Комиссар полиции обвиняет / Un comisar acuza
1939 год. В королевской Румынии установлена диктатура генерала Антонеску. Легионеры из карательной группировки «Железная гвардия», тайно мечтавшие о захвате власти нелегально расправляются со своими политическими противниками. Так, в тюрьме «Верага» ими был устроен кровавый расстрел опасных для них оппонентов-заключённых. Но об убийствах в «Вераге» становится известно общественности.
Дабы отвести от себя подозрение легионеровская верхушка решает спихнуть свои грехи на коммунистов и «доверяет следствие» нейтральному в политике комиссару Микловану, полагая, что это развяжет им руки. Но опытный следователь быстро соображает, что ему подсунули заведомо дурное дело и расследует его не «по заказу», а по профессиональной совести, чем бросает вызов своим нанимателям.
Начинается открытая охота разъярённых легионеров на несговорчивого комиссара и его родственников. Но ловкий стрелок Миклован оказывается куда более «крепким орешком», чем предполагали его вчерашние «работодатели». Война между отважным следователем-одиночкой и легионерами разгорается с каждым днём...
Цикл фильмов о комиссаре Микловане:
1. Комиссар полиции обвиняет
2. Чистыми руками
3. Последний патрон
4. Капкан
5. Реванш
6. Комиссар полиции и малыш
Странно, что такой культовый боевик советских времён как «Комиссар полиции обвиняет», сейчас предан киноманскому забвению. Румынский режиссёр (и по совместительству актёр) Серджиу Николаеску был в у себя в стране таким же влиятельным премьером национального кино, как Сергей Бондарчук при брежневском Советском Союзе. Он снимал и снимался (в своих режиссёрских фильмах) планомерно и азартно.
Сначала Николаеску добился успеха в жанре исторических крупнобюджетных картин, таких как «Даки» (1966) и «Михай Храбрый» (1970). А начиная с 1971 года его потянуло в жанр предвоенного кинокриминала, где его ожидал ещё больший зрительский успех. Николаеску придумал и великолепно сыграл роль «револьверного супермена» комиссара Тудора Миклована, который вступал в неравное вооружённое противоборство то с послевоенными преступными кланами (как в первом фильме «Чистыми руками», 1971), то с предвоенной бандой легионеров из реакционной политической партии «Железная гвардия» (как в разбираемом детективе). Фильмы о Микловане имели бешеный успех в СССР. Подростки часто подражали крутому и меткому полицейскому в «борсалиновской» шляпе.
Его реплики часто цитировались в школьных и молодёжных компаниях. Конечно, в сценах эффектно снятых огнестрельных разборок одиночки- Миклована (он всегда предпочитал револьвер) и ватаги садиста-легионера Параепана (они всегда предпочитали маузеры и фашистские автоматы «фольмер») присутствуют много допусков и натяжек. Уж больно Миклован неуявим в разного рода перестрелках (как на кладбище, так и в театре), покуда в «засадном» финале (у монастыря) его не прошивают многочисленные автоматные очереди (визуально Николаеску придумал для своего героя маловерояную, но эффектную смерть). Однако при этом нельзя не отметить технически грамотное построение пиротехнических съёмок и стремление постановщика к жанровому качеству.
Также как и его умение выразительно обострить эпизод за счёт музыки (тема Ришарда Ошаницкого тогда многим запомнилась) и чёткого монтажного ритма. Скажу больше, после недавнего пересмотра «Комиссара...» и «Чистыми руками» у меня создалось впечатление, что культовый азиат Джон Ву многое подсмотрел у малоизвестного на Западе румына и выдал «николаевские» перестрелочные находки за свои собственные - тот же напор, та же манера заострять внимание зрителя на скорострельных пистолетных дуэлях и звенящих пулях! Так что штатовский киноиммигрант из Гонконга не так оригинален, как может показаться на первый взгляд. До него многие приёмы уже были явлены миру (правда социалистическому) тем же Николаеску-Миклованом. К тому же стилю популярного у нас румына в отличие от сверхжестокого Ву присуще большее чувство меры, т. к. он НЕ перенасыщает пиротехникой действие фильма. Скорее наоборот: пиротехника состоит на службе у сюжета и когда надо одинамичивает его.
Разумеется, прокоммунистическая идеологическая подоплёка микловановских боевиков (особенно «Реванша», снятого в 1978 г.) несколько смущает. Правда нельзя забывать, что эти фильмы делались во времена культа личности Чаушеску и положительное упоминание о коммунистах было своего рода «зелёной картой» для прохождения фильма через цензурные жернова. При этом приятно удивляет (по крайней мере меня, как верующего) факт наличия в данной остросюжетной картине достойно снятой СЦЕНЫ ПОГРЕБЕНИЯ убитой легионерами матери опального комиссара ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ (всё это показано строго, серьёзно и с чувством явного пиетета к церковным таинствам).
Шикарное впечатление оставляет советский дубляж фильма. Николаеску-Миклована блестяще озвучивал наш высокопрофессиональный «невидимка» Александр Белявский. В те годы он и внешне чем-то был похож на знаменитого румынского исполнителя. Чёткое попадание в артикуляцию губ, богатая палитра интонаций, звонкий голос, чёткая дикция - убеждают в том, что так и должен говорить опытный и отважный криминалист. Любопытно, что когда мне (извините за нескромность) удалось познакомиться с Белявским и спросить его о закадровой работе над 3-мя фильмами о Микловане, актёр с трудом вспомнил эти свои работы, назвав Николаеску «американизированным румыном». Правда по ходу вспомнил одну реплику Миклована,- «что мы сами должны хоронить своих родителей» (в фильме она звучала так: «Нет, своих родственников я должен хоронить сам»).
Режиссёром дубляжа этой киносерии (кроме последнего и самого слабого фильма «Комиссар полиции и Малыш», в оригинале «Дуэль»,1981 г.) был Б. Кордунов. «Очень требовательный режиссёр, он вседа пробовал на роли очень много актёров»- вспоминал тот же Белявский. Вероятно поэтому русские версии этих фильмов начисто лишены слабых мест. Все отечественные актёры - Вадим Спиридонов (Параепан-Георге Диникэ), Николай Граббе (коммунист Пырву-Амза Пелля), Владимир Ивашов (префект Наводяну- Ион Бесою), недавно умерший, превосходный Юрий Саранцев (мелкий жулик Лимбе-Жан Константин) - сливаются воедино со своими персонажами и показывают высочайший класс закадровой игры!
В общем, 10-ка. Выставить данной киносерии меньшую оценку мне (как бывшему завсегдатаю советских кинотеатров) не под силу. Хотя многие меня и не поймут. Но всё же...
boris_05
Бойцы «Железной Гвардии» (они же «Легион Михаила Архангела») устраивают кровавую бойню в тюрьме, куда приехали «как бы с проверкой». Акция прошла не совсем гладко и теперь необходимо как-то отчитаться перед руководством страны. Расследование поручают комиссару Молдовану, человеку честному и абсолютно аполитичному. Но легионеры не учли, что комиссар человек не такой глупый и не купится на те фальшивые доказательства, которые ему настойчиво навязывают.
Отлиный ретро-боевик. Очень динамичный, с обаятельным комиссаром Тюдором Молдованом в исполнении Серджиу Николаэску. Единственный минус - сценарий. В плане сценария самым удачным, на мой взгляд, был фильм, вышедший первым - «Чистыми руками», после которого, собственно, «всё заверте...» Там авторы не торопились выкладывать сразу все карты на стол, и напряжение сохранялось до самого конца. Здесь же Молдован относительно быстро раскрывает дело, и последние полчаса целиком отданы погоням-перестрелкам, пусть и снятым довольно зрелищно, - создаётся ощущение, что режиссёр пытается впихнуть побольше эффектных сцен (как например сцена с телефонной будкой) и всё не решается поставить, наконец, финальную точку. Но поставить её всё же придётся, и Николаэску сделает это мастерски.
Фильм до сих пор смотрится неплохо и вполне даже может служить ещё образцом (хотя Николаэску и сам многое явно позаимствовал из американского гангстерского кино, что-то взял у Мельвилля) для многих современных «мастеров».
8 из 10
поручик Киже
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.