Искупление
Действие фильма разворачивается в канун первого послевоенного Нового 1946 года в разоренном южном городе, где еще совсем недавно жили в мире и согласии представители различных национальностей. Молох войны разделил их на жертв и палачей, породил бесконечное сострадание и нечеловеческую низость. Впрочем, и послевоенная жизнь в разрухе, голоде и нищете обернулась тяжким испытанием. Посудомойка, вдова героя-летчика, ворует из милицейской столовой, чтоб прокормить шестнадцатилетнюю дочь и двух доходяг, которых, по доброте душевной, приютила в своем убогом жилище. Возмущенная дочь доносит на мать и та отправляется искупать грех в тюрьму.
Тема искупления в фильме сложна и непрямолинейна. Молодой лейтенант, летчик, еврей по национальности, возвращается после госпиталя в родной город и узнает, что вся его семья погибла в годы оккупации от рук негодяя соседа. Слепая жажда мести…кровь за кровь…обращены в пустоту — негодяй понес наказание и сгнивает заживо в тюрьме.
Испепеляющее лейтенанта чувство толкает его на самоубийство. И только новое, пробуждающееся в нем чувство к влюбленной в него юной девушке, спасает его от рокового шага.
- Александр Прошкин окончил в 1961 году актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, в 1968-м — Высшие режиссерские курсы при Гостелерадио СССР. В 1986 году телевизионный фильм «Михайло Ломоносов» принес режиссеру всенародную известность. В 1988-м фильм «Холодное лето 53-го» удостоился Государственной премии СССР. В 2009 году вышел фильм «Чудо», получивший специальный приз жюри 31-го Московского МКФ и открывший VII Международный кинофестиваль «Меридианы Тихого». В 2012 году состоялась премьера фильма «Искупление». Режиссер хотел создать картину, которая помогла бы извлечь урок из семидесятилетней истории, во многом исказившей ментальность русского человека. «Мы до сих пор не можем избавиться от его последствий. Пока не определимся со своей историей; не разберемся, кто прав — кто виноват, ничего с нами хорошего происходить не будет. Все время будем находиться в состоянии то латентной, то вспыхивающей гражданской войны. Важно понять: кто мы есть, почему к этому пришли, почему от чего-то уходим? Одной ногой мучительно остаемся в том времени, а другой — шагаем в неведомое, неясное, но, как всем кажется, лучезарное будущее».
- Фильм Александра Прошкина «Искупление» рассказывает не только о сложной судьбе в сложных обстоятельствах, но и о способах выживания в России, когда люди создают друг другу иногда совершенно невыносимую жизнь. Как это удается сделать — величайшая загадка. «У меня никогда не бывает в картине людей, которых бы я не любил, которые мне не были бы дороги и которым я не сочувствую. В конечном смысле, эта картина у нас еще и о том, что единственная панацея в России, с помощью которой мы можем пытаться наладить жизнь, — это наши чувства. Это то, что мы способны еще любить. Эта картина во многом еще и о любви».
- Двадцать первый век породил холодность в отношениях между людьми в России, забываются такие понятия, как душа, душевность. Александр Прошкин подчеркнул, что, по его убеждению, это заболевание распространилось во всем мире: «Люди боятся чувств, стесняются проявлять свои чувства. Открыто никто не скажет: я тебя люблю. Находят какую-то форму полушутки, полуиронии. О сексе не стесняются говорить, а о любви стесняются. Это какое-то веяние времени, когда человек закрывается, боится показывать свои чувства. А единственное, что меня интересует в жизни, — это человеческие чувства, взаимоотношения».
- История фильма «Искупление», с одной стороны, камерная, с другой — показывающая срез времени: действие начинается 31 декабря 1945 года. Картина не показывает стандартное отношение к Великой Отечественной, как к какой-то победоносной прогулке, а говорит о ней как о величайшем, страшнейшем несчастье для России. 27 миллионов человеческих жизней отдано за победу в этой войне. Но и после победы сразу не наступило благоденствие — наоборот, это был один из самых тяжелых периодов нашей истории: полная нищета, голод, разруха... «Большинство моих картин так или иначе связано с историей XX века. Для меня чрезвычайно важна тема войны. Мне бы хотелось, чтобы нынешнее поколение имело представление о том, через какие лишения и потери, через какие нравственные испытания прошли их отцы, деды, прадеды… Нужно выработать в молодежи отношение к войне как к чему-то страшному, воспитать абсолютно ясное и осознанное ощущение, что никогда больше этого не должно повториться. Какая бы ни была большая нация, еще раз она такого испытания просто не выдержит. Сейчас на гигантской территории нашей страны население не велико. Уж не говоря о том, что на войне всегда в первых рядах погибают наиболее активные, настоящие герои. Так уничтожается генофонд, и нация с трудом восстанавливается. Россия, которая больше других понесла потерь в этой войне и приложила больше усилий, чтобы избавить человечество от фашизма, должна, утверждать в мире, что война — недопустимый способ выяснения отношений между цивилизациями, государствами, культурами и отдельными людьми», — заявляет Александр Прошкин.
- Поставив высокую миссию перед собой, Александр Прошкин не имеет возможности, к сожалению, показать картину во всех уголках страны: «Я считаю, что те, кто захочет увидеть, — увидят. Важно не количество зрителей, а чтобы кто-то по-настоящему отозвался. Думаю, при современных способах коммуникации найдется достаточное количество людей, которые посмотрят картину и сделают для себя какие-то выводы. Функция кино немножко изменилась: оно стало абсолютным развлечением. Люди, особенно молодые, не очень хотят задумываться. Именно молодые люди будут принимать решения, строить эту жизнь. Они же выходят на Болотную площадь, они выражают протест против сомнительных выборов. Молодежь всегда права. Она ходит в кино только развлекаться, потому что серьезных картин в кинотеатрах практически нет. Их очень мало. Мало копий, мало рекламы — никто не вкладывает деньги. Это несчастье, это безобразие, что наш прокат так организован».
- Особенность этой работы — в заложенной в ее фундамент литературе. Режиссер обратился к материалуГоренштейна, поскольку хорошо знаком и дружен с писателем, считает его одним из самых ярких людей своего времени, человеком драматичной судьбы. Ефим Эткинд, зарубежный литературовед, писал, что Горенштейн — Достоевский XX века. Горенштейн написал сценарии к семнадцати фильмам, в числе которых «Солярис» Андрея Тарковского и «Раба любви» Никиты Михалкова. Два товарища работали вместе и написали замечательный сценарий о бароне Унгерне, но это большой и дорогой исторический проект — денег на него нет. «Искупление», написанное в начале 70-х годов, впервые было издано на Западе, в России же произведение не публиковалось до конца 80-х. Эльга Лынгина, сделавшая сценарную адаптацию повести «Искупления», очень уважительно отнеслась к первоисточнику.
- Снимался фильм «Искупление» в Туле. Поскольку действия разворачиваются в 1945 году, нужны было найти разрушенные строения. Какие-то объекты строили, какие-то — перестраивали. Объединяли в центре города три двора, сносили гаражи. Все в достаточной степени достоверно — режиссер Александра Прошкина считает фактурную точность обязательным условием для съемок. Компьютерную графику старались не использовать. Вся массовка в «Искуплении» не компьютерная, а реальная. Выбирая между цифровыми технологиями и пленкой, режиссер без тени сомнения выбирает пленку: «Пленка «Кодак» — это нечто гениальное. Никакая «цифра» не в состоянии ее обогнать. «Кодак» — это живое существо. С ней можно делать такие вещи, так можно с ней договориться… Сейчас еще существует компьютерная обработка — мы же теперь снимаем очень быстро, за полтора месяца, поэтому что-то приходится компенсировать. Нужно солнце, а на улице пасмурно — с помощью компьютера можно сделать солнце. Он также помогает выстроить единую цветовую гамму, которая для драматургии картины чрезвычайно важна. Иногда на съемках это сложно сделать и не всегда это можно сделать при печати. В этом смысле да, большой скачок технологии. Хотя я думаю, что не технология определяет искусство. Вот 3D для меня пока ненужная забава, которая, наоборот, отвлекает от содержания, от сути человеческого высказывания».
- Важно было найти новые актерские лица, потому что в фильме «Искупление» рассказана история молодых людей, и режиссеру хотелось, чтобы за ними не было никакого шлейфа. Виктория Романенко, актриса театра «Современник», уже снималась в ряде фильмов, но это ее первая большая и значительная роль. Главную мужскую роль сыграл студент третьего курса школы-студии МХАТ Риналь Мухаметов — способный актер и своеобразный человек, который притягивает к себе внимание, что было важно для режиссера. «С молодыми в известном смысле даже интереснее. Когда работаешь с мастерами, то, в общем, знаешь их возможности. Иногда довольно трудно сделать так, чтобы они явились совершенно в новом качестве. Скажем, Панин в моей картине абсолютно не такой, как в других фильмах. У меня он всегда играет положительных персонажей. Мне кажется, он тонкий, парадоксальный, своеобразный человек, в достаточной степени закрытый. И в роли больше пытаюсь вытащить его сущность. Сережу Дрейдена знаю всю жизнь, мы с ним учились вместе, замечательный актер. В этом фильме он в какой-то степени говорит о судьбе собственного отца, который пришел из лагерей после войны. Важно, чтобы роли отзывались в исполнителе, у каждого из этих актеров есть какая-то точка пересечения с теми персонажами, которых они играют», — подмечает Александр Прошкин.
- 2012 год — приз Монреальского всемирного кинофестиваля за лучший художественный вклад.
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.