Комедия строгого режима

Комедия строгого режима
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 22 Май 1992
Продолжительность: 1:18
Просмотрели: 3518

К 100-летнему юбилею вождя мирового пролетариата руководство колонии строгого режима решает поставить революционную пьесу, роли в которой должны сыграть сами заключенные. Запуганному и забитому зэку Григорию Зуеву поручается воплотить на сцене образ Ленина, и, вдохновленный изменившимся к нему отношением администрации, он неожиданно открывает в себе качества вожака-подпольщика. Отныне Зуев и его коллеги-«артисты», перевоплотившиеся в большевиков, начинают мечтать не о театральном, а о реальном побеге из тюремных застенков. © tvcok.ru

Фрагмент [Кинопоиск]

Фрагмент [Youtube]

«Комедия строгого режима» - комедийный художественный фильм. Некоторые считают фильм вольной экранизацией фрагмента произведения «Зона» Сергея Довлатова (в титрах упоминаний о нём нет).

Фильм снят в жанре комедия-гротеск. Одну из главных ролей в фильме исполняет Виктор Сухоруков.

 

Ошибки в фильме:

  • На момент действия фильма (1970 год) в войсках и органах МВД СССР, как и в армии, отсутствовало звание «прапорщик». Институт прапорщиков введен в 1972 году.
  • Форма одежды сотрудников охраны ИТУ соответствует концу 80-х годов. На момент событий фильма она выглядела несколько иначе.

Награды:

  • Кинофестиваль «Созвездие-92» - Приз за лучшую мужскую роль (Виктор Сухоруков)
  • III Фестиваль российского кино в Онфлере - Приз за лучшую мужскую роль (Виктор Сухоруков)

Чтобы отличиться перед высоким начальством, руководство колонии решает силами заключенных поставить революционный спектакль к 100-летию Ленина. Заключенные, играя роль, перевоплощаются в своих персонажей, и, воодушевившись революционным задором, готовят побег.

Подробное описание:

Действие фильма происходит в колонии строгого режима. Приближается дата 100-летия со дня рождения Ленина (то есть 1970 год). Для того, чтобы продемонстрировать перед вышестоящим начальством массовую работу, руководство колонии решает подготовить к юбилею спектакль, посвящённый революции. Главные роли должны сыграть заключённые.

Заключённых спектакль заинтересовал - они распределяют между собой роли революционеров: Ленина, Свердлова, Дзержинского и начинают вживаться в образ. И увлекаются этим: как и революционеры они стремятся к свободе - они решают для начала освободить самих себя и устроить побег из колонии. Заключённый Зуев, имея некоторое внешнее сходство с лидером мировой революции, получает роль Ленина. Будучи на самом дне тюремной иерархии Зуев, благодаря роли, неожиданно выбивается в лидеры массового побега.

 


Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым (с)

«Станция Лубянка, следующая станция Охотный ряд, пересадка на станцию Театральная» - обыденно звучат в московском метро эти объявления по радио. Вот уже 20 лет мы не слышим ежедневно имена, которые прежде носили эти площади и проспекты: Дзержинского, Маркса, Свердлова. За двадцатилетие, прошедшее со дня распада советской империи, выросло поколение, для которого многие имена, которыми пестрела карта государства и планы городов, уже ничего не значат. Спросите молодого человека или девушку, кто такой был Яков Свердлов или Феликс Дзержинский? - вряд ли получите внятный ответ. Один только Ленин до сих пор не стерт из памяти современников. И по сей день торчит памятником в начале проспекта своего имени, тихо себе лежит в мавзолее рядом с катком, где звенит коньками «племя младое и незнакомое». С одной стороны, это даже неплохо, а с другой - невежество и незнание собственной истории удручает. Пусть же они посмотрят этот кинофильм, где увидят героев былых времен в исполнении абсолютно народных и социально близких артистов.

Неужели в тот год, (1991), когда снимался этот фильм, имя вполне еще живого писателя Сергея Донатовича Довлатова, никак нельзя было упомянуть в титрах, как автора рассказов из цикла «Зона», которые были использованы при написании сценария? А ведь вроде бы уже закончилась перестройка, уже распался Советский Союз, уже на родине начали издавать книги писателя-эмигранта.

Те, кто читал «Зону», вспомнят. Те, кто посмотрел этот фильм, прочитают книгу Довлатова и тоже помянут. В прозе Довлатова этот забавный эпизод окружен достаточно мрачными сценами из жизни заключенных и их охранников в конце 60-годов ХХ века, когда сам автор отбывал службу в конвойных войсках МВД.

«Мир, в который я попал, был ужасен. В этом мире дрались заточенными рашпилями, ели собак, покрывали лица татуировкой и насиловали коз. В этом мире убивали за пачку чая. В этом мире я увидел людей с кошмарным прошлым, отталкивающим настоящим и трагическим будущим... Мир был ужасен. Но жизнь продолжалась. Более того, здесь сохранялисьобычные жизненные пропорции. Соотношение добра и зла, горя и радости оставалось неизменным».

Простите за длинную цитату из самого Довлатова, но считаю необходимым предоставить слово автору произведения, отталкиваясь от которого, Виктор Студенников и Михаил Григорьев сняли в 1991 году смешную и остроумную «Комедию строгого режима». Это был едва ли не первый художественный фильм, открывающий фильмографию новорожденного государства - Российской федерации. В этом фильме я впервые увидел на экране замечательного актера Виктора Сухорукова.

Ничего странного в том, что в Исправительной Трудовой Колонии N7 силами художественной самодеятельности готовится к постановке отрывок из пьесы «Кремлевские звезды» не было и нет. К 100- летнему юбилею В. И. Ленина готовилась вся страна. Наглядная агитация драпировала кумачом и завешивала плакатами обшарпанные стены домов. Устраивались всесоюзные выставки изобразительных искусств, в театрах ставились «датские» спектакли, где Михаилу Ульянову, Кириллу Лаврову, Иннокентию Смоктуновскому приходилось раз за разом натягивать на голову розовую лысину Ильича. Естественно, состоялось несколько кинопрмьер: «Штрихи в портрету В. И. Ленина», «Красная площадь», «Кремлевские куранты».

Сергей Довлатов: «Напомню вам, что лагерь является типично советским учреждением. И не только по своему административно-хозяйственному устройству. Не только по внедряемой сверху идеологии. Не только в силу привычных формальностей. Лагерь учреждение советское - по духу. По внутренней сути. Рядовой уголовник, как правило, вполне лояльный советский гражданин. То есть он, конечно, недоволен. Спиртное подорожало и так далее. Но основы - священны. И Ленин - вне критики. В этом смысле чрезвычайно показательно лагерное творчество. В лагере без нажима и принуждения торжествует метод социалистического реализма».

С показа экспонатов выставки «творчества з/к» и начинается картина. Крупным планом рукодельные поделки-сувениры к юбилею вождя. Наборы отмычек и самодельных ножей с ленинской символикой. На полированном лезвии изображен крейсер «Аврора» и четкий лозунг - Грабь награбленное! Замполит лагеря проводит кастинг, перебирая папки с делами заключенных, отыскивая по типажу будущих исполнителей ролей Дзержинского, Свердлова и самого Владимира Ильича. Председателя ВЧК сыграет долговязый пахан барака, Свердлова - его шестерка. А вот на Ленина найти артиста гораздо сложнее. Ну, никак нельзя доверять роль вождя убийце, или растлителю малолетних. Вот мошенник на доверии - это ничего, сойдет.

Поэтому роль вождя пролетариата доверена лысоватому, зачуханому доходяге по кличке Плешак. И за месяц подготовки к спектаклю, этот зек, чье место у параши, благодаря вживанию в образ по системе Станиславского, преображается в вождя с замашками диктатора и поднимается по иерархической лестнице до степени незыблемого авторитета. Виктор Сухоруков в этой роли повторяет собственную ухабистую судьбу. Он уже много лет работал в знаменитом Ленинградском театре комедии, но сорвался, запил, опустился, бродяжничал и только в сорок лет начал новую творческую жизнь.

Ему помог питерский режиссер Юрий Мамин, у которого он сыграл роль в гриме Пушкина в комедии «Бакенбарды». А Студенников и Григорьев, бывшие ассистентами Мамина, пригласили Сухорукова в свою картину. Яркий темпераментный артист с тех пор не знал простоев и наверстывал упущенное. После Пушкина и Ленина он сыграет и Хрущева, и Берию, и даже императора Павла I.

Под прикрытием постановки историко-революционной пьесы, заключенные готовят большой побег. И, казалось бы, их планы реализованы на все 150%, благодаря волшебной силе искусства. Однако, финал приводит на память изречение польского сатирика Станислава Ежи Леца, - Ну, допустим, пробьешь ты головой стену. И что ты будешь делать в соседней камере?

9 из 10

 

Bars2011

 

 

Хороший запоминающийся фильм

Сразу хотелось сказать по поводу «Довлатов - не Довлатов». В данном случае оченивается итоговый продукт - кино «Комедия строгого режима», поэтому не вижу смысла всем ревнителям творчества Довлатова придираться к этому фильму за несоответствие печатному оригиналу. Мало ли, какие мысли в голове у сценаристов, очередной сюжетный поворот может быть навеян чем угодно - хоть задницей соседки по дому, но фамилию впишут ту, чей материал брался в исходнике. Как соавторы. И имеют на это право.

Тем более что мы имеем действительно оригинальную комедию, ярких персонажей и запоминающиеся реплики. Специфический тюремный колорит представлен здесь без типичного омерзения, что радует, т. к. кроме «джентельменов удачи» не так-то просто вспомнить комедийные фильмы о жизни на зоне. Для своего времени картина очень злободневная - обнажает идиотизм, присутствующий на всех уровнях.. и во всех слоях.. Но главное - она действительно вызывает смех, без спецэффектов, матерщины (хотя уж здесь, казалось бы), пошлятины «ниже пояса» - просто умеет режиссёр вызвать хорошее настроение по-человечески. За что ему искренняя благодарность.

8,5 из 10

Heiro

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video ivi

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.