Девушка со спичечной фабрики / Tulitikkutehtaan tyttö
Говорят, что красота в жизни не главное, но примеры из жизни говорят об обратном, и порой, когда природа не одарила тебя красотой, надеяться на чудо, это пустая трата времени. Ирис испытала на собственной шкуре все «прелести» жизни не слишком привлекательной особы. Особы, которая вынуждена жить, нет, существовать, в этом жестоком мире, который совсем враждебно к ней относится. И даже попытка что-то изменить и хоть не надолго почувствовать себя полноценным человеком? оборачивается для Ирис плачевно, и еще больше усугубляет и так не слишком праздничную жизнь. Но, чаша терпения имеет свойство переполняться и когда это происходит, человек просто не может трезво оценивать свои поступки, и тогда может произойти не поправимое. © tvcok.ru
Фрагмент
Берлинский кинофестиваль, 1990 год:
Победитель:
Приз международного евангелического жюри (программа «Форум»)
Приз Международной Католической организации в области кино - почетное упоминание (программа «Форум»)
Премия Юсси 1991:
Победитель:
Лучшая женская роль (Кати Оутинен)
Лучшая режиссура
Лучшая мужская роль второго плана (Эско Никкари)
Лучшая женская роль второго плана (Элина Сало)
Некрасивая Ирис работает на конвеере на спичечной фабрике. Все деньги она отдает матери и отчиму, и ее единственным развлечением является местная дискотека, где ее никто не приглашает танцевать. Лишь однажды она делает попытку разорвать этот порочный круг - покупает розовое платье, знакомится с мужчиной и проводит с ним ночь, но все завершается беременностью и лишь новой цепью унижений и оскорблений. После этого терпение Ирис лопается и она хладнокровно и жестоко мстит всем своим обидчикам.
Холодное молчание
Человек, в творчестве которого «преломились» такие имена как Чаплин и Достоевский, и по сути заново создающий язык кино в эпоху аконцептуализации мирового кинематографа- Аки Каурисмяки, всегда был рупором «маленького человека», зажатого в тиски социального отчуждения...
Под шум станков, и фиксации камерой по фазовой последовательности производства спичек, зритель знакомится с главной героиней, нелюдимой альбиноской Ирис(цветочное имя, не раз обыгрывается режиссёром в процессе повествования). Улыбку на лице которой, способна вызвать только очередная глава потёртого томика «Анжелики», книги, из года в год на день рождения получаемой от собственной матери. Она нелюбима и одинока, ей нужна ласка мужчины и участие родных, но «сложная внешность» мешает героини познакомится с парнем, а привычное безразличие родителей(так часто бытующее в семьях, в отношении между поколениями) порождает в девушке «асоциального урода». В одной из сцен она пытается нарушить последовательность коробок «плывущих» по конвейеру, таким жестом словно сопротивляясь однообразию собственной жизни. Когда же она и в реальности попробует вырваться из монотонности существования, всё что ограничивало её прежде- «пожнёт бурю»!
В этом фильме- одни люди, это- «Механические машины»(станки спичечной фабрики), которые выполняют из-за дня в день одни и те же действия-привычки, смотря перед собой и не заглядывая в глаза друг другу, боясь увидеть там отражение собственной пустоты. Другие же, порождённые ими(станками) люди- «Спички», готовые разгореться в любой момент. Придёт время и огонь ненависти испепелит одних и обожжёт других...
Очень многое в этой картине вызовет ностальгию нашего зрителя, помнящего последние годы Союза- так: настенные ковры, вышеупомянутые серия книжных романов «Анжелика», телевидение- с одной единственной программой новостей, скромность декора и простота быта, да и общий стиль ленты созвучен, нашему перестроечному кино. Также явный «привет» передаваемый Каурисмяки нашей Родине, то и дело слышимая русская речь из огромной радиолы героини, и удалая «Цыганочка»(здесь почему-то сыгранная в стиле «сёрф») за кадром картины...
9 из 10
billfay
Удивительно, насколько поэтичны фильмы Аки Каурисмяки несмотря на кажущуюся простоту содержания и формы изложения. Магия кино! Именно в фильмах финского маэстро ее можно ощутить в полном объеме. Казалось бы, полное отсутствие действия, минимум сказанных слов, скупая игра актеров, сплошная бытовуха - но фильм намертво приковывает внимание зрителя и не отпускает до самого конца.
`Девушка со спичечной фабрики` - квинтэссенция всего вышесказанного, и это, пожалуй, один из главных шедевров Каурисмяки. Весь сюжет фильма умещается в несколько строчек аннотации, внешне похожей на описание завязки какого-нибудь голливудского фильма категории В (девушка-лузер изо дня в день влачила жалкое существование и терпела унижения, пока наконец ей это не обрыдло, и она пошла воздавать обидчикам по долгам - именно на отмщении и акцентировали бы внимание голливудские киношники).
Но `Девушку` нельзя смотреть ради последних 15-20 минут - именно столько времени занимает месть героини. Здесь важен каждый кадр, каждая мелочь. Деталь - вот движущая сила каурисмяковского кино. Ничего особенного - просто очередная поставленная под лавку пустая бутылка, в одиночестве выпитая на дискотеке; просто очередной подаренный мамой на день рождения томик `Анжелики`, поставленный на полку... - но впечатление производит.
Минимализм, присущий Джармушу, Одзу, Брессону, накладывается к тому же на финскую ментальность, и это создает неповторимую меланхоличную атмосферу, ради которой и стоит посмотреть этот фильм всем любителям настоящего кино.
Напоследок, нельзя не упомянуть характерную джазовую и эстрадную музыку, звучащую в фильме время от времени. Именно из текстов песен мы узнаем то, `о чем молчат герои`, что наводит на сравнение `Девушки со спичечной фабрики` с неким `немым мюзиклом`, в котором музыкальные номера исполняются за сценой, но являются не аккомпанементом, а непосредственно смысловым элементом действия.
9 из 10
Saveger
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.