Класс / Entre les murs
Франсуа и его коллеги-учителя готовятся к новому году в средней школе в неблагополучном районе. Он не заносчив и не слишком строг, его экстравагантная прямота часто ошарашивает учеников. Но его педагогическая этика подвергается испытанию, когда ученики начинают ставить под вопрос его методы преподавания…
Кинопремия «Оскар 2009»
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке
Кинопремия «European Film Award 2008»
Номинации:
Лучший фильм
Лучший режиссер - Лоран Канте
Кинопремия «Independent Spirit Awards 2009»
Победитель в номинации: Лучший иностранный фильм
Кинопремия «Сезар 2009»
Победитель в номинации: Лучший адаптированный сценарий
Номинации:
Лучший фильм
Лучший режиссер
Лучший звук
Лучший монтаж
Кинопремия «24-я церемония вручения премии «Гойя» 2010»
Номинации: Лучший европейский фильм
Кинопремия «53-я церемония вручения премии Давид 2009»
Номинации: Лучший европейский фильм
Кинопремия «Bodil Awards»
Номинации: Лучший не-американский фильм
Кинофестиваль «61-й Каннский кинофестиваль 2008»
Победитель в номинации: Золотая пальмовая ветвь
Кинопремия «16-я ежегодная награда Chlotrudis Awards 2010»
Номинации: Лучший адаптированный сценарий
Действия фильма разворачиваются в одной французской школе. Школа не самая престижная, в одном классе собранны дети разных национальностей, здесь и французы с африканскими корнями, и арабы и даже азиаты. Молодой учитель Франсуа, ведущий в этой школе французский язык, преподаватель выдержанный, его не так-то просто вывести из себя, но даже его выдержка начинает давать сбои. Однажды сорвавшись он оскорбляет учениц своего класса. После этого со спокойной жизнью Франсуа может попрощаться, ученики будут напоминать ему об этом инциденте до конца учебного года.
© Fast-Torrent.ru
Ноль за поведение
«Классу» победить на Каннском фестивале (что не удавалось фильму из Франции уже 21 год) и тем самым привлечь к себе внимание общественности, как говорится, сам бог велел: тема школы как системы, угнетающей личность, занимает почётное место в истории французского кино. Ещё в 1931 году 26-летний Жан Виго в своём первом (и в то же время предпоследнем) игровом фильме под названием «Ноль за поведение» выразил протест против буржуазного общества через бунт в закрытом интернате для мальчиков.
«Ноль» был раскритикован за авангардизм, запрещён цензурой по понятным причинам и вышел на экраны лишь в 1945 году. Его тема с новой силой прозвучала в 1959 в манифесте французской «новой волны», полнометражном дебюте и, скорее всего, лучшем произведении ещё одного киновундеркинда - Франсуа Трюффо. Речь, понятное дело, о «400 ударах» судьбы, которыми жизнь наградила школьника Антуана Дуанеля, в конце концов, всё-таки вырвавшегося из-под власти системы.
Сюжет «Класса» вновь переносит нас в школу, только на этот раз уже совсем в другую - школу сегодняшнюю. В ней молодой учитель Франсуа, преподающий французский язык, пытается донести до своих 15-летних учеников (естественно, бунтарей, но опять же, поколения next) хоть что-то разумное, доброе, вечное. Успеха за весь фильм ему вряд ли добиться: подростки ничего не учат, ничего не знают, не замолкают на уроках, обращаются к учителю на «ты», да ещё и обвиняют педагога в ущемлении своих прав и остальных смертных грехах.
Дело усложняется ещё тем, что класс интернациональный - большинство сидящих за партами имеет далеко не европейскую внешность. И этот весьма существенный факт, по мнению режиссёра, превращает 8 «Б» (или как там они у французов называются), ни много, ни мало, в микромодель современного мира. Оказывается, ходить далеко не надо - все проблемы глобализации, интеграции, равенства и т. п. можно рассмотреть в стенах учебного заведения (в оригинале фильм так и называется «Entre les murs» - дословно «Между стенами»).
Но всё-таки лучше всего у этого класса получается быть метафорой самого себя. Да и все проблемы, может быть, зарождаются именно здесь. А, судя по всему, в будущем их будет у нас ещё больше.
Что касается анархистского бунта, о котором грезили художники прошлого столетия - он уже совершён. А если и не до конца (ведь система всё равно осталась), то тогда он просто превратился в постоянный образ жизни. Не смотря на единственную обязанность школьников всё-таки посещать занятия, они чувствуют себя на них совершенно свободно и на равных с учителем. Только вот этот ноль за поведение сейчас - подвиг или нет? Уничтожить остатки отмирающей культуры и правил - допустим, это необходимо сделать, но вот что дальше? Добившись абсолютной свободы, вряд ли кто-нибудь из героев побежит к морю наслаждаться ей. Личности, подобной Антуану Дуанелю, в классе Канте нет.
Но известно, что новая культура является ничем иным как порождением старой, точно так же, как новое поколение - порождением предыдущего. Хотя если учителя даже и понимают это, то выход найти не могут. Ведь жестокость и наведение страха на учеников остались в прошлом, а нынче демократия и возможные варианты урегулирования ситуации с помощью дисциплинарных наказаний даже серьёзно не рассматриваются. Да и сами наставники, кажется, не всегда уверены в своей правоте и в том, что все эти архаичные знания нужны подросткам сегодня. Короче, ситуация полного абсурда. Франсуа, сам являющийся ещё молодым человеком, всё-таки не прекращает искать контакт со школьниками, пытается достучаться до их сердца, помочь им раскрыть свою индивидуальность. Но всё равно в их сознании всё, что он говорит, остаётся устаревшим «отстоем».
Что делать дальше? Никаких выводов и ответов, не смотря на последние кадры фильма, являющиеся скорее грустной шуткой, режиссёр не даёт. Канте, как и прошлогодний триумфатор Канна румын Мунджиу в «4 месяцах, 3 неделях и 2 днях», лишь фиксирует действительность подёргивающейся камерой. Она на протяжении двух часов снимает учителя и учеников всегда под одним и тем же углом - как на теннисном матче. Смотреть невыносимо. Точно так же, как сидеть на бесконечном школьном уроке.
9 из 10
Николай Лавренюк
Демократия французской школы
Во время этого фильма мне было сложно полностью абстрагироваться от «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики... Теперь я понимаю, почему Золотую пальмовую ветвь жюри в Каннах присудило фильму «Класс», а также почему не смогло оставить без наград и внимания и нашего молодого режиссера.
Эти картины роднит и возраст героев (14-15 лет), и проблемы отсутствия общего языка между детьми и взрослыми, и сам принцип съемки и как бы документальной передачи материала без назиданий и давления отчетливой авторской позиции, и открытый финал. Впрочем, на этом, пожалуй, и заканчивается общее.
Интернациональный «Класс» - это локальная модель многонационального Запада и - Боже мой! - как же взаимоотношения в этом коллективе отличаются от тех, которые показала нам Германика!
Эффект присутствия в «Классе» для зрителя более комфортен, ибо здесь заглядывать в потаенные уголки души и тела подростков никто даже не покушается. Основной вопрос, волнующий педагогов французской школы - защита интересов учащихся и создание для детей максимально комфортных для учебы условий. Учителя здесь всерьез обеспокоены дисциплиной, но боятся отбить охоту учиться излишними строгостями.
Интересно, что в «Классе» психологическим проблемам учителя уделяется внимания ничуть не меньше, чем детским. И на самом деле понимаешь, насколько выше требования ко взрослому во французской школе в построении взаимоотношений и умении держать себя в руках в экстремальных ситуациях. Мы видим это не только на примере главного героя, учителя французского, но и в реакции педагогов на эмоциональный срыв другого своего коллеги.
Лично меня удивила реальная демократия взаимоотношений. В частности, реакция учителей на двух делегаток 8-го класса, которые хихикали, шушукались и даже свободно выходили из кабинета по ходу заседания педсовета. Чуть позже, когда учитель в пылу спора в классе уже на другую тему упрекнул их, заметив к слову, что на педсовете они «хохотали как шальные», разгорелся нешуточный скандал по поводу... некорректного поведения этого самого учителя. При этом поведение подростков не то, что не осуждалось, но даже и не обсуждалось!
В общем, для меня знакомство с моралью и установками французской школы было полнейшим откровением. Думаю, моих соотечественников тоже многое удивит. Да хотя бы футбольный матч учителей в школьном дворе на глазах у ребят.
Вы такое в ваших школах часто видели?
Я рекомендую этот фильм только тем, кому по-настоящему интересна тема школы. «Класс» практически целиком состоит из весьма насыщенных диалогов, которые надо внимательно слушать. Непрофессиональные актеры выглядят героями документальной хроники, и ничто в их поведении не похоже на лицедейство, а речь - на текст из сценария.
Хотя сценарий, конечно же, был. Более того, его написал Франсуа Бежодо, блестяще сыгравший учителя французского.
Впрочем, фильм не так давно вышел в прокат, поэтому закончу навязывать свои эмоции... Уверена, что у вас и собственных будет в избытке.
9 из 10
tinon
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.