Друг мой, Колька!..
Советская драма про косность школьной системы и то, как с ней бороться. Колька Снегирев – враг подхалимства и зубрежки, которые процветают благодаря старшей пионервожатой. Снегирев и его друзья придумывают подпольную организацию ТОТР (Тайное Общество Троечников), цель которой "мстить зубрилам и выскочкам". Формализованная школьная жизнь оживает с приходом нового пионервожатого Сергея Руденко.
Ученики обычной средней школы организуют «тайное общество» под девизом «Помогать обиженным и слабым, мстить зубрилам и выскочкам!» Новый пионервожатый поддерживает ребят, и вскоре ему удается сделать школьную жизнь детей по-настоящему увлекательной.
Новый герой советского кинематографа
Появление этого фильма кажется парадоксальным в эпоху расцвета развитого социализма - очень уж откровенным выглядит протест одинокого человека, идущего против системы. Очевидно, стоит поблагодарить пресловутую хрущевскую оттепель за кратковременный, но такой заметный всплеск свободомыслия и желания отстаивать собственную точку зрения, не подчиняя личное общественному, благодаря чему свет увидели такие фильмы как, например, «Я купил папу», «Мне двадцать лет», «Мой младший брат», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и «Друг мой, Колька!», речь о котором пойдет ниже.
Эта картина стала режиссерским дебютом Александра Митты и первым из снятых им детских фильмов. Потом будут и первые любовные переживания Тани из «Звонят, откройте дверь», и уроки самосовершенствования от Леши Жильцова из «Точка, точка, запятая...», и волшебная и одновременно жутковатая «Сказка странствий», но начиналось все с хулигана и дебошира Кольки Снегирева.
Троечник, водящий дружбу с местной бандой, курящий в подворотнях и играющий на деньги, да еще - страшно подумать! - основавший тайное общество троечников, мстящих зубрилам и выскочкам - такого персонажа, кажется, еще не осмеливались выдвигать на роль главного героя в стране, лишь недавно свергнувшей культ личности отца народов. И, тем не менее, А. Митта не просто выводит Кольку Снегирева на первый план, но и делает его положительным героем, в отличие от примерного со всех сторон председателя совета дружины Валерия Новикова или комсомольской активистки Лидии Ивановой, которые выглядят достойными наследниками чекистов с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками, и внушают ужас своей уверенностью в собственной правоте.
Коля Снегирев отказывается сидеть на скучном пионерском сборе, посвященном вопросам рационального использования времени, он может бросить в лицо дарительнице подарок от родительского комитета и должен крупную сумму главарю местной шпаны. Учителя и совет пионерской дружины давно уже махнули на него рукой, и только пришедший в их класс вожатым шофер Руденко решает вернуть сбившегося с верного пути паренька в дружную компанию одноклассников. Не отворачиваются от Кольки и его друзья, отчаянно защищающие его перед учителями и «железной» Ивановой, и это заставляет его поверить в то, что он действительно может стать лучше.
Фильм не лишен наивности и налета пионерской романтики, однако он покоряет зрителя своей искренностью и отсутствием желания приукрасить окружающую действительность: семьям с многодетными детьми часто не хватает денег, автобаза может подарить подшефной школе списанный и неработающий грузовик, а собрания совета дружины преуспевают в технике травли человека не хуже любителей коммунистических чисток. И вместе с тем это не мешает поднимать головы первым молодым и недовольным текущим положением дел, тем, кто готов вступиться за объявленного едва ли не врагом народа товарища, тем, кто способен отличить истинные способности и подлинные душевные качества от подхалимских замашек карьериста и подхалима.
Своим фильмом А. Митта открыл путь новому герою советского кинематографа, перед которым расстилалась широкая и прежде неизведанная дорога собственных открытий и исканий, дорога, которой до сих пор нет конца, как поется в финальной песне фильма «Друг мой, Колька!».
9 из 10
Frau_von_Till
«Возмутительный факт»
Интересное, веселое, по-настоящему доброе кино. За внешней простотой и предсказуемостью сюжета таится достаточно серьезная тема. Посвящена она закоснелости педагогов, их нежеланию понять своих учеников и принять их такими какие они есть. К сожалению, подобные преподаватели есть в большинстве школ, и именно они отбивают у многих интерес к учебе.
Про актерскую игру распространяться излишне. Сказать, что артисты сыграли хорошо, значит не сказать ни чего. Сильно порадовало как в роли вжились юные актеры, которые были весьма убедительными (чего стоит хотя бы девочка, после выходки Кольки Сненгирева с бесподобным прононсом произнесшая: «Возмутительный факт»). Особо можно отметить юного Савелия Краморова с маленькой, но яркой ролью (как и большинство его работ).
Еще этот фильм о настоящей дружбе, стремлении выручить из беды товарища и готовности идти против общественного мнения. Кинокартина заслуженно вошла в список 100 фильмов рекомендованных к обязательному просмотру в школах, и каждый родитель может не задумываясь включить ее в свой личный перечень фильмов, которые он посоветует детям.
9 из 10
Denis Fateev
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.