Фантазм / Phantasm
Немногим дано встретиться с потусторонними силами. Выжить после такой встречи — еще труднее. Два брата, Майк и Джоди, становятся свидетелями необъяснимых, загадочных явлений на городском кладбище. Они видят призраков, которые бродят по ночам среди могил. На глазах братьев рождаются маленькие, но могущественные демоны; в запечатанных склепах слышится таинственный шорох.
Майку с Джоди удается выяснить, что причина этих явлений — Врата в загадочный, пугающий, чужой мир. У Врат есть Хранитель, «Верзила», вооруженный летающей серебряной сферой, которая буравит головы незваных гостей. Раскрывшим жуткую тайну кладбища братьям и их другу Реджи придется вступить в жестокую схватку с «Верзилой». Победа или мучительная смерть — у них нет иного выбора.
Все части фильма:
Фантазм (1978)
Фантазм II (1988)
Фантазм III (1993)
Фантазм IV: Забвение (1998)
Фантазм V: Уничтожитель (2016)
- Съёмки фильма осуществлялись на камеры Panavision. Чтобы сэкономить деньги, выделенные ему отцом для съёмок фильма (около 300 тысяч долларов), Коскарелли арендовывал дорогое оборудование по пятницам, использовал их на выходных, а возвращал в понедельник оплачивая аренду за один рабочий день.
- Роли гномов исполняли дети.
- На роль Майка первоначально проходил пробы Брэд Питт.
- Дон Коскарелли в своем интервью сказал, что в Верзиле хотел воплотить саму смерть.
- Мать Дона Коскарелли занималась костюмами и гримом.
- Первоначальный хронометраж фильма составлял 3 часа.
- В фильме есть несколько отсылок к книге Фрэнка Герберта «Дюна», например - бар под названием «Дюна».
- В сцене похорон снимались родители Дона Коскарелли и Рэджи Бэннистера.
- Сценарий фильма был написан за три недели Доном Коскарелли в уединении в собственном горном домике.
- Интерьеры похоронного дома были выстроены в помещении старого склада вместе с Полом Пепперманом - со-продюсер фильма и давний приятель Коскарелли. Экстерьеры дома снимали в Окланде (Калифорния) со старинного викторианского особняка, который также снимали для фильма ужасов «Burnt Offerings» (1976) и для одной из серии фильмов про Джеймса Бонда - «Вид на убийство»(1985)
Сон мне снится - вот те на! - гроб среди квартиры!
"Если вас и это не напугает, значит вы уже мертвы!» - гласил один из слоганов популярного ужастика. «Фантазм», который я давно хотел увидеть, меня особо не напугал. Либо я мертв, либо, как и многие, перекормленные более страшной реальностью, я уже не вздрагиваю от высоких дядек и серебряных сфер. Но, оценивая объективно с точки зрения своего времени, жанра и бюджета, фильм оказывается лучше многих коллег и обнаруживает достоинства, которых с высоты сегодняшнего дня можно сперва и не углядеть. В 1978 он и вправду стал новым словом в жанре и люди вскрикивали в кинотеатрах, расплескивая Колу и роняя поп-корн, когда смотрели лучшее детище Дона Коскарелли. Сейчас фильм слегка пощипывает нервишки в своих лучших сценах. Но дай бог каждому современному ужастику такой успех, любовь и армию почитателей, какие оказались у «Фантазма» много лет назад!
Фильмы ужасов стареют быстро. В основном, технически. Но атмосферу не променяешь на спецэффекты. Она чувствуется у Хичкока спустя пол века, у Рэйми или Кроненберга, как бы ни состарились их творения. Есть она и в «Фантазме». Плотная, удушающая, нервная - липкая и запоминающаяся, как сам страх. И это важно и незаменимо.
Еще раз подтвердилась моя теория о том, что только кинематографист с незаурядным чувством юмора может создать по-настоящему страшный фильм. Ибо смех и страх - взаимозаменяемы, часто идут рука об руку, и инфаркт от смеха можно заработать не реже, чем от страха. Среди доказательств этой теории - Хичкок и Спилберг, Данте и Лэндис, Бертон и Верхувен, Крейвен и Коскарелли. Первые его фильмы были подростковыми комедиями. И в одной из них был эпизод с монстрами на Хэллоуин, который должен был вызвать смех. Вместо этого зрители в кинотеатрах активно потели и вздрагивали. Тогда-то начинающий режиссер нашел свое призвание - пугать людей. Правда, от этого не сделался менее веселым человеком.
Настрочив за 2 недели не ахти какой сценарий (он сам признавался, что многие сцены и диалоги придумывались прямо на съемках, а финалов и вовсе было штук десять!), который при хорошем воплощении мог бы напугать, он собрал команду из своих друзей, семьи, одноклассников и партнеров по прошлым фильмам, в основном, непрофессионалов, занял деньги у папаши, вооружился молодостью, энтузиазмом, хитростью, заменяющими мастерство и приступил к созданию будущей нетленки. На съемках царило веселье и ребята от души прикалывались, делая свое страшное кино. А результат оказался таков, что тридцать с гаком лет входит во всевозможные списки самых культовых, самых страшных и, что самое неожиданное для режиссера, самых прибыльных в истории.
«Фантазм» по доставляемому удовольствию напоминает «Зловещих мертвецов» Рэйми, и сделан он так же дешево, не слишком серьезно и при этом энергично и весьма увлекательно. Коскарелли повезло с приятелями, музыкой и с местами для съемок. Мрачный парк, превращенный в кладбище студентами-строителями, эпический особняк, естественное освещение - работают сами на себя, а друзья-товарищи, на счастье оказавшиеся весьма талантливыми актерами, спасли не блещущую спецэффектами ленту. Ну и переливчатая нервная мелодия, которая играет в голове несколько дней после просмотра - подтягивает картину.
Но самое главное для меня - атмосфера вязкого полусна и ненароком запавший в фильм психоаналитический подтекст. То, что творящееся в фильме может быть сном или является им, объединяет фильм с шедевром Крейвена о маньяке из детских кошмаров - но не только это. Здесь важен и герой-ребенок, потерявший всю свою семью и создающий воображаемый сценарий, который заполняет неопределенность, пробелы в охваченном страхом и болью потери сознании. В сущности, это и есть психоаналитическая расшифровка термина, которым был не случайно назван фильм.
Коскарелли весьма эстетично трансформирует реальность вокруг своих персонажей, придавая ей ирреальный, сновиденческий ракурс, и пугает именно этим смешением правды и неправды или кажущейся правды или ее полным отсутствием. В этом ему помогает рваный монтаж и сюрреалистически эффектные кадры, которые наполняются смыслом лишь в общей канве сюжета - например, вроде бы бессмысленная пробежка младшего брата за старшим или долгая прогулка последнего по кладбищу. А в некоторых сценах фильм еще и приобретает черты научной фантастики, придавая традиционным представлениям о смерти и потустороннем мире иной оттенок, что, с одной стороны, кажется полным бредом (превращение мертвецов в карликов-рабов для другой планеты), но с другой как бы приоткрывает ту самую вечную тайну о том, что нас ждет после смерти. И подобная трактовка весьма оригинальна и смотрится не такой уж глупой в контексте фильма.
Конечно, связывать «Фантазм» с психоанализом станут немногие, но мне интересна именно эта, символическая его сторона - трансформацией каких комплексов и страхов в ребенке стал Высокий? Когда именно случился перелом в его сознании? Чем обусловлена такая трактовка реальности? И тогда не приходится ругать ребенка, раздражающе сующего нос во все дела. У него на это, в отличие от героя «Одного дома», есть право - он копается в себе и то, что не может объяснить - те страхи, боль, ожидания, заменяет фантазиями, фантазмом.
Очень неплохо сыграли актеры, привнеся неожиданную искренность в сцены, в которых напряжение эпизода ложится исключительно на них, поскольку бюджет не мог предоставить соответствующие задумке спецэффекты. Ну, а Энгус Скримм в роли Высокого так и вовсе стал иконой хоррора, вроде Вурхиза или Крюгера, обеспечив себя на всю жизнь не пыльной работенкой, хотя на мой взгляд, явно экономил силы и не электризует кадр, как Роберт Инглунд, например. С «Кошмаром на улице Вязов» фильм связывает еще и финал - открытый, непонятный и сюрреалистический. Было все это или нет? Кто умер? Кто вернулся? Где был сон, а где явь? Люблю я все-таки, когда в финале ужастиков остаются подобные вопросы и не люблю, когда в мистических фильмах все оказывается четко и однозначно. Так быть не должно.
Фанаты «Фантазм» обожают. Есть за что, между прочим. Хотя я, даже отдавая ему пальму первенства в придумывании многих замечательных жанровых находок, шагнувших в том числе в фильмы Крэйвена и Рэйми, не стану называть его шедевром. Этот ярлык для него громковат, да и качественно он значительно уступает творению Крэйвена - плюс пугать этот фильм уже почти не может, хотя напряженная атмосфера никуда не испарилась. Позднее удачливый режиссер Дон Коскарелли более или менее аккуратно продолжил переносить на экран пугающие и мистические сюжеты «Повелителя зверей», «Борьбы за выживание» и т. п., стараясь сохранить свою команду, однако так и остался режиссером франшизы «Фантазм», в которой он обнаружил неожиданную резвость подхода, не по годам зрелый стиль и чувство страшного, и которым оставил свой след в кинематографе.
8 из 10
Боб
«Думай, МакФлай! Думай» (с)
Знакомство с фильмом «Phantasm» произошло достаточно неожиданно и продолжалось довольно долго. У школы был видео-прокат и увидев там кассету с фильмом, его обложка не выходила у меня из головы. Однако посмотреть этот фильм мне удалось лишь несколько лет спустя. Но это лирика...
Говоря о «Phantasm» нельзя отбрасывать тот факт, что перед нами Культ. Именно «Культ», с большой буквы. Точно так же как и «Кошмар на Улице Вязов» или «Восставший из Ада» этот фильм сформировал целое поколение киноманов. И тем сложнее говорить о нем объективно, но попытаться стоит.
Во-первых стоит задать вопрос, почему он стал культовым? Да очень просто: «Phantasm» бешено атмосферен. Весь просмотр проходит как во сне. Происходящего как бы нет на экране, все это как бы придумано, и режиссер делает на этом акцент. В середине ловишь себя на мысли «стоп. как это вообще?» А в конце понимаешь, что по-другому и быть не могло. Ведь, не забываем, повествование идет от лица ребенка.
Коскарелли хотел показать в Tall man саму смерть, это известный факт. Так как ее показать через двенадцатилетнего мальчика? Как он ее видит? Страшный большой дядька, который не спросит хороший ты или нет, который просто заберет тебя у мамы и бровью не поведет - вот этот образ как раз для детского сознания и Коскарелли блестяще справился с реализацией задумки.
Многие говорят, что фильм трудно понять, что не ясно о чем идет речь. Все привыкли к пониманию «рая» и «ада», а вдруг после смерти нас ждет рабство на «красной планете»? Тут же вспоминаем Tall men`a : «You think when you die, you go to heaven? You come to US» (в оригинале фраза должна была быть в первом фильме).
Можно привести еще множество примеров, почему «могло быть только так и не иначе», но, боюсь, это будет уже просто пересказ.
К великому сожалению (субъективно), остальные части много слабее, чем первый фильм, но конкретно «Phantasm» это то кино, которое нужно посмотреть. Хотя бы из-за того, что настолько необыкновенных (странных) фильмов можно пересчитать по пальцам одной руки.
10 из 10
bruda
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.