Ида / Ida
Сирота Анна провела детство и юность в польском монастыре. Прежде чем принять обет и стать монахиней, девушка решает встретиться со своей единственной родственницей — Вандой. От неё Анна узнаёт, что она еврейка и что её родители стали жертвами холокоста. Вдвоём они отправляются в путешествие для того, чтобы точно выяснить трагическую судьбу их семьи. В пути они столкнутся с обстоятельствами, которые поставят под сомнение их веру, и хотя женщины попытаются жить как прежде, лишь одной из них это удастся…
«И́да» (польск. Ida) - чёрно-белый польский драматический фильм режиссёра Павла Павликовского 2013 года. Главные роли исполнили Агата Кулеша и дебютантка Агата Тшебуховская.
Кинопрессой признан одним из 10 лучших фильмов года, удостоен множества наград, в том числе премии «Оскар» 2015 года за «Лучший фильм на иностранном языке».
Награды и кинопремии
Кинопремия «87-я церемония награждения Американской киноакадемии»
Победитель в номинации:
Лучший фильм на иностранном языке
Номинации:
Лучшая работа оператора
Кинопремия «72-я церемония вручения наград премии «Золотой глобус» 2015»
Номинации:
Лучший фильм на иностранном языке
Кинопремия «68-я церемония вручения наград премии BAFTA»
Победитель в номинации:
Лучший фильм на иностранном языке
Номинации:
Лучшая работа оператора
Кинопремия «27-я церемония вручения премии Европейской киноакадемии 2014»
Победитель в номинации:
Лучший фильм
Лучший режиссер
Лучшая операторская работа
Приз зрительских симпатий за лучший фильм
Номинации:
Лучшая женская роль - Агата Кулеша
Лучшая женская роль - Агата Тшебуховская
Лучшая работа сценариста
Кинопремия «Независимый дух 2015»
Победитель в номинации:
Лучший иностранный фильм
Кинопремия «Сезар 2015»
Номинации:
Лучший фильм на иностранном языке
Кинопремия «29-я церемония вручения премии «Гойя» 2015»
Победитель в номинации:
Лучший европейский фильм
Кинопремия «58-я церемония вручения премии Давид 2014»
Номинации:
Лучший европейский фильм
Кинопремия «52-я церемония вручния премии Золотой Жук 2015»
Номинации:
Лучший иностранный фильм
Кинопремия «Бодил 2015»
Номинации:
Лучший не-американский фильм
Кинофестиваль «39-й МКФ в Торонто 2013»
Победитель в номинации:
Приз кинокритиков (ФИПРЕССИ)
Кинопремия «17-я церемония вручения наград премии Британского Независимого Кино»
Номинации:
Лучший иностранный независимый фильм
Кинопремия «21-я церемония вручения премии независимого кино Chlotrudis Awards 2015»
Победитель в номинации:
Лучшая актриса второго плана - Агата Кулеша
Лучший оригинальный сценарий
Лучшая работа оператора
Номинации:
Лучшая актриса - Агата Кулеша
Лучшая режиссура
Лучший фильм
Кинопремия «15-я церемония вручения Польской кинопремии "Орлы"»
Победитель в номинации:
Лучшая работа оператора
Кинопремия «9-я церемония вручения кинопремии Гопо 2015»
Номинации:
Лучший европейский фильм
О фильме
Режиссёр фильма - родившийся в Варшаве и живущий в Лондоне 57-летний поляк Павел Павликовский. Родители выехали в Англию, получив политическое убежище - его бабушка по отцу была еврейкой, погибшей в Освенциме. В начале режиссёрской карьеры Павликовский работал в документалистике (в том числе фильмы о Венедикте Ерофееве, о потомке Достоевского, о Жириновском), после чего перешёл в игровой кинематограф (первой такой лентой стал «Стрингер» с Сергеем Бодровым в главной роли). Фильм «Ида» - первая работа режиссёра на родине.
В основе сценария фильма - реальная встреча в Оксфорде режиссёра с польской еврейкой Хеленой Волиньской-Брус, более известной как «красная Ванда» (её смертные приговоры в процессах «врагов народа» стали причиной требований польских властей к Англии выдать её за «преступления против человечества»). Окончательная версия сценария сформировалась на перекрёстке жизненных судеб двух крайне разных женщин - прожжённой судебной обвинительницы и глубоко верующей девочки.
Исполнительниц главных ролей в фильме две - обе Агаты. Польская актриса театра и кино Агата Кулеша с высоты своего профессионального опыта безупречно прошла пробы на роль Ванды - сомнений в правильности этого выбора не было. А поиск исполнительницы на роль Иды затянулся на несколько долгих месяцев. Искали «интересную двадцатилетнюю актрису». Героиня нашлась совершенно случайно:
...моя хорошая знакомая позвонила мне в Париж, где я тогда находился, и сказала, что прямо сейчас смотрит на девушку, которая могла бы мне подойти. Самое забавное в том, что она понятия не имела, кого я искал!
- Павел Павликовский, режиссёр
Агата Тшебуховская на момент встречи с Павликовский была студенткой, изучала философию и совершенно не горела желанием связывать себя с кинематографом. Режиссёру пришлось ещё некоторое время уговаривать Агату сыграть роль Иды.
Героиня Агаты Тшебуховской, которая всю жизнь считала себя Анной, а потом вдруг оказалась Идой Лебенштейн, вплоть до финала вообще отказывается от действий, она лишь молчит и наблюдает. В первых безмолвных монастырских кадрах мы вовсе не понимаем, в какое время и в каком месте происходит действие, и только потом постепенно открываем для себя мир, одновременно с впервые севшей в трамвай Анной-Идой. Таким образом, перед нами фильм о познании мира, а ещё о том, способны ли его хрупкие, мелкие грешные радости - смех, разговор, выпивка, музыка, секс - избавить от страха небытия, средством против которого считаются молитва и пост.
- Антон Долин
Решив вопрос с актёрским составом режиссёру в первый съемочный день пришлось искать срочную замену на место внезапно заболевшего главного оператора - съёмки оказались под угрозой срыва. Не найдя ни одного свободного оператора, Павликовский обратил внимание на Лукаша Зала, который на картине предполагался вторым оператором (до «Иды» работал на нескольких короткометражных картинах). Опасения режиссёра ушли после того, как с оператором стали прорабатывать визуальный стиль картины, быстро найдя общий язык.
В результате режиссёрско-операторского тандема была выстроена чёрно-белая стилистика фильма, которая тонально походила на фильмы 60-х годов с высококонтрастным изображением. Так же было отдано предпочтение соотношению кадра 4 к 3 (считающемуся устаревшим), съёмка велась на кинопленку 35 миллиметров. Таким образом съёмочная группа добилась особой композиции кадра, при которой герои всегда в его нижней части, что придает псевдонесбалансированность композиции с «неоправданно» большим пустым пространством над головой.
Тщательная проработка деталей привнесла в фильм точно восстановленные детали Польши 60-х. Например, песня Rudy Rydz из репертуара Хелены Майданец, запавшая в память будущего режиссёра, вошла в один из эпизодов фильма
Фильм сделан удивительно деликатно - не легкомысленно, но легко, минимально необходимыми штрихами, без назидательности и умничанья. Его предшественники - не мучительно-нравоучительное польское кино «морального беспокойства», а скорее чешская «новая волна» с её почти незаметным чудесным юмором: здесь вспоминаются Ян Немец и ранний Милош Форман, а ещё проза Милана Кундеры, хотя диалогов кот наплакал. Сам Павликовский смиренно признаёт, что не обошлось без влияния Годара и Бергмана. Однако «Ида» не кажется вторичным фильмом, её трудно встроить в любой известный ряд. В отличие от классического восточноевропейского кино здесь нет эзопова языка, а рассказанная история до ужаса буднична и конкретна.
- Антон Долин
Зрительское и журналистское внимание
Кинопресса уделило пристальное внимание премьере фильма, количественно увеличивающееся с каждой очередной международной наградой. Зрительское внимание к картине было даже в странах, не знакомых с деталями еврейского вопроса в контексте польской истории (Южная Корея, Испания, Колумбия и др.).
Несмотря на парад международных наград, на родине «Ида» подвергалась всевозможным нападкам, среди которых обвинение антидиффамационной лиги Польши в «антипольскости» картины.
При этом, например, касса фильма в североамериканском прокате составила порядка $3,6 млн., что вывело его в ранг одного из наиболее успешных польских проектов на настоящее время. Европейский прокат собрал около $9 млн (кассу в $3 млн. собрала одна только Франция).
Польская критика рассматривала фильм как своеобразный ответ Павликовского фильму «Колоски» (2012, реж. Владислав Пасиковский), российская писала больше сквозь призму сравнения с «Левиафаном» (обе работы конкурировали в категории «Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке»). Рецензии на фильм вышли в крупнейших мировых изданиях, среди которых The New Yorker, The Guardian The New Republicи др.
Подробное описание:
Польша, 1962 год. Анна, молодая послушница, перед тем, как принять обет, по совету настоятельницы едет в гости к своей тёте Ванде, судье и бывшему прокурору. Ванда сообщает, что настоящее имя Анны - Ида Лебенштейн, и что её еврейские родители были убиты во время войны. Ида решает найти их могилы и вместе с Вандой едет в путешествие, которое прольёт свет на их прошлое и определит их будущее.
Поиски приводят её к семье польских крестьян, сначала прятавших семью Лебенштейнов в лесу, а после там же и убивших (прикрываясь угрозой обвинения в пособничестве, а на самом деле руководствуясь жаждой завладения их имуществом). Убиты были родители Иды и маленький сын Ванды, а маленькую Иду отдали священнику.
Ванда под музыку Моцарта выбрасывается из окна, Ида прощает убийцу и, перезахоронив останки родителей на старом люблинском кладбище, возвращается в монастырь.
Познание
В этом году количество представленных к рассмотрению Американской киноакадемией картин в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» побило рекорд. 83 страны выдвинули свои ленты на «Оскар». Среди них оказался польский фильм «Ида» режиссёра Павла Павликовского, который показывает нам Польшу 1960-х годов, представляя главной героиней молодую сироту Анну, которая прежде чем принять обет и стать монахиней, по совету настоятельницы едет в гости к своей тёте Ванде, которая в своё время была судьей и прокурором.
Павел Павликовский снимает свою необычную драму в чёрно-белых цветах, что придаёт фильму более глубокий смысл, а ещё более точно отображает то время, придавая некий реализм. Актёрская игра в фильме сведена к минимуму, ибо сюжет сам по себе прост без излишнего драматизма, однако для актрисы Агаты Тшебуховской, сыгравшей главную героиню Анну (Иду), вполне достойный дебют.
Ида, узнав своё настоящее имя и происхождение, решает выяснить трагическую судьбу своих еврейских родителей, которые были убиты во время холокоста и вместе с тётей отправляется в путешествие, которое проливает свет на их прошлое, определяя будущее. Павел Павликовский снял хороший, однако местами скучный фильм, ибо не только актёрская игра была сведена к минимуму, а также и диалоги. Хотя режиссёра можно понять, ведь он стремился нам показать вовсе не какую-либо эмоциональную драму, а переживания людей, которые толком ещё не разобрались в своей жизни, держа всё глубоко внутри. Павликовский как бы нам говорит, что невозможно познать истину, не испробовав в жизни всё. Однако режиссёр делает это не спеша, шаг за шагом, но всё же даёт своей героине испробовать жизнь, вкусить её, дабы та познала истину и определила своё будущее !
Как бы не казался фильм простым, на самом деле он тяжело смотрится. Режиссёр показывает нам, по истине, трогательную и эмоциональную драму, однако он делает это совершенно спокойно, не выплёскивая эмоции на экран, дабы зритель сам познал глубину этих чувств и переживаний.
7,5 из 10
writer19
Вообще, если очень захотеть, то «Иду», фильм о скромной христианской сестре, находящейся в одном шаге от пострига в монахини, вполне можно назвать вариацией на тему мировой политики конца двадцатого столетия. Эта мозаика складывается отнюдь не всеми деталями картины, но какие-то штрихи, намеки, который делает Павликовский, реальным увидеть всё-таки представляется. Это и маленькая, скромная, юная Польша, с еврейским прошлым и тяжелой судьбой, ищущая свой путь в мире. Это саксофонист, играющий великого Колтрейна - молодой, привлекательный, импозантный, учтивый, готовый при любой возможности и польстить, и заронить зерно сомнения, внутреннего раздрайчика, появиться в «нужный момент» - неужели, хотя бы даже отдаленно, не Соединенные Штаты? Ну, и, разумеется, строгая судья, отправившая на казнь многих врагов народа, которая и двери чужих квартир отпирает отмычкой, и пошантажировать готова немного, и за рулем выпивает, и курит как паровоз. И тем не менее, всё же обладает какими-то такими теплыми чувствами к своей племяннице. Тетушка Ванда Груз, известная под именем «Кровавая Ванда»... Нужно ли объяснять, какое государство Павликовский, теоретически, разумеется, мог иметь в виду?..
Просмотр «Иды» с этого угла решает как небольшие проблемы с логикой поведения главных героев, так и добавляет фильму вторую глубину. И тем не менее, смотреть черно-белую польскую драму исключительно таким образом не стоит. Во-первых, потому что, сглаживая одни нестыковки, такая точка зрения порождает, в свою очередь, другие, причем более серьезные, и без умения смотреть на ситуацию выборочно, вычленяя какие-то аллюзии, тут никак не обойтись. Во-вторых же, потому, что фильм Павликовского вполне самодостаточен и без своего политического подтекста, который, даже вполне возможно, смогут разглядеть лишь прожженные параноики. Политика, в конце концов, надоела. В то время, когда каждый, хотя бы в своих глазах, близок к тому, чтобы стать политическим аналитиком, очень важно, чтобы существовали картины, дающие хотя бы теоретическую возможность отдохнуть ото всего этого. И хотя «Ида», как мы уже сказали в начале, изобилует намеками известного толка, говорить о ней, как о человеческом фильме, нужно ничуть не в меньшей, а то и в большей степени, так как на этом поприще она воистину сильна и хороша.
Не самый богатый на эмоции, скромный, как и его главная героиня, фильм призван в очередной раз сказать миру о том, что пути, которыми мы идём, невозможно познать до конца. Всего в один момент все может повернуться удивительным образом. Анна станет Идой, сестра прихода - буржуазной дамой в элегантном вечернем платье, железная леди-судья будет рыдать у кого-то на плече из-за невозможности выдержать больше чувство вины. С другой стороны, непознаваемость этих самых путей не означает того, что нужно встать истуканом. Это, безусловно, драма о человеческом выборе, о важности его свершения и следования ему. Однако, так же и о том, как, прожив всю жизнь и не сомневаясь в той дороге, которой решил идти, можно внезапно оказаться перед огромной кучей вопросов: какова цена моей веры, моих усилий? Всё ли я делаю верно? Не ошибаюсь ли, не ошибался ли раньше? Стоит ли продолжать? Павликовский, по большому счету, призывает не бояться сомнения, и даже считает его, в какой-то степени, позитивным моментом. В конце концов, любое сомнение разрешается временем и обстоятельствами: оно либо позволяет окончательно утвердиться в уже сделанном выборе, либо помогает сбросить тяжелый груз с плеч и двигаться дальше, либо же сменить путь. Если это еще, конечно, возможно.
fuliver
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.