Вдаль уплывают облака / Kauas pilvet karkaavat

Вдаль уплывают облака
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 26 Январь 1996
Режиссёр: Аки Каурисмяки
Продолжительность: 1:36
Просмотрели: 62

В основе сюжета лежит судьба персонала ресторана «Дубровник», которые сначала оказываются без работы, а потом решают возродить своё предприятие. История семьи, в которой и муж, и жена, оба остались без работы. Водитель трамвая Лаури Копонен и его жена Илона, метрдотель в отеле «Дубровник», была сокращенна из-за закрытия заведения. Слишком гордые, чтобы получать деньги от системы социального обеспечения, они прилагают огромные усилия, чтобы воплотить свою мечту в жизнь – открыть свой собственный ресторан. © tvcok.ru

Трейлер

  • Фильм посвящён Матти Пеллонпяя (актёру, сыгравшему в большинстве фильмов Аки Каурисмяки), который должен был в этом фильме исполнить главную роль. В 1995 году Пеллонпяя скончался и Аки Каурисмяки изменил сценарий, заменив написанную специально для Матти роль - ролью Илоны (Кати Оутинен).

Каннский кинофестиваль, 1996 год
Победитель: Приз экуменического (христианского) жюри - особое упоминание
Номинации: Золотая пальмовая ветвь

 

Илона, метрдотель в отеле «Дубровник», теряет работу, а затем ее мужа, водителя трамвая тоже увольняют. Выброшенные из общества супруги строят амбициозные планы открыть ресторан.

Палитра печали

Пролетарский рай Аки Каурисмяки незамысловат и красочен, как лубочная картинка. Лаури подвозит жену на трамвае из ресторана, где та поистине незаменима в качестве старшей официантки, и покупает в кредит роскошный цветной телевизор. Илона всегда готова накормить, обогреть, утешить и простить, если заветная бутылка в очередной раз затмит весь мир. Не райский сад с дивными птахами, но удобная квартира с пестрым интерьером и милой собачкой, хрупкая идиллия финского Эдема, судьба которого предрешена. Внешне устроенный мирок супругов рушится после скоропостижного сокращения штата трамвайного депо и закрытия ресторана «Дубровник». Герои прощаются с неплохо устроенным прошлым комично и с музыкой, а последний вечер заведения знаменуется лебединой песней для двоих.

В своей очередной работе финский маэстро ироничной безысходности превзошёл сам себя. Бедам на пути героев нет конца, за огнем следуют вода, медные трубы и прочие хрестоматийные неприятности, а все вокруг только и делают, что беднеют, стареют да спиваются. Ностальгия по отжившему свое соседствует с бытовым трагизмом колышущегося на краю бедности среднего класса, которому препятствует не плохая карма, а извечное стремление власть имущих обмануть и вышвырнуть на улицу. Конфликт между рабочим классом и условной буржуазией в этой горькой истории более чем прозрачен. Как и в других работах Каурисмяки, положительными героями стали честные труженики фабрик и заводов, а банкиры, кредиторы и наниматели изображены истинным злом. Годы упорного труда и чинное шествие по карьерной лестнице, близкие любому постсоветскому человеку, в лихорадящей кризисной Финляндии ничего не гарантируют, а лучшей страховкой даже от смерти становятся связи. Воспетая на стартовых титрах холеным негром свобода, принесенная западным ветром, предсказуемо обернулась не справедливостью для всех, а культом денег и зависимостью от хрустящих купюр. «Вдаль уплывают облака» не только демонстрирует кризис середины 90-х, но и предсказывает последующие спады, когда то, что имеешь сегодня, может завтра стать вчерашним достоянием.

Отношения ищущих свой путь супругов мало чем отличаются от изначально задуманного режиссером союза двух друзей, на роль одного из которых он прочил не Кати Оутинен, а блистательного Матти Пелонпяю. Ни одна из картин Каурисмяки не позволяет заподозрить в нем веры в любовь, и брак Лаури и Илоны, основанный не на страсти и романтике, а на близости двух одиночеств, тоже не исключение. Их тандем - удивительный пример почти греческого сторге, любви-дружбы людей, чье наивысшее выражение чувств - лечь рядом, если супруг упадет на пол. Сильнее оказывается Илона, ломающая все новые копья на пути вперед, зато Лаури, который, похоже, никогда не думал бороться, всегда готов поднести жене чашечку кофе. Роднит героев почти безобидная неидеальность: он много пьет, она много курит, он попадает в опасные для жизни передряги, а она - на незаконную работу. Образы мужа и жены усреднены и наделены минимумом индивидуальных черт, главная из которых - нордическая угрюмость, возведенная в карикатурный абсолют. Здесь никогда не плачут, встречая бесконечные беды строго и равнодушно, и радоваться успеху тоже не смеют, памятуя об изменчивости судьбы. Полагающиеся только на себя и идущие лишь вперед персонажи определенно симпатичны, ведь живут в реальном мире, где помочь смогут не боги и другие люди, а только алкоголь и, что более вероятно, немного упорства.

Привычные вторые скрипки местного оркестра - бледненькая и совершенно исключительная в своей серости Оутинен и примеряющий очередной парик Вяянянен - изо всех сил стараются заменить первую - скончавшегося на пике карьеры Пелонпяю. О нем напоминают и поход в кинотеатр на «Ночь на Земле», и оплакиваемый Илоной ребенок на фото, который оказывается самим Матти в юном возрасте, хотя о посвящении в первую очередь говорят не эти скрытые отсылки. В привычном сплаве юмора и трагедии превалирует вторая, а мучительная тоска по всему на свете становится центральным настроением. Даже неожиданно яркие для фильмов режиссера цвета с преобладанием зеленого и синего позже оказываются издевкой над печальными людьми, чья жизнь далеко не так радужна. Удивительно, но этот всепоглощающий пессимизм отнюдь не кажется нагнетанием и нарочитой мрачностью, это всего лишь знание жизни, которая не бывает проста. Оттого это обаятельное кино с незамысловатой моралью и кажется таким понятным и близким. Облака всегда скрывают солнце, и, уплывая, они уносят с собой и хорошее, и плохое. Без возврата.

Small_21

Фильм «Вдаль уплывают облака» Аки Каурисмяки рассказывает историю Илоны - старшей официантки ресторана «Дубровник» и её мужа Лаури, водителя трамвая, в одночасье потерявших свои рабочие места и оказавшихся в мире тотальной безработицы.

Аки Каурисмякий, по его словам, не стал идти простым путём и делать «злодеями» работодателей, которые выгнали несчастных работяг - «Дубровник», в котором работает Илона закрывается из-за банковских долгов, выплату которых потребовали в связи с неблагоприятной экономической ситуацией, а судьбу Лаури решили игральные карты. Осталось лишь обвинять «судьбу» или «экономическую систему» - но всё это бессмысленно, и главные герои не тратят время что бы найти виноватого в их злоключениях.

А злоключения эти - на каждом шагу. Невозможно найти достойную работу (Илона - фактически, администратор ресторана), а если и удаётся получить какое-то место, то удачу обязательно что-то омрачит - будь то жулик-начальник или неожиданные проблемы со здоровьем, рушащие все планы. Илона и Лаури отчаянно цепляются за появляющиеся возможности, но все они оборачиваются провалом. Илона, её муж и друзья, с которыми она много лет работала в «Дубровнике» заливают горе алкоголем и в отчаянии уже готовы на любую работу - пусть даже и ту, в которой они ничего не понимают или ту, которая возвращает их назад по «карьерной лестнице».

Кажется, что вместе с рабочими местами герои фильма потеряли и связь с миром - кончаются деньги, кредиторы отбирают купленные в рассрочку вещи, да и из дома они вот-вот будут выселены. Миру, похоже не нужны такие как они (бывший швейцар «Дубровника» находит причину их безработицы в современных нравах людей), профессионалы в сфере, о которой многие даже не задумываются - водители трамваев, повара, администраторы, которые чтут ресторанный церемониал.

Однако, Аки Каурисмяки не просто рассказывает о несчастьях и оставляет проблемы героев неразрешёнными - его героям не свойственно капитулировать перед обстоятельствами окружающего мира. Да и сами эти «обстоятельства» - не обязательно строго негативные, пропитанные духом обречённости: Аки Каурисмяки показывает, как могут сложиться самые простые обстоятельства - нежелание работников вечно прозябать, бездействуя, в алкогольном дурмане, и нежелание человека, имеющего деньги, но потерявшего собственное дело, праздно доживать свой век. Обстоятельства податливы человеческой воле, а сами люди - ещё слишком живые, с огромным запасом возможностей - и здесь Аки Каурисямяки впервые, пожалуй, в своей фильмографии, не оставляет нас в неведении, не оставляет нам додумывать судьбу своих персонажей - он показывает, хоть и небольшой, кусочек нового мира, в который вступают главные герои.

Пожалуй, это один из наиболее оптимистичных фильмов Аки Каурисмяки (по-крайней мере открыто заявляющих о таком взгляде на мир, ведь во многих его работах можно увидеть несколько извращённый оптимизм) - песня человеческой жизнестойкости.

late_to_negate

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.