Легенда о Нараяме / Narayama-bushi kô
Действие происходит в XIX столетии в японской деревушке, пораженной голодом. Чтобы не умирать голодной смертью, жители ввели ритуал умерщвления бесполезных членов сообщества: новорожденных мальчиков просто убивали, а пожилых людей их собственные дети относили на вершину горы Нараяма и оставляли умирать. Орин — женщина 69 лет должна умереть. Ее сын не хочет выполнить ритуал, но того требует мать, верная традиции. Найдя жен своим детям, она начинает последний подъем на вершину, привязанной к спине сына.
Трейлер
Сюжет основан на книге Ситиро Фуказава «Человек из Тохоку».
Каннский кинофестиваль, 1983 год
Победитель: Золотая пальмовая ветвь
Европейцы ищут смысл жизни. Японцы - смысл смерти...
Этот фильм - об искусстве умирать. Это далеко не так просто, как может показаться «просвещённым» людям Запада, и доказательством этому являются многие проблемы нынешнего западного бытия - в том числе, например, проблема эвтаназии... Человек прожил совершенную жизнь только в том случае, если он «правильно» умер: японцы (и азиаты вообще) это хорошо знают, в отличие от нас. Благую смерть надо заслужить - и не только всей своей жизнью, но и благим отношением к самой смерти. Таким, например, как у старой Орин - главной героини фильма. Она честно прожила свою жизнь, кормила большую семью, вырастила и поженила детей, дождалась внуков - и теперь, в свои 70, готова к вечному общению с богами. Единственное, что омрачает её возвышенное настроение - крепкие здоровые зубы, которые она, к стыду своему, сохранила до глубокой старости, словно молодая. И вот теперь, чтобы люди не подумали, что она ест как молодая и вообще «молодится», она выбивает себе передние зубы... Вот теперь она вполне готова к восхождению на Нараяму!
Необходимым контрастом к образу Орин выступает персонаж её ровесника-соседа Матаяна, который явно боится смерти, всячески оттягивает время подъёма на Нараяму, отказывается идти туда, не ограничивает себя в утолении голода - всё равно чем и где, лишь бы не думать о смерти! В конце концов его сын озверевает и просто сталкивает старика-отца в пропасть, в свою очередь проявляя себя антиподом сыну Орин Тацухэю, который относится к матери бережно и нежно и искренне огорчён необходимостью её ухода.
Диалектическая игра характеров подводит к мысли о том, что одного только правильного отношения к смерти мало. Оно необходимо предполагает и правильное отношение к жизни. Что есть жизнь - только забота о пропитании или что-то ещё? И так ли уж важна каждодневная забота о пище? И таким ли уж злом является «лишний рот», то есть каждый новый член семьи? От этих непростых вопросов никуда не деться даже простым и необразованным крестьянам...
Я смотрел этот фильм дважды. Первый раз - сразу после его выхода в прокат, году в 1983-84, ещё будучи школьником. Он произвёл на меня тяжёлое, но неизгладимое впечатление, хотя я и понял далеко не всё. Во второй раз - совсем недавно, в полной готовности оценить все тонкости его философии. И уже после второго просмотра я узнал, что этот фильм не первый, что существует старейшая версия легенды о Нараяме - 1958 года. Я отыскал этот старый фильм, посмотрел, после чего отнёсся к фильму Имамуры 1983 года более критически. Дело в том, что картина Имамуры гораздо более реалистична, если не сказать натуралистична, чем старый фильм режиссёра Киношиты. Но в данном случае реализм и не нужен. Эту легенду нужно рассказывать как поэтическую сагу, под музыкальное сопровождение и инсценировки в выраженно японском стиле - именно так, как это делает Киношита. Жёстко-реалистический стиль, выбранный Имамурой, как мне представляется, - ошибка, и она приводит к тому, что картину начинают воспринимать как наполовину историческую - этакую иллюстрацию жизни японского «села» в 19 веке, а то ещё и первой трети 20-го. Это не так. Легенда о Нараяме не имеет никакого отношения к истории. Она существует вне обычных времени и пространства, она живёт только в измерении духовных ценностей людей. И если помнить об этом, то восприятие этой выдающейся картины будет точнее и чище.
8 из 10
Amateur44
Выбора нет
Легенда о Нараяме - это стрела даже не в сердце... в мозг.
Потрясающая операторская работа. Вы прочувствуете атмосферу от травинки, лягушки, жучков до масштабов гор. Грандиозно и красиво. Но это лишь маленькая доля того, что вы испытаете от фильма.
История сложная и трагичная. Орин всего 69 лет, она сильна духом и здоровьем. Но по традиции, уже старая женщина, и старший сын должен отнести ее умирать на Нараям. Она прекрасно ведет хозяйство, весь дом на ней, работает в поле. И жить ей еще не один десяток лет! Когда она выбивает себе о камень передние зубы, все внутри сворачивается в комок. Какова сила этой женщины.
Многое в фильме поражает и удивляет. Выброшенные в поле младенцы - мальчики. Убийство бедной семьи, в котором участвует вся деревня. Оправданная жестокость? Традиции, законы, устои? В голове это не укладывается. Но фильм хочется смотреть и пересматривать.
Тандем мать и сын просто великолепен. Актерская игра на высоте. Сцены у подножья горы, когда сын понимает, что принес сильную и здоровую женщину на мучительную смерть, застают зрителя врасплох, ведь выбора у героя нет. Увы.
10 из 10
vernulas
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Послевоенная история Японии – жизнь хозяйки бара
Документальный, Зарубежный фильмДата выхода: 01.01.1970