Человек-зверь / La bête humaine
По одноименному роману Эмиля Золя.
Машиниста паровоза Жака Лантье предки наделили дурной наследственностью: он подвержен вспышкам неконтролируемой ярости. Однажды Жак отправляется навестить свою мать и становится случайным свидетелем убийства, совершенного супругами Рубо. Мадам Рубо сближается с Лантье и, откровенно намекая на сексуальное вознаграждение, заставляет его молчать об увиденном. Постепенно отношения мадам Рубо и Жака переходят в горячую страсть. Теперь нечестная жена предлагает любовнику убить мужа, но у Лантье другой план."
«Челове́к-зверь» (фр. La Bête humaine) - фильм режиссёра Жана Ренуара, снятый во Франции в 1938 году. Драма по одноимённому роману Эмиля Золя.
Награды:
Венецианский кинофестиваль, 1939 год
Номинации (1):
Кубок Муссолини за лучший фильм
Машинист паровоза Жак Лантье, жестоко страдает от внезапных приступов ярости, причина тому - алкоголизм его предков. Однажды, после незначительной поломки своего локомотива, у Жака появляется немного свободного времени и он отправляется навестить свою крестную мать.
В вагоне поезда он замечает Рубо, начальника железнодорожного вокзала и его жену Северину. Позже станет понятно что в порыве ревности Рубо убивает любовника своей жены. Северина понимает, что Лантье это свидетель и заводит с ним роман чтобы повлиять на его показания и тем самым изменить ход следствия.
В результате за решетку попадает невиновный, а Жак Лантье, уверенный в себе и сильный человек, становится игрушкой в руках коварной женщины...
По мотивам романа Эмиля Золя
Грандиозный цикл Ругон-Маккары, пера французского писателя Эмиля Золя, становился объектом экранизации неоднократно, но продемонстрировать всю глубину авторского замысла удалось не многим деятелям киноискусства. Вот и Жан Ренуар - режиссер, несомненно, выдающийся - снял в свое время кинополотно по мотивам романа «Человек-Зверь», но в полной мере передать настроения первоисточника так и не смог.
«Человек-Зверь» - часть романа-реки, в бурном потоке которой смешались участи нескольких поколений. Естественная и социальная история эта неотрывна от исторических коллизий, в ней судьбы людей тесно переплетены с политическим укладом Франции времен Второй империи. Фильм Ренуара, напротив, сосредоточен исключительно на взаимоотношениях героев, но вырван из контекста, намеренно перенесен в совершенно иные временные рамки. И там, где у Золя назревает политический скандал, у Ренуара происходит банальное преступление. Из общей цепочки событий вылетают ключевые звенья, а руки творца сковывают хронометражные рамки - «La bete humaine» кажется неполным, слишком скорым на ключевые события. Перед Ренуаром-сценаристом стояла весьма сложная задача: написать сценарий по практически лишенной диалогов книге. В романах Золя довольно много времени отводится мыслям и переживаниям героев, отражению в читателе внутренних терзаний персонажей. Так и в романе «Человек-Зверь» главный герой (машинист Жак Лантье) в пучинах собственной души ищет ответы на терзающие уже много лет вопросы. Лантье тщательно скрывает свою одержимость убийством, боясь осуждения со стороны общества. Ренуар же подает необходимые зрителю сведения о Жаке через диалоги, подчас прямые и неуместные в определенном контексте, в результате чего многие события утрачивают логику. Буквально каждая страница романа источает приторный аромат смерти: конвульсивная агония отравленной старухи, фонтанирующая из рваной раны кровь, вопли гибнущих в железнодорожной катастрофе пассажиров. Однако Ренуар словно боялся выйти за рамки дозволенного в популярном кинематографе. Его не интересует танатос, куда важнее филия. И в этом свете остаются неясны мотивы главного героя ленты, они, напротив, выглядят спонтанно, словно сюжетная развязка притянута за уши.
Что еще интересно, многие герои по отношению к литературным прообразам кардинально изменились. Красавица Северина в исполнении очаровательной Симоны Симон не просто хладнокровна, но расчетлива, в её руках Лантье просто игрушка, способ избавиться от назойливого мужа. Её чувство выглядит фальшиво, тогда как Северина книжная искала в неказистом машинисте путь к спасению, путеводную нить из лабиринта унылой гаврской жизни. А её муж Рубо у Ренуара перевоплотился из опустившегося до полного безразличия самодура в жалкого эскаписта. Все эти метаморфозы, как и перекройка сюжета, целостности повествования отнюдь не способствуют.
Мастерство актерского ансамбля украшает ленту. Любимый актер Жана Ренуара, его тезка Габен, привычно фактурен в кадре, хотя герой его, тот самый Лантье, не часто дает волю своим чувствам. Симона Симон играет глазками и иногда они могу сказать больше, чем целые тирады и монологи. Режиссер и для себя отвел скромную роль - каторжник Кабюш, обвиненный в чужих грехах и проступках. Монолог Кабюша перед лицом фемиды является одним из наиболее ярких эпизодов ленты, и, что характерно, по своему настроению он чуть ли не ближе всего к первоисточнику.
Сложно сказать, ставил ли талантливый французский кинематографист перед собой задачу высказать мысли Золя языком кинематографии. Эпиграф фильма наталкивает на подобную мысль, но слишком уж неподатливый материал, и вряд ли этого не понимал сам Ренуар. Из под его руки вышла довольно классическая кинолента о трагической судьбе нескольких человек. Над этим фильмом, снятым по всем канонам классической довоенной кинематографии, довлеет новаторский и чрезмерно натуралистичный нарратив романа, делающий его не слишком самодостаточным и в то же время не всегда подвластным логике.
Eriksh
«Ах, Ренуар»: стремительно мчащийся поезд
Тут все будет как в классическом американском нуаре. Коварная женщина, ревнивый муж, неслучайное убийство, стремление скрыть детали, наивный простофиля и поезда. Выяснение отношений в семье приведет к неожиданным признаниям, ну а далее разъяренный муж выдаст собственную «черную серию». Хичкок мог лишь завидовать, как элегантно Ренуар переключит внимание зрителя на случайного свидетеля - именно этот простак и окажется главным героем. Простой, совсем лишенный городского пафоса и надменности, он заполнит собою все пространство ленты.
Какими трогательными окажутся сцены романа между замужней женщиной и Жаном Габеном, настолько же двусмысленным окажется и его начало. Немного нерешительно, но вполне односложно наш главный герой будет непреклонен и фактически встанет на путь шантажа. Он будет молчать лишь при соблюдении одного условия, и женщина сразу все поймет. Кстати, точно такой же подтекст будет и у Хичкока в «Марни».
Умалчивая самое важное (например, убийства мы не увидим и о всех деталях придется лишь догадываться) Ренуар будет разбавлять факты неподдельными эмоциями. Гениальной выйдет сцена подготовки убийства мужа, испепеляющая ревность Габена или его же негодование. Это придаст ленте вистов - Габен будет напоминать простака, попавшего в американский детектив и несколько удивляющегося отсутствию воображения всех действующих лиц. Он ведь понимает все, что происходит с ним. Но, наш герой лишен и доли той прагматичности, которой славился Сэм Спейд. Он делает все в соответствии с порывами своей души. Прямо как Митя Карамазов.
Тем самым, напряжение создается вовсе не за счет постижения детективной истории или технических средств (дождя, музыки, ночи), а просто по ходу все большего знакомства с главным героем. Еще только несколько минут назад хотелось предупредить его о грозящей опасности, а он оказывается молчал неспроста - уже раньше всех обо всем догадался, просто искал в себе примирения. Тут и название много говорит, да и стремительно мчащийся вдаль поезд на который вроде беспричинно акцентирует внимание Ренуар, есть не что иное, как аллегорическое сравнение с персонажем героя.
Стоит ли говорить, что сам Габен тут в замечательнейшей форме. Своей отточенной непринужденностью и естественностью он создает оппозицию голливудским звездам тех лет. Вместо фиксации характера и концентрации на действиях, Габен предлагает эмоции и нравственные принципы. Он затрагивает более глубокий пласт, будто докембрийская платформа.
Вообще, фильм предполагает много тем для раздумий и дискуссий. Можно вспомнить о римейке, снятом Фрицем Лангом в классической нуаровской обработке. А это дорога к обсуждению жанра. Можно и уделить внимание классовому аспекту - наш герой тут простой рабочий, владеющий лишь наследство от родителей-алкоголиков в виде хронической болезни входящий в непримиримые противоречия с людьми, которые выше его по карьерной лестнице. Можно и вопросы психоанализа поднять, заподозрив в Габене латентного маньяка. Это та самая классика, которая не стареет и остается действительно крутой через десятилетия.
10 из 10
cyberlaw
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.