Дело было в Пенькове
Один из самых популярных фильмов 50-х годов с Вячеславом Тихоновым, Майей Менглет, и Светланой Дружининой в главных ролях.
В колхоз из Ленинграда на работу приезжает молодой агроном Антонина. Все бы хорошо, только очень она нравится трактористу Матвею Морозову. И он ей приглянулся. Но Матвей женат на Ларисе, и она дочь председателя. Чтобы сохранить семью Лариса решится даже извести Тоню. Но не может, и признается во всем мужу. Узнав про это Матвей, закроет бабку Алевтину, надоумившую его жену, в погребе. За это и будет отправлен в колонию. А когда вернется, дома его встретит жена и маленький сын.
«Дело было в Пенькове» - советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Киностудии имени М. Горького в 1957 году режиссёром Станиславом Ростоцким по повести Сергея Антонова. Премьера фильма в СССР состоялась 17 февраля 1957 года.
- Вячеслав Тихонов был утвержден на роль в последний момент, когда съёмки фильма уже шли полным ходом.
- Роль Матвея изначально писалась автором Сергеем Антоновым для Сергея Гурзо. Готовился снимать именно Гурзо и Ростоцкий. Из-за разных обстоятельств Гурзо не пришлось сыграть эту роль.
- Роль Ларисы могла сыграть Нонна Мордюкова, а роль Тони - Нина Меньшикова, но она в это время была беременна.
- Роль Тони - первая роль в кино Майи Менглет.
- Съемки фильма большей частью проходили в окрестностях деревни Кленково, Клинского района Московской области.
Признание и награды
- 1957 - Третья премия режиссёру Станиславу Ростоцкому на ВКФ (Всесоюзном кинофестивале) в Киеве (1959).
- Один из лидеров проката 1958 года (13 место) - 30.5 млн. зрителей.
В родное село возвращается из мест «не столь отдаленных» лихой тракторист Матвей Морозов. И вспоминается ему история его женитьбы, его роковой любви, несостоявшейся измены и совершенного сгоряча «преступления», в котором он нисколько не раскаивается. Первый парень на деревне, Матвей Морозов был настоящей головной болью для председателя колхоза. Правда, работал за десятерых, но горазд был на всякие выдумки. Да к тому же полюбила его председательская дочка Лариса. Очередной выходкой Матвея были «гонки» на тракторах с передовиком производства Зефировым, в результате чего был сломан трактор. Чуть было не отдали Матвея под суд, да вместо этого пришлось играть его свадьбу с Ларисой. А потом поползли по селу слухи о «дружбе» Матвея с новым зоотехником Тоней. Жутко взревновала Лариса и задумала извести соперницу. Да еще бабка Алевтина - местная сплетница и самогонщица - подлила масла в огонь, выложив новые сведения о Матвее и Тоне...
Страсти по Матвею
На дальней станции сойду... с ума от скуки (с)
Первое, что приходит мне в голову, когда, включив в очередной раз «Дело было в Пенькове» и миновав пролог, я смотрю на вступительные титры - это мысль о том, что кинематограф в Советском Союзе хоть и являлся активным проводником прогрессивных коммунистических идей, тем не менее стойко реакционировал всякие попытки уравнять мужчин и женщин в правах, обязанностях и правилах хорошего тона. Главная героиня неизменно утверждалась на роль первой, и подобранный к ней главный герой неизменно указывался в титрах вторым, каким бы ни было соотношение их важности в картине. Может быть, таким образом режиссеры, которые были по большей части мужского пола, отстаивали свое право на свободное творчество - мол равенство равенством, а вдохновение ведь по приказу не является, ему муза нужна. Бог его знает, но факт налицо - развеселый тракторист Матвей Морозов, несомненно являющийся центральным персонажем пеньковского дела, обозначается лишь в третьей строчке начальных титров, вежливо пропуская вперед обеих своих дам. Впрочем, дело тут может быть еще и в том, что «Пеньково» - это лишь первая совместная работа Тихонова с Ростоцким и вообще первая его, Тихонова, большая актерская удача. Это уже потом творческий союз двух выдающихся Славов превратился в прочный дружеско-профессиональный тандем, сформировавший на отечественном экране своеобразный Ростоцкий-стиль и во многом поспособствовавший перемещению Вячеслава Васильевича на верхние строчки всяких титров.
А пока выбор актера на главную роль выглядел довольно авантюрным. Соединять в одном персонаже точеную тихоновскую внешность и его собственную тихо-скромную натуру с буйно-разудалым, хулиганским характером деревенского тракториста было, мягко говоря, неожиданно. Я вот читала повесть Антонова, и хотя к тому времени уже много раз видела фильм, книжный Матвей представлялся мне абсолютно не таким, как герой Тихонова. И тем не менее, главной особенностью этого персонажа мне показалась как раз его нетипичность, странность. Так что на свой эксперимент Ростоцкий имел полное право. А эксперимент - он, как известно, чем дальше от теории, тем ближе к Нобелевской премии. Получившееся чудо бузит и впрямь на редкость обаятельно, так что и влюбленность новенькой Тони, и ревнивое отчаяние Ларисы представляются вполне логичным, если не единственно возможным развитием событий. Ростоцкий вообще мастер по части изображения чувств, и не только романтических. Не то, чтобы «Пеньково» - психологический фильм; он скорее такой - внимательный - и к сильным, и к слабеньким движениям человеческой души, и вообще к человеческой природе. Много крупных планов, много взглядов, эпизодиков, незначительных каких-то реплик - и история разворачивается как будто сама собой, и очень просто, и очень верится.
Интересная получилась в фильме роль у самого Пенькова. Иногда берет сомнение, не выдумало ли оно наперед всю эту историю себе для развлечения, раздарив заранее роли главным действующим лицам и фактически заставив их проигрывать заданный сценарий. Пока наивная Тоня соображала, что научные беседы про табуляторы тоже могут иметь романтический подтекст, общественное мнение уже охотно записывало ее к Матвею в любовницы. Интересно также, что ни Тоню, ни Матвея это самое мнение особо и не осуждало, вероятно чувствуя к ним некоторую благодарность за разбавление скучных деревенских будней своими сердечными разборками. Потому как ансамбль «Сны и сновидения» еще создан не был, а развлекаться уже как-нибудь хотелось. «Сны и сновидения», впрочем, тоже пошли на ура, и пеньковский народ начал весело смеяться уже над самим собой. Такими люди у Ростоцкого и получаются - не слишком лакированными, но и не безнадежно испорченными, и некрасивыми в чем-то, и в чем-то прекрасными, в общем - разными, и не укладывающимися в рамки какого-то одного определения. Как бы и серость есть, но и она не приговор.
Вообще «Пеньково» - очень жизнелюбивый фильм, душевный такой и веселый. Каким-то невероятным образом он сочетает в себе почти шекспировские страсти с легкостью и юмором, отчего и то, и другое только выигрывает. Ну, наверное, потому, что и в жизни все ходит рядом. И восторженная Тоня, искренне верящая в сотни тысяч тракторов, бороздящих просторы Родины, и скептический председатель колхоза, еле заметно поднимающий брови от таких рассказов в большой аудитории, и Матвей, которому, в общем-то, все равно, сколько на самом деле тракторов - были бы люди, по-настоящему во что-то верящие, и тогда его собственный трактор стоит тысячи. И даже добродушно-улыбчивый товарищ Игнатьев, называемый почему-то во всех статьях секретарем райкома, тоже ходит по этой планете, пусть и не в таких количествах, как в старых отечественных фильмах, и не всегда в секретарском звании. Все это где-то рядом, и если кому-нибудь удается это поймать и отразить на экране - его будут смотреть долго. Так и мне, думаю, не раз еще представится возможность поразмышлять о сложном отношении советского кинематографа к вопросу о равноправии полов.
i_Sticker
На то ты и мужнина жена!
Это очень счастливый фильм, как ни парадоксально, про измену сразу после свадьбы. И, упаси Господь, не про физическую измену, а про моральную. Антонина - активистка с огромными скромными глазищами, балагур Матвей (браво Тихонову, сыгравшему противоположный себе образ, всегда радуюсь такому), и заносчивая красотка Лариса, сыгранная Светланой Дружининой, я считаю, одной из самых красивых советских актрис.
Кто вы думаете, тут жена, а кто «третья сторона»? Жена тут - заносчивая красотка, а третья сторона - скромная, но твёрдая красавица Антонина, пусть вас не смущает её причёска «советский валик». Матвей ненагулявшийся красавец, но какой благородный! Узнав, что жена захотела сделать Тонечке гадость - в тюрьму сесть не побоялся.
Всем, кто боится измены мужа, и просто любителям добрых советских мелодрамо-комедий.
10 из 10
Moor4e
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.