Кус-Кус и Барабулька / La graine et le mulet
Именно кус-кус с превеликим энтузиазмом поедают герои фильма, облизывая жирные пальцы. А потом открывают ресторан с этим фирменным блюдом, что позволяет и решить экономические проблемы, и наладить мир в большой семье, даже помирить двух жен главного героя. Режиссер Абделашиш Кешиш погружает зрителя в мир арабской субкультуры, становящейся одной из главных во Франции.
«Кус-кус и барабулька» (La Graine et le mulet) - фильм-драма с элементами комедии 2007 года режиссёра Абделатифа Кешиша.
Награды
Приз ФИПРЕССИ Абделатифу Кешишу на Венецианском кинофестивале;
Приз имени Марчелло Мастроянни актрисе Афсие Херзи на Венецианском кинофестивале;
Специальный приз жюри Абделатифу Кешишу на Венецианском кинофестивале;
Премия «Сезар» за лучший фильм, лучший оригинальный сценарий, лучшую режиссуру и подающей надежды актрисе (Афсия Херзи)
Шестидесятилетнего Слимана Бейжи увольняют с работы в доках, где он проработал всю жизнь. Его семья распалась, но он пытается найти с её членами общий язык и пойти на сближение. Однако это плохо ему удаётся ввиду напряжённости их отношений, которые, к тому же, усугубились финансовым вопросом. В итоге двое его сыновей советуют ему уехать обратно на родину. Поразмышляв Слиман вместо отъезда решает открыть свой ресторан. Жена Слимана хорошо и в больших количествах готовит кус-кус - это, думает Слиман, пойдёт на руку ресторану при его открытии. Понемногу, обсуждая эту идею, Слиман и его родственники начинают сближаться. И вот, благодаря усердию Слимана, его мечта почти сбывается, но в день открытия ресторана происходит непредвиденное.
Заложники бытовой рутины.
«Кус-кус и барабулька» - это кусочек жизни арабских эмигрантов в небольшом портовом городке Франции. У каждого из них много проблем как личных, так и социальных. Абделу Кешишу, выходцу из Туниса, всё это близко как никому другому, видимо, поэтому режиссёр решил рассказать миру о наболевшем.
Зрители, которые не видели ничего, кроме голливудского продукта, конечно будут в недоумении, мол, как это хоум-видео можно вообще фильмом называть. Но настоящие ценители арт-хауса всё поймут и оценят кино Абдела Кешиша по достоинству, не смотря на трёхчасовой хронометраж.
В фильме очень много персонажей. Но меня радовало то, что все они «живые», в их игре нет ни капли наигранности (возможно, они непрофессиональные актёры). Но в их исполнении несомненно есть своя ценность. Всех героев связывает между собой один человек (60-летний Симон), и событие (открытие ресторана), на праздновании которого всё они окажутся в одном месте.
Для кого-то Симон отец, для кого-то бывший муж, для кого-то - нынешний, а для кого-то хороший друг. Первая половина этого кинодейства длится невероятно долго, поскольку зритель не знает, к чему его ведут. Обычно у главного героя изначально есть какая-либо цель, к которой он идёт на протяжении всего фильма. У Симона же мечты и цели появляются спустя час экранного времени и вот только тогда становится по настоящему интересно. До этого кино изобилует сценами из жизни большой арабской семьи, сопровождающимися затянутыми бытовыми разговорами о банальных вещах, и самотерзаниями Симона по поводу своего бессмысленного существования и своей несостоятельности как человека, что мимо воли наводит зрителей на мысль о его суицидальном настрое.
Приём с непрерывными длительными разговорами интересен сам по себе (если у кого-либо есть своя точка зрения на обсуждаемые в семье темы, то обязательно захочется ввязаться в разговор - перечить или соглашаться - всё равно, но интерес будет сохранён). Если же зрителя не цепляет суть их полемики, то их рассуждения покажутся утомительными.
Кино очень жизненное, о простых вещах, без вымысла и пафоса. Всё идёт как идёт. Есть плохие герои, есть хорошие. Те, кто оступился, не собираются исправляться (это ответ большинству драматических сюжетов, в которых подобные персонажи в итоге обязательно становятся на путь истинный). В фильме нет фальши и важно то, что главному герою хочется сопереживать.
OlyaChu
Каша в багажнике
Что за странное название - подумала я перед просмотром. В переводе на русский - рис с рыбой. Как могут такие на первый взгляд банальные вещи оказаться в заголовке?
А на самом деле, в этом весь фильм - болезненно и порой невыносимо бытовой. В угоду искусству здесь не пожертвовали ничем, запечатлев на плёнку все радости и кошмары повседневной жизни. Изводящие нервы скандалы с домочадцами (Ну когда же мы наконец заживём нормальной жизнью?!..), маленькие радости («Вкусный кус-кус!») и утопичные надежды. Здесь нет красиво прописанных диалогов и выверенного стройного сценария - как нет всего этого в жизни. Разговоры никогда не кончаются элегантной фразой (женщина в истерике затихнет только к утру), а все планы рушит какая-то магическая случайность. Персонажи поданы такими, какие они есть - без прикрас. Пожалуй, показательней всего в этом плане внучка главного героя, которая уж точно обошлась без абонемента в спортзал перед съёмками. Оператор не стесняется показывать её пухлые щёчки и животик, но в то же время создаёт отличный от западного стандарт красоты - и ведь от неё действительно не оторвать глаз!
Для зрителя, привыкшего к блокбастерам, фильм покажется утомительным, так как в нём действительно ничего не происходит. Первые полтора часа режиссёр занимается нагромождением бытовых подробностей, чтобы в конце завязать всё это в Гордиев узел. На первый взгляд, финал оборван: зритель его так и не дожидается, как посетитель ресторана - своего кус-куса. С другой стороны, опускающийся на мостовую старик - весомая точка в этой истории о крушении надежд. Лично у меня последние пятнадцать минут чуть не вырвали сердце - как главный герой бежал за своим мопедом, угнанным мальчишками (ловил синицу в небе, хлопал руками в пустоте), его внучка танцевала из последних сил - чтобы только мать в подвале успела приготовить кус-кус (который у неё ужасно получается, но она единственная, кто в тот злополучный вечер подошёл к плите).
И только бомж на улице, чёрт знает сколько времени до этого терпевший голод, гарантированно получает свою порцию риса с рыбой. Так и зритель, весь фильм пытающийся отыскать что-то в скудном повествовании, одарён в конце сильной драмой.
Это не просто реалистичное - это реальное отображение действительности, сочетающее в себе экзотическую культуру и общечеловеческий быт. Невыносимо трагичный Бег по кругу, или Длинный рассказ.
flametongue
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.