Голем, как он пришел в мир / Der Golem, wie er in die Welt kam
Рабби Лёв, видя что Император намерен изгнать евреев из пражского гетто обращается к темным силам и создает могучего глиняного человека Голема, выполняющую приказы создателя. Фамулус – помощник Рабби, имеет свои взгляды и планы на Голема. Фамулус заставляет Голема совершить убийство, которое выводит глиняную статую из под контроля человека. Прекратить бесчинство Голема помогает маленькая девочка поднятая им на руки, она вынимает у него из груди амулет и он снова каменеет. Рабби Лёв и его помощники возвращают статую в гетто, чтобы больше не оживлять её никогда. © tvcok.ru.
- Голем («неоформленное тело») - в еврейских фольклорных преданиях глиняный великан, оживляемый магическими средствами. Согласно легендам о Големе, из красной глины вылепляют человеческую фигуру ростом с десятилетнего ребёнка, а затем оживляют либо именем Бога, либо словом «жизнь», написанным на его лбу.
- Голем неспособен к речи и не обладает человеческой душой, подобно Адаму до получения им от Бога «дыхания жизни». Голем необычайно быстро растёт и скоро достигает исполинского роста и нечеловеческой мощи. Он послушно исполняет порученную ему работу (и в субботу, когда заповедь иудаизма запрещает делать даже домашнюю работу), но, вырываясь из-под контроля человека, являет слепое своеволие (может растоптать своего создателя и т. п.).
- По первоначальному замыслу создателей, кладбищенские сцены фильма планировалось снимать на реальном еврейском кладбище, однако еврейская община запретила съёмки. Тогда Пауль Вегенер вместе с художником Гансом Пельцигом и оператором Карлом Фройндом задекорировали настоящий лес под кладбище, что придало сценам сочетание эффекта реальности и искусственности.
- При съёмках сцены оживления мёртвого Голема, по словам сорежиссёра фильма Карла Бёзе, «не годились ни технические, ни физические, ни химические приёмы и способы». Расчёт делался на воображение зрителя и на иллюзию. Сцена оживления была реализована простой заменой объекта на живого актёра. Для этого Альберту Штайнрюку, который играл раввина, потребовалось изобразить неловкость при чтении пергамента до такой степени, чтобы казалось, что он вот-вот его уронит. В этот момент, когда взгляд зрителя был устремлён на лицо актёра, объект подменялся живым актёром - Паулем Вегенером.
Когда брал DVD-диск с этим фильмом, я искренне боялся не выдержать полтора часа немого кино. Но тот факт, что это первый фильм ужасов, не мог не заинтересовать.
Сценарий казалось бы прост и незатейлив. Злой император изгоняет евреев из страны, но один из них призывает на помощь черную магию и оживляет глиняную статую, дабы освободить свой народ от гонений. Вот и все. Но!!! Также в «Големе» затрагиваются темы любви между детьми, семьи которых враждуют (прямо классика в классике); ослепляющей ревности, приводящей к тотальной катастрофе; искусственного слуги, взбунтовавшегося против создателя (ой, мамочки! - разве не на что-то похожее толпы пойдут в кинотеатры с 4.06.09?); в конце концов тема доброты.
Невооруженным глазом видны идейные предпосылки к другим фильмам. Тут тебе и «Франкенштейн», и «Мумия»(имеется ввиду фильм ужасов) и «Вий» можно разглядеть, а также сотни и сотни монстро-религиозных триллеров, мистики и многое другое.
Актеры, без сомнения, театралы. Так передавать эмоции, реагировать на действия других в немом(!!!) фильме могут исключительно театральные деятели. Современные кинозведочки такое точно не потянут. Единственное, что непосредственно Голем регулярно допускает один маленький промах: моргает очень часто, а это не свойственно глиняным скульптурам. Но ничего страшного, впечатления от просмотра не портится, даже умиляешься некоторой наивности первых хоррормейкеров. Кстати, в будущем этот факт учтут и уже «Мумия» 30-х годов будет смотреться куда эффектнее.
Отдельного упоминания заслуживает музыка. Тонко подобранная, она подчеркивает и усиливает эмоциональность каждой сцены, за что огромное спасибо. Для разнообразия на диске представлена современная звуковая дорожка к этому фильму. Это, по моему мнению, жуть. Смотреть, как средневековый рыцарь скачет на лошади к замку под бойкий drum`n`bass, конечно весело, при условии, что перед нами «История рыцаря», но никак не серьезное кино, пусть и своей эпохи!!!
Еще интересный момент - ни разу за весь фильм изображение не было абсолютно черно-белым. Постоянно менялись серо-синие с бледно-серыми и багрово-белыми(в сценах с огнем) тонами. Зная, что раскрашивали тогда пленку вручную, да еще получали оттенки и засчет освещения, остается только поражаться изобретательности и гению Хенрика Галеена и Пола Вегенера.
Порадовали монтаж и спецэффекты. Их, конечно, надо видеть. Тем более, что наработки тех лет успели осовременить, но продолжают использовать.
В заключение: смотрите «Голем», если вы действительно любите кино и все, что с ним связано. Вы сможете оценить этот фильм не будучи типичным попкорноедом или высокомерным критиканом, запросто разбрасывающимся именами кинодеятелей и датами выхода фильмов.
Классике жанра ужасов от поклонника:
8 из 10
Der Golem, wie er in die Welt kam
Пауль Вегенер, по сути, переснял свой же фильм 1915 года. Причем многие кадры получились очень похожи - едва ли не «один в один». Очень не удивлюсь, если для съемок этого Голема были использованы черновые киноматериалы фильма 1915 года. Другое дело, что в отличие от своего предшественника фильма получился более обстоятельным и гармоничным. Картина избавилась от излишней суетливости, присущей первому фильму и получила более современный облик.
Я думаю, что у этой картины получилось три равнозначных полюс притяжения зрительского внимания. Прежде всего, перед нами показан вполне миролюбивый и спокойный народ, который должен подвергнуться гонениям. Показан и их мифический защитник. Я уже писал, что то как Брегенер разработал образ «Голема» послужило предтечей всех последующих Франкенштейнов, Терминаторов и мумий. Голем в этом фильме представлен весьма положительно - трогательный персонаж, осознающий свое краткое появление в этом мире очень глубоко.
Фактически получается, что третьим полюсом притяжения выступили те самые мудрецы, оживившие Голема. Несмотря на то, что создатели ленты прямо никого не судят, но именно эти мудрецы показаны более чем двусмысленно... Впрочем, до Второй мировой войны и геноцида оставалось еще совсем немного лет. И тут совсем уже не важно, кто финансировал эту легенду о Големе (причем вышло ведь три фильма). Важно что этот древний хоррор оказался одним из наиболее точных кинематографических предзнаменований очень и очень плохих событий.
Ну а что касается самого фильма... Это соцветие отдельных ярких сцен, так и не сформировавшееся в целостное единое созвездие. Голем и маленькая девочка - Голем и молот - Голем и Мириам - Мудрецы, оживляющие Голема - Секретный указ - Голем, сносящий городские ворота...
6 из 10
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.