Кабинет доктора Калигари / Das Cabinet des Dr. Caligari.
«Кабинет доктора Калигари» - первый в истории кинофильм, передающий на экране изменённые состояния человеческого сознания. В сюжете фильма рассказы некоего человека по имени Фрэнсис повествующего разные истории: его друг, он сам и их любимая девушка стали жертвами чудовищного эксперимента, задуманного и осуществленного неким доктором Калигари. Загадочный доктор демонстрирует необычный номер с человеком, который пребывает в спячке вот уже десятки лет, но иногда пробуждается, чтобы сделать очередное предсказание, которое поражает всех своей точностью. © tvcok.ru
- «Кабинет доктора Калигари» считается первым полноценным фильмом ужасов.
- Имя «Калигари» было взято сценаристами из переписки Стендаля.
- Уникальное художественное оформление фильма и использованные в нём декорации создали художники-экспрессионисты из группы «Der Sturm» - Герман Варм, Вальтер Рёриг и Вальтер Райман, которые выдвинули новаторскую идею, что фильмы должны смотреться как «ожившие рисунки».
Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
- Первоначально режиссёром фильма должен был стать Фриц Ланг, но он к началу съёмок оказался занят в другом проекте. Однако именно Лангу принадлежит идея «закольцевать» сюжет фильма эпизодами в сумасшедшем доме и тем самым кардинально изменить его трактовку.
- Фильм снимался целиком в далёких от реальности декорациях с искажёнными пропорциями, что объясняется стремлением изобразить на экране сознание психически больного человека, неадекватно воспринимающего действительность. От актёров по тем же причинам требовали гротескно преувеличенной жестикуляции и мимики.
Загадочный доктор Калигари демонстрирует необычный номер с человеком по имени Чезаре. Он пребывает в спячке вот уже двадцать три года, но иногда пробуждается, чтобы сделать очередное предсказание. Его пророчества исполняются с поразительной точностью. Молодой человек по имени Фрэнсис узнает от спящего мессии о том, что доживет он лишь до рассвета. Что же делать, ведь сомневаться в истинности предсказания не приходится? Как обмануть коварную судьбу, жестко отмерившую время жизни молодого мужчины? Ведь рассвет уже скоро.
© Fast-Torrent.ru
«Кабинет», в отличие от многих прочих фильмов 10-20 гг., которые воспринимаются лично мною не более чем как иллюстрация навсегда ушедшего от нас времени или живое воплощение оставшегося в далёком прошлом этапа в развитии киноиндустрии, ценен исключительно своей самодостаточностью.
Это - абсолютное произведение искусства, вобравшее в себя и непостижимую красоту экспрессионизма, и предельно сильную «сумрачность» романтизма. Прибавьте к этому оригинальные подходы в работе оператора и монтажёра, подходы, которые мы с высоты нашего времени уже совершенно не способны разглядеть и понять их истинное значения для современников данного фильма.
Впрочем - это исключение из тезиса об актуальности «Кабинета»: если его техническая составляющая, разумеется, не может выдержать никакого сравнения даже с фильмами, появившимися всего через 20-30 лет после него (впрочем, это утверждение можно опровергнуть), то художественная составляющая - вне всякой конкуренции даже по сравнению с продуктами нынешнего кинематографа.
1) Картинка. Никогда не устану высказывать самые восторженные слова применительно к потрясающей (без шуток) работе команды художников из группы Der Sturm - Вальтера Рёрига, Вальтера Раймана и Германа Варма. Эти чуваки заслуживают респектища на все времена и именных наград за героический вывод кинематографа из цивилизационно-творческого тупика на качественно новый уровень.
В сущности, с «Кабинета» и зародилась такая кинопрофессия, как «художник-постановщик»; ранее никто и никогда не относился к работе художественного оформления фильма настолько серьёзно и настолько основательно, как это сделали немецкие мастера. Хотя умалять заслуг режиссёра тоже не следует - в конце концов, именно Винэ грамотно вписал в голую киноструктуру её финальный экспрессионистский вид.
Снятый полностью в рисованных и характерных для указанного направления декорациях, которым был к тому же придан намеренно ассиметричный вид, «Кабинет» являет собой беспримерный экземпляр киноискусства, преподнесённого фактически в духе ожившего картинного полотна - воплощённого в реальность и обрётшего возможность жить и двигаться, например, шедевра Эдварда Мунка или, например, Франца Марка (не важно). Без остатка захватывающее, поглощающее в себя действие, оказывающее на зрителя порой дурманящий эффект, разворачивающееся на фоне до предельно гипертрофированной реальности в её сплаве с сюжетным сюрреализмом, - производит незабываемое впечатление. В общем, ЭТО надо видеть.
2) Стилистика. В ней-то и кроется основной элемент «бессмертия» «Кабинета»: этот фильм был снят 90 лет назад таким образом, что его возраст без его заведомого учёта не поддаётся никакой более или менее приближенной оценке. То есть можно с одинаковым успехом заявить о том, что, например, «Кабинет» - это совершенно новый фильм и вышел в прокат буквально полгода назад, или о том, что фильм этот появился лет 20 назад. Дело в том, что «древность» этого фильма не выдаётся практически ничем - ни манерой актёрской игры, ни работой оператора, ни визуальным рядом, ни общим, так сказать, впечатлением: «Кабинет» - это ПЕРВАЯ в истории кино стилизация под что-либо (похоже я открыл Америку, йаххууу!!). А стилизацией (под что-либо) можно спутать все карты потенциальных оценщиков и выдать новый фильм за старый, либо наоборот. Мы ведь не удивляемся, когда видим относительно новый тарантиновский фильм «Доказательство смерти», снятый и оформленный так, будто на дворе не 2007 г. (когда он был создан), а, например, 1967-й.
Стилизацией под старьё в разные годы грешили многие ныне общепризнанные великие режиссёры - наши современники, и степень её достоверности/грамотности всегда считалась и считается признаком режиссёрского мастерства. Но с «Кабинетом доктора Калигари» совсем иной случай: произведение Роберта Винэ представляет собой чуть ли не единичный случай в истории, когда фильм стилизован сам на себя... Это не имеющее срока давности кинопроизведение, выполненное в оригинальном и затем очень редко повторяющемся киноформате, является набором выразительных средств, красок, всевозможных способов достучаться до зрителя, годных только для него и только в данный момент. И более того - применённых исключительно к нему в исключительных вариациях и исключительным образом.
Экспрессионистско-мистический посыл в рамках «Кабинета» живёт по тем правилам киноискусства, которые придумал он сам; он диктует характер фильма, он создаёт его настроение, он придаёт персонажам манеру их поведения, он направляет каждое их действие - спасительное или губительное, он, в конце концов, создаёт ему - фильму - всеисторическую неповторимость и он же, благодаря ей, отправляет его в ослепительную вечность.
Собсно, следствием означенного посыла и указанного формата является снятие остаточных претензий к работе технического персонала и актёрской группы - ведь, чёрт возьми, так и надо было. (Крупный план лица Конрада Фейдта - нечто незабываемое. Это немой ужас, выраженный одними глазами.) Иначе нельзя. Это же стилистика такая! А если кто-то так не считает, то пусть попробует вступить с ней в схватку и денонсировать её наличие.
3) Атмосфера. Кто-то называет «Кабинет» первым в истории фильмом ужасов - ещё немножко, так сказать, банальным и, как бы это сказать, простеньким, - но ужасом. Или так - провозвестником настоящих хорроров. А чем ценится «настоящий» хоррор? Наверное - атмосферой ужаса, страха, неопределённости. Наверное, именно так. Так вот: «Кабинет» по этому пункту уделает любой современный «ужастик» и сравнится разве что с классическими саспенсами Поланского или Фишера (или ещё кого-нить).
Атмосфера кошмара пронизывает «Кабинет» от начала до конца - она им правит. Страх и ужас - в глазах и сердцах практически всех персонажей. Ощущение надвигающегося необъяснимого «чего-то» передано по меньшей мере превосходно (мы ведь не забываем - это «всего-навсего» немое кино). Общее гнетущее ощущение, порождённое торжествующим экспрессионизмом и леденящей душу историей, которую он иллюстрирует, - просто потрясное (мы по-прежнему помним, что это «всего-навсего» немое кино).
К вопросу о саспенсе. Мы все помним, что этот термин вроде как придумал и применил в своих фильмах четырежды великий Хичкок, но, если оставить в стороне споры о термине и оставить за Альфредом его достижения на ниве терминологического вклада во всемирный словарь, мы увидим, что то, что он в конце 20-х назвал «саспенсом», было в полной мере применено в конце 10-х гг. Робертом Винэ в его «Кабинете». Походу я снова открыл Америку (йаххуууу!!). В любом случае, нервное ожидание ужасной (как бы) развязки свойственно сюжетным закоулкам «Кабинета» на все сто - это даже не предмет спора.
Закругляемся. Общий вывод: «Кабинет доктора Калигари» - это сокровище мирового киноискусства (а таких сокровищ не очень-то и много), и приобщиться к нему - обязанность каждого уважающего себя ценителя прекрасного (я даже не о киноманах говорю, а вообще).
10 из 10
Cejevron
Один из самых жутких, завораживающих и загадочных фильмы из всех, что я видела, при том, что со дня его появления пошел уже девятый десяток, но он совсем не выглядит устаревшим
Начинается эта знаковая для всей истории кинематографа картина с очень будничной и банальной сцены- молодой человек вместе с пожилым сидят на лавочке в парке. А дальше разворачивается действо, которое произвело впечатление кошмарного сна, от которого нельзя проснутся - изломанные линии причудливых декораций, искаженные пропорции, тени нарисованные на полу, жуткая музыка, сцены, раскрашенные в тревожные цвета - синюшные, болезненно - желтые, кроваво - красные кадры. А такой игры с пространством, по-моему, нет ни в одном фильме - оно, то становится чересчур тесным и загроможденным, вызывая почти клаустрофобическое состояние, то наоборот - разреженным и гипермасштабным.
Сюжет фильма сейчас считается классическим. Правда конкретно, в этом фильме он звучит совсем по другому. Я вообще заинтересовалась этой лентой после прочтения нескольких статей о том, что там можно увидеть и отсылки к Фрейду, и настроения витавшие в немецком обществе после Первой мировой войны, и пророчество в отношении прихода Гитлера к власти.
Но в любом случае посмотреть его было интересно хотя бы с той точки зрения, что с этого эксперимента берут начало все современные хорроры.
Movie addict
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.