. Учитывая, что совсем не задолго до этого у них родилась дочь, многие считают, что Дэвид Линч пользовался личным опытом для съемок картины.
  • Чтобы снять «Голову-ластик», режиссеру приходилось искать деньги самыми разными способами - вплоть до развоза газет.
  • В 2004 году фильм был признан «культурно значимым» Библиотекой Конгресса США и выбран для хранения в Национальном киноархиве.
  • Оригинальный сценарий назывался «Gardenback» и насчитывал всего 20 страниц, что явилось одной из причин проблем с финансированием.
  • Поскольку фильм снимался кусками на протяжении пяти лет, одни и те же декорации приходилось собирать по нескольку раз. Съёмки вообще были очень разбросанны в плане времени. Например, сцену, в которой Генри входит в свою квартиру, сняли через полтора года после сцены, в которой Генри открывает дверь.
  • Первый оператор картины Херберт Кардуэлл спустя два года после начала съёмок умер во сне в возрасте 35 лет. Новым оператором стал Фредерик Элмс.
  • Джек Нэнс, игравший Генри, все пять лет съёмок ходил с характерной причёской своего героя.
  • Чёрно-белый зигзагообразный рисунок на полу в холле дома Генри идентичен рисунку на полу дома поэта в фильме Жана Кокто «Орфей» (1950). Позже этот же рисунок Линч перенесёт и на пол Чёрной Ложи из своего сериала «Твин Пикс» (1990-1991).
  • Роль ребёнка-мутанта «играл» забальзамированный зародыш телёнка, но Линч так и не открыл секрет, как ему удалось заставить его двигаться подобным образом. После съёмок режиссёр лично похоронил его.
  • Саундтрек к фильму был посвящён «сестре Человека в планете» («...to The Man In The Planet`s Sister»). В фильме персонаж Человека в планете играл Джек Фиск, а его сестра Мэри вскоре стала второй женой Линча. Сам Джек Фиск позже женился на Сисси Спэйсек, которая тоже время от времени присутствовала на съёмках.
  • В своих интервью Дэвид Линч называет «Eraserhead» своим самым «тонким» фильмом и принципиально отказывается комментировать его сюжет, заявляя, что зрители должны самостоятельно составить о нём своё мнение и самостоятельно постичь заложенный в эту картину смысл.
  • Журнал «Premiere» назвал этот фильм одним из 25-ти «наиболее опасных фильмов».
  • В своё время «Eraserhead» произвёл настолько сильное впечатление на режиссёров Мэла Брукса и Джорджа Лукаса, что первый из их них предложил Линчу снимать фильм «Человек-слон» (1980), а второй - «Звездные войны: Эпизод 6 - Возвращение Джедая» (1983). Первое предложение Линч принял, что стало его дебютом в «большом» кино, а от второго отказался.
  • Стэнли Кубрик высказал сожаление, что не он снял эту ленту.

Ошибки в фильме.Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.

  • Генри Спэнсер в начале фильма наступает на лужу правой ногой, а уже придя домой, он сушит носок левой ноги.


Специальное упоминание жюри на МКФ в Авориазе в 1978 году, включён в 2004 году в Национальный регистр фильмов.

 

Первый художественный фильм Дэвида Линча, снятый в черно-белом изображении, может шокировать своей отталкивающей омерзительностью, оторваться от которой, однако, невозможно. У героя картины родился ребенок-мутант, эдакое пищащее ухо - "говорите громче, оно глухое", и с выхаживанием этого чудовища у семейки много трудностей. Сам герой тоже производит жутковатое впечатление, но главное - это сюрреалистический визуальный ряд картины, безудержная, черная фантазия режиссера. Пример: истекающие кровью под ножом и вилкой жареные цыплята жалобно шевелят ножками. Любители экстравагантного абсурда оценят этот маразм по достоинству и будут пересматривать по многу раз. Как ни странно, несмотря на кажущуюся бессмысленность, фильм что-то будит в зрителе, как пленяет цветовая гамма на картине абстракциониста. На Западе картина имела и имеет культовый успех.

Как правильно пользоваться стирательной резинкой

Все началось с того, чернокостюмный паренек по имени Генри ненароком выпустил из своего рта бледнолицего головастика. Выплюнул и все тут. Куда? Зачем? Непонятно. Но действие свершилось - это неоспоримый факт. Затем, конечно, какой-то мужчина в искалеченном теле (назовем его просто - БОГ), сидящий в инфернальном Космосе и глядящий через разбитое с хрустом стекло на все это безобразие, решил таки дать зеленый свет этому мерзкому существу, чтобы и оно смогло насладиться всеми радостными проявлениями жизни, какие только можно представить в мире, населенном бетонными домами, кирпичными стенами, пустыми заводами и поездами по направлению неизвестно куда.

Итак, наш дорогой Бог нажимает на рычаг и бледнолицый головастик благополучно смывается по трубам в этот туалетный мир, получая прописку, а заодно - и фамилию - своего отца, молчаливо бродящего по свалочным пейзажам с прической первого панка и столь необходимыми авторучками в нагрудном кармане.

Поселившись в бетонной клетке Генри, где в наличии: пружинная кровать, верстак, стул, торшер, комод с сеном вместо белья, фотография атомного взрыва, шипящий радиатор и ветка сирени, растущая прямо из земли на прикроватной тумбочке - безымянное детище, а вместе с ним - и его безымянная мать - обреченно коротают время, развлекая друг друга насыщенными разговорами в духе «да... нет... не знаю... возможно...» и заботой о ребенке, свалившимся на неокрепшую и растерянную семью, как рояль на голову.

Впоследствии, молодая мать вернется к родителям, а отец, в своем бессменном костюме, примет на себя весь груз ответственности за ребенка, у которого нет ни ручек, ни ножек, ни ушек, ни носика... Ни детского сада, ни будущего.

Ну а все, что произойдет далее - необходимо только смотреть, причем смотреть от начала и до конца, до самого, mutter его, финального титра, потому что данный фильм - это искусство кристально чистой воды, хотя и заснятое через болотистую жижу, грохот заводов-газет-пароходов и бесконечное шипение очень старого радиатора, под звуки которого выросло не одно поколение детей в просроченных бетонных коммуналках.

***

Как гласит легенда, Дэвид Линч вложил в этот фильм очень много личного. Ну например - много личного времени (целых пять лет, кажется), много серых вашингтонских долларов (тысяч под сто, кажется) и много своих собственных переживаний, вызванных появлением дочери, житьем в замызганном отшибе неонового города, чередой бестолковых работ, на которые пришлось пойти, чтобы купить еще пару доз целлулоидной пленки, чтобы пустить по сценарной вене весь тот ужас и кошмар, который окружал их молодую семью в десятидолларовой панельной коробке - тоже своего рода выкидыше современной цивилизации, как и безымянный ребенок Генри.

Генри был обречен с самого начала. Ребенок был похоронен еще до того, как изувечнный Господь нажал на рычаг. Все в этом фильме - начиная с появления раззявленной пасти Генри и заканчивая финальной песней в исполнении щекастой женщины из радиатора - пропитано страхом и тревогой, крадущимися за нашим главным героем со скоростью 24 кадра в секунду, под монотонные крики слизкого головастика и похотливые взгляды соседки, трахающей жутких стариков в своей недоступной квартирке напротив.

Генри сморозил huinu. Не сделал ничего путного. Как и тысячи до него. Голова-ластик, насаженный на карандаш. Так... чирканул пару каляк, а потом благополучно стер, оставив только небольшие углубления на белоснежной бумаге.

Такова концепция человеческой жизни. По Дэвиду Линчу, так сказать.

P.S. Недавно мне в руки попалась одна фотография со съемочной площадки данного фильма. На ней был актер, игравший Генри, и какой-то бомж, возившийся рядом с киноаппаратом. Этим бомжом оказался Дэвид Линч. В соломенной шляпе, снятой с пугала, и комбинезоне карикатурного фермера, он стоял посреди раздавленной грязи и смотрел в объектив. Под фотографией стоял год - «1972». Интересно, знал ли он тогда, что эта «Голова-ластик» будет рожаться в течении пяти лет, до самого 1977-го?

Если ДА - то этот человек был явно не в себе.

Если НЕТ - то этот человек был явно не в себе еще больше

Дмитрий Короп

«Человек-Ластик» как антихтонический гимн мизантропии

- Какой твой любимый ужастик?
- Моя жизнь.

Крик 3

Двадцать три года назад на экраны вышел, пожалуй, самый антихтонический, самый мрачный, самый мизантропический, самый антикварный фильм за всю историю человечества. Я, конечно, говорю о «Голове-Ластике» выдающегося американского режиссёра Дэвида Линча. Не берусь судить о том, гениален ли он, но его полнометражный кинодебют воистину получился гениальным. Этот фильм совершенен во всём - игрой актёров, индустриальными пейзажами, урбанистическим скрежетом, опустошающей музыкой. Но самое главное - глубокий символизм каждого кадра, каждой секунды, каждой сцены.

Как и в любом выдающемся произведении, в «Голове-Ластике» три дна - два экзотерических и одно подлинное. Самое примитивное видение картины - фильм является сюрреалистической фантазией Дэвида Линча, несущим не Смысл, но эмоции. Эта точка зрения, не смотря на свою непопулярность, всё-таки представляется имеющей право на жизнь. В конце концов, создать нужное настроение - это тоже талант. Самая распространённая (и хотя бы потому - неверная) версия заключается в том, что Линч лишь передаёт внутренние переживания балансирующего на грани безумия Генри. Весь этот театр абсурда - лишь восприятие действительности искажённым разумом мистера Спенсера плюс его горячечный параноидально-шизофренический бред.

Но всё это слишком примитивно, слишком мелко. Подлинный смысл заключается в жёстком и бескомпромиссном антиматериалистическом посыле: реальность «Головы-Ластика» это наша с вами реальность глазами джнани (видящего суть). Да, братцы мои, как бы безжалостно и страшно это не звучало, имей мы третий глаз, мы бы увидели похожую картину: тварный мир как театр абсурда, копошение «вместилища нечистот» © Будда, кипение белкового бульона. Начнём с ключевой для этого фильма сцены знакомства с ребёнком. Он предстаёт перед нами в виде маленького, гниющего живьём, уродливого гнойного монстра, вызывающего одновременно жалость и отвращение. Разве это не истинно буддистский взгляд на физическую оболочку как причину страдания? Разве Генри в течение всего фильма не борется с червями/головастиками, символизирующими собой его семя? Сцена, когда он ночью вытаскивает из Мэри сперматозоиды и давит их об стену прямо-таки гениальна. В этой сцене в полной мере раскрывается мизантропия Линча, его отвращение к человеку. Но это только начало.

А кем же являются все главные герои «Головы-Ластика»? Теми, кем их воспринимает Будда - взрослыми детьми. Нелепыми, закомплексованными, дёрганными и бессмысленными мешками с костями. И сам Генри, и Мэри, и её семейка сильно напоминают своим поведением, своими словами, всей своей жизнью «героев» замечательного произведения Фёдора Сологуба «Мелкий Бес». Они и их бессмысленное существование не вызывают интереса или симпатии - лишь презрение.

Следующая сцена, достойная упоминания, секс Генри со своей любвеобильной соседкой (а более точно выражаясь - шлюхой). Не обращая внимания на плач маленького ребёнка, они потакают своим низменным страстям и, в конце концов, тонут в своих физиологических жидкостях. Это уже не мизантропия, это социопатия в чистом виде. В связи с этим картинка, висящая над кроватью Генри, не кажется случайной. На ней, напомню, изображён общепризнанный (пусть и неофициальный) символ всех социопатов - очищающий гриб ядерного взрыва.

Кстати, о религии. Мало кто замечает, что замечательная батарея, в которой живёт прекрасная в своём уродстве (или наоборот) Поющая Девушка, имеет ещё один маленький, но важный секрет. При определённом освещении её края образуют перевёрнутый крест. И, как апофеоз антихристанства Линча, бородавчатый мужчина, управляющий рычагами этим уродливым миром, именно Творец в его восприятии. Это уже, друзья мои, выходит за рамки обыденного.

Очень верно подобран окружающий мир - угрюмый индустриальный пейзаж, бетонные мешки вместо домов, неорганическая грязь, выходящее на кирпичную стену окно как «триумф» победы общества потребления над Природой. Всё это стильно подчёркивается очень уместными и прекрасно подобранными эмбиентными звуками - завыванием ветра, стуком, сверлением, железным скрежетом. Дело даже не в бедности обитателей «Головы-Ластика», просто эта безрадостная картина - удел всего человечества рано или поздно, безрассудная жертва молоху прогресса. Наваленная в комнате мистера Спенсера земля с воткнутыми в неё очевидно мёртвыми ветками - наивная надежда заменить леса и поля растениями на подоконниках. Линч лишь подчеркнул её абсурдность гротескной гиперболизацией. Савитри Деви и все «зелёные» торжествуют. :) Жареные цыплята, истекающие кровью и корчащиеся от боли под ножом с вилкой лишь то, как джнани видят поедание живых существ.

Поющая Девушка из батареи - предмет влечения Генри, его искажённо-извращённая любовь. Она всегда с ним, поёт о том, что «Всё хорошо», ногами давит его сперматозоиды (ведь ребёнок - это ответственность, к которой мистер Спенсер очевидно не готов), постоянно улыбается и зовуще протягивает руки. Что ещё нужно homo vulgaris?

Эпизод со смертью Генри просто замечателен своим глубоким смыслом. Тут и мальчик, с радостью хватающий его оторванную голову, и мчащийся в магазин за «заслуженной» наградой. Мальчик, очевидно, символизирует собой умение и готовность современного человека на всём делать деньги. В бизнесе нет таких понятий как «этика» и «мораль», лишь «прибыль» и «сверхприбыль». Ну, как тут не вспомнить взлетевшие в 20 раз цены на такси в день теракта в метро? Свободный рынок (явление изначально антитрадиционное) означает свободу и от совести. Но самое главное, что голова мистера Спенсера прекрасно пошла в дело. Она - всего лишь генетический материал для Создателя [отнюдь не] Карандашей, являющий собой доказательство цикличности всего сущего, проклятья вечного возвращения. Отвращение Линча в тварному миру здесь бьёт через край, переливаясь через экран на внимательного зрителя. Браво, маэстро!

И, наконец, яркое окончание фильма, его логичное завершение - убийство ребёнка. В этой сцене очень важно смотреть на лицо Генри - на нём нет ни ненависти, ни отвращения. Только любопытство и равнодушие. Ради интереса разрезать бинты вместе с кожей младенца. Ради интереса ткнуть в лёгкое ножницами. Это ведь так весело - быть исследователем-натуралистом! Помнится, я в детстве разрезал дождевого червяка на две части и смотрел, как половинки расползаются в разные стороны. В этом не было ничего жестокого - только безжалостное любопытство. Так и Генри, фактически, дитя по своему духовному развитию, так буднично и спокойно убивает своего сына. С равнодушием творится больше злых дел, нежели с жестокостью, не так ли?

Фильм «Голова-Ластик» неслучайно признан одним из самых опасных для просмотра за всю историю человечества. Забудьте о кажущихся гламурными и пластмассовыми по сравнению с кинодебютом Дэвида Линча «Мученицах», «Заблёванных насмерть» и «Нек-Романтиках». Фильм Линча гораздо страшнее и отвратительней, ибо он - о повседневной жизни. А точнее о том, какой мы бы её увидели, имей третий глаз. Этот культурный Феномен оставляет после просмотра гнетущее и мрачное чувство опустошённости и безысходности. Я предупредил. :)

Absurd84

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Кролики

Детектив, Драма
Дата выхода: 01.01.2002

Человек-слон

Биография, Драма
Дата выхода: 03.10.1980

Дюна

Боевик, Зарубежный фильм
Дата выхода: 14.12.1984
Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.