Франкенштейн / Frankenstein
Доктор Франкенштейн решил сыграть в азартную игру с жизнью и смертью, создав жуткое чудовище из частей тела, позаимствованных у мертвецов.
- Первоначально планировалось, что роль Чудовища сыграет Бела Лугоши, а фильм будет ставить Роберт Флори. Однако Флори быстро выбыл из проекта, а приглашённый вместо него Джеймс Уэйл быстро разошёлся с Лугоши во взглядах на постановку. После первых же проб Лугоши отказался от участия в фильме, заявив, что роль без слов ему неинтересна и что он не хочет подолгу гримироваться. В итоге Уэйл нашёл для этой роли Бориса Карлоффа, чья работа в фильме стала классической и сделала актёра новой звездой фильмов ужасов.
- Роль Чудовища предлагалась также Джону Кэррадайну, однако он отклонил её, посчитав свой уровень мастерства слишком высоким, чтобы играть монстров.
- Карлофф сам предложил мастеру по гриму Джеку Пирсу убрать из его рта боковой зубной протез, чтобы щёки монстра были более впалыми.
- Каждое утро Карлоффу предстояло гримироваться в течение трех с половиной часов; на снятие грима после съемок уходило еще полтора часа.
- Грим и костюм Чудовища весили вместе около 24 килограммов.
- Внешний вид Чудовища до премьеры фильма держали в строжайшем секрете. Если Карлоффу приходилось днем передвигаться в гриме по территории студии за пределами павильона, на голову ему надевали наволочку с отверстиями для глаз. Обеды ему приносили из столовой прямо на съемочную площадку.
- Карлофф опасался сниматься в сценах, когда над ним сверкают электрические разряды. В этих сценах его подменял, закрыв лицо, создатель электрической машинерии для фильма Кен Стрикфаден. Кстати, созданная им аппаратура сохранилась и позже была использована при съёмках пародийной комедии Мела Брукса «Молодой Франкенштейн» (Young Frankenstein, 1974).
- Сцена, в которой Чудовище бросает девочку в воду, была вырезана из прокатной версии фильма по требованию цензуры как слишком жестокая. В дальнейшем фильм также подвергся ряду сокращений. Однако, удалённые материалы сохранились и версия, которая в настоящее время издаётся на видеоносителях, практически полностью соответствует первоначальному монтажу.
- Фильм, по мнению продюсеров, получился настолько страшный, что они настояли на добавлении вступительного эпизода, в котором Эдвард ван Слоун предупреждал зрителей, что слабонервным лучше покинуть зал, а кто останется, тот пусть в случае чего пеняет на себя.
- В титрах фильма имя автора исходного романа указано как «Миссис Перси Б. Шелли» (Mrs. Percy B. Shelley).
- В списке действующих лиц и исполнителей в начале фильма вместо имени Карлоффа против роли Чудовища помещён большой вопросительный знак. Имя Карлоффа как исполнителя этой роли указано в финальных титрах.
- Созданный Джеком Пирсом грим и образ чудовища защищены специальным патентом и будут находиться в исключительном распоряжении Universal Pictures до 2026 года.
- Создатель грима Джек Пирс для создания образа Франкенштейна изучал древние техники погребения и анатомию, а срезанная макушка головы появилась из-за того, что Пирс считал, будто так Франкенштейну будет удобнее напрямую пересаживать мозг своему чудовищу.
«IT`S ALIVE!»
Фильм Джеймса Уэйла «Франкенштейн», представляющий собой жестокую карикатуру на извечное противостояние жизни и смерти, добра и зла, по праву считается не просто культовым, а золотым кинофильмом, признанной классикой ужасов.
Созданное по роману Мэри Шелли кино рассказывает драматичную историю о монстре, сделанном из человеческих фрагментов обезумевшим Виктором Франкенштейном, чья фамилия как раз почему-то применяется, как правило, именно к чудовищу. Ошибка фанатов? Вовсе нет! Если вы помните, в сцене свадьбы Виктора и Элизабет звучит тост: «За сына дома Франкенштейнов!». Вот оно, дитя барона: гигантского роста, сутулый, собранный из останков, покрытый шрамами и швами, с тяжёлыми веками, сын дома Франкенштейнов! Чем не ирония?
Многие называют «Франкенштейна» одним из лучших карлофф-муви. Так и есть. Справедливо замечание о том, что актёр может сыграть сотни ролей, но ни одной не выделяться. В историю ужасов британец Борис Карлофф вошёл именно благодаря своим бесконечным рычаниям и стонам. Его Франкенштейн - вызов всему человечеству, позор науке, зачастую переходящей любые границы, и очередная гениальная издёвка над желанием многих победить смерть. Не понимающий разницы между живым и мёртвым, между хорошим и плохим, всеми гонимый и ненавистный Франкенштейн вызывает у зрителя больше жалость, чем презрение, свойственное жителям города, в котором и разворачивается кошмарная история.
За уже почти 80 лет своего существования киносага о Франкенштейне успела обрасти сотнями пародий и подражаний; чего стоит одно только бессмертное «IT`S ALIVE!!!» Колина Клайва, ныне повторяемое на каждом шагу. Бесспорно, такой непрекращающийся и по сей день ажиотаж лишний раз свидетельствует о том, что перед нами совершенно гениальная картина, чьё влияние на жанр ужасов и на кино в целом неоспоримо. It`s Still Alive!
a-vega
Хоррор и кино: Классика, часть 10
Ещё до того, как объектами классического спора «кто круче» стали Бэтмен и Супермен, Шварценеггер и Сталлоне, Чужой и Хищник или другие популярные герои ХХ века, в 30-ых годах самый главный заруб случился между Дракулой и Франкенштейном, Карлоффом и Лугоши. Вообще-то, они как 2 стороны одной монеты - являются одним целым и при этом разведены по разным полюсам. Дракула - изысканный румынский аристократ, чья история начитывает несколько столетий, а напротив него - дитя нового, машинного века, созданный по подобию человека из мертвых, сшитый толстыми нитками Франкенштейн. Один наслаждается властью над людьми, другой сам порой их пугается. Один облюбовал старинное поместье, другому по душе затхлая лаборатория. Один - аккуратен, величав и, с какой-то стороны, даже благороден, другой - на первый взгляд недалеко ушел от дикого животного.
Но сколько бы не было между ними различий, они навсегда останутся альфа и омега хорроров, тем базисом, на котором все строилось. Не будь бы их, их литературных образов, созданных Стокером и Шелли, возможно, в течение XX-го столетия дети не увидели бы и половины своих ночных кошмаров, не были бы созданы Джейсон и Фёдор Крюков. Да что там говорить, я практически уверен, что у нас бы не было того жанра ужасов, который мы все знаем. Они принесли в слово «монстр» то значение, которое мы вкладываем сейчас. И их влияние на историю кино уже невозможно не отметить.
Про студию Universal я уже написал не один десяток лестных слов, но они почему-то все равно находятся. Ведь это был довольно рисковый коммерческий ход, вложить свои средства в производство таких фильмов. Тому было несколько причин. Во-первых, на дворе, начало 30-х, и наблюдать за десятком трупов в фильмах консервативная публика ещё не была готова. Во-вторых, великая депрессия. Кому какое дело до того, какие страхи показывают на экране, если рядовой американский зритель их каждый день видел в избытке на улицах. И в-третьих, это была новая, неизведанная ниша в кино, и никто не знал, насколько она окажется успешной. Фильм может быть каким угодно при одном условии - он должен быть прибыльным. Но за феноменальным стартом «Дракулы» руководство студии было решено не мешкать и дать зрителям то, чего они хотят - страхов. Выбор пал на классическую готическую прозу Мэри Шелли, которая идеально подходила для экранизации. По своей форме, «Франкенштейн, или Современный Прометей» очень удобно подходил для адаптации сценария и обладал ещё одной особенностью. Те, кто посмотрят и «Дракулу» и «Франкенштейна» заметят, как много между ними общего именно в кинематографическом смысле. Образно говоря, Universal Pictures создали ремейк своей необычайно успешной картины.
Было только одно «но». Бела Лугоши категорически отказался сниматься в роли чудовища Франкенштейна, то ли из-за безмолвности этого персонажа, то ли на волне своей популярности решил не размениваться на несколько вторичные картины. В любом случае, решение спорное и двойственное. С одной стороны, забери Бела эту роль себе, возможно, все бы в его карьере и жизни сложилось удачно, и он бы не закончил свой путь опиумным наркоманом, снимающимся у Эда Вуда в «Невесте монстра». Хотя их тандем получился одним из самых необычных и странных в кино, внеся и свою долю в мировую культуру. С другой стороны, никто бы не увидел равноценного, не менее, таланта Бориса Карлоффа, а Лугоши не ассоциировал бы себя с Дракулой настолько, что в завещании попросил его похоронить себя в самом известном образе.
И все же назначение на главную роль Карлоффа - большая удача для всего кинематографа. Актер полностью сумел раскрыться в кино именно после блистательной роли в «Франкенштейне». Даже во внешнем плане он очень совпал со своим героем, взгляните просто на его худое, скулистое лицо. Его взгляд на персонажа представил чудовище именно таким, как его сейчас все привыкли видеть: грубый, неотесанный, агрессивный и мычащий кусок сшитой человеческой плоти, накопанной из могил. Поведение, жесты, походка и особенно глаза стали визитной карточкой этого монстра. Несмотря на то, что торговая марка «Франкенштейн» насчитывает множество ремейков, сиквелов и даже кроссоверов, никому из актеров не удалось даже не десятую часть подобраться к Борису. Даже Роберт Де Ниро уходит в темную, глубокую тень от угловатой фигуры образца 1931 года.
После вступительного слова одного из флагманов Universal Лемле младшего, по своей сути, являющееся цензурной реликвией своего времени, зритель перемещается в ту туманную, сырую, могильную атмосферу страха, пронизывающую весь фильм. Даже спустя 80 лет от неё никак не избавиться, что уж говорить о неподготовленных зрителях на премьерах? Описывать сюжет, актерскую игру, режиссерские находки не имеет никакого смысла, это то, что нужно просто видеть. Но никак нельзя не упомянуть отдельно тот момент, когда монстр бросает маленькую девочку в реку. Пожалуй, это одна из самых выразительных, ярких, запоминающихся сцен во всем черно-белом кинематографе. То, что происходит все 70 минут хронометража, сильно урезанных киноцензорами, является темной стороной кино. Той, которая так тянет к себе и которую, увидев один раз, забыть не получиться.
P.S. На тот спор, о котором говориться в первом рассказе, зрители получили ответ в году так 1938, когда демонический дует украсил афиши примерно с таким содержанием: «Отважитесь ли вы увидеть их вместе? «Дракула» с Белой Лугоши и «Франкенштейн» с Борисом Карлоффом.»
Egor Pikulik
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.