Ленин в Октябре
Фигура Ленина — неординарная, сложная, противоречивая. Сегодня мы это знаем. А раньше все было однозначно — гений, достойный подражания. Эталон, образец… Посмотрите, каким его видели в 30 годы… Итак, несколько дней переломного 17-го года.
- Первоначальная версия фильма имела хронометраж 111 минут. Из варианта, подготовленного в 1956 году, была практически полностью вырезана роль Сталина.
- Съемки фильма проходили в очень тяжелых условиях. Кто-то специально разбивал дорогостоящую американскую оптику. На натуре рубили кабели освещения, да так, что приходилось отменять всю съемочную смену. Пропадал отснятый материал, который никогда не должен был выноситься из монтажной студии. А в один съемочный день в павильоне кто-то подпилил осветительное оборудование, под которым должны были отдыхать режиссер Михаил Ромм и актер Борис Щукин. Никто не пострадал. Только лишь осветитель отделался легкими ушибами.
- Фильм родился в результате своеобразного творческого и политического соревнования между студиями «Мосфильм» и «Ленфильм», возникшего после того, как в феврале 1936 года был объявлен конкурс на создание фильма о Ленине и революции к 20-летнему юбилею Великой Октябрьской революции. Конкурс курировал лично Сталин, в комиссию вошли ведущие кинематографисты страны. До того единственной лентой, где был воссоздан образ Ленина на киноэкране, являлся немой фильм «Октябрь» Эйзенштейна. В эпоху звукового кино необходимо было новое экранное воплощение вождя мирового пролетариата.
- Съёмки фильма шли авральными темпами. Начались 17 августа 1937 года, а монтаж закончился буквально к самой премьере - то есть менее чем за три месяца.
- 6 ноября 1937 года фильм был продемонстрирован на закрытом показе для Сталина и получил полное одобрение.
- В 1964 году вышла третья версия фильма, где Сталин был окончательно удалён - его перекрывали то доснятыми перед экраном персонажами, то настольной лампой. Упоминания о Сталине в тех сценах, которые не подлежали изъятию, были или вырезаны, или переозвучены. Именно эта версия, вышедшая в 1964 году, показывалась вплоть до конца 80-х гг. по телевидению.
- Полный вариант фильма в начале 90-х был показан по российскому телевидению в программе «Киноправда?».
Важнейшее из искусств на службе у советов
«-Товарищи! Рабоче-крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась!» (с)
Во время просмотра данной пропагандистской, явно снятой по госзаказу (вернее будет сказать - по заказу одного слишком большого человека) картины классика советского кино Михаила Ильича Ромма, мне вдруг вспомнились слова его ученика - будущего оскароносца: « - Я некогда не снимал картин для того, что бы понравится власти, или для какого то отдельно взятого генсека. Поэтому сегодня мне ни за одну из них не стыдно.» Не берусь говорить точно, но всё же думаю, что автор таких шедевров как: «Тринадцать» (1936), «Мечта» (1941), «Девять Дней Одного Года» (1962) и других замечательных лент, после смерти «Вождя всего прогрессивного человечества», если и не стыдился своей дилогии о Ленине, то во всяком случае врятле считал их своими творческими удачами. В период развенчания «культа личности» Сталина, картины прошли серьёзный, как сегодня сказали бы «апгрейт»: из них вырезали фрагменты в которых появляется Сталин, фразы Ленина о нём, тем самым фактически удалив его из сюжета. Лишь совсем недавно картины были отреставрированы и смонтированы в оригинальном виде. Хотя сегодня они в общем то и не нужны некому кроме студентов киноинститутов, критиков, киноведов и киноманов. Нынешняя молодёжь не станет смотреть «Ленина в Октябре» (1937) даже ради спортивного интереса. Поэтому говорить о пропагандистской составляющей картины Ромма, и о том, что сегодня нельзя воспринимать её как историческую излишне. Это и так понятно - на дворе эпоха победившего измором капитализма, а советский коммунизм остался в далёком прошлом. Государство нынче нечего не вдалбливает в головы подросткам, кроме стандартной школьной программы, по которой в будущем им предстоит сдавать ЕГЭ. Поэтому даже в учебнике по истории, глава о жизни и праведных революционных трудах Владимира Ильича (Ульянова) Ленина - сведена к минимуму. А кроме него самого, да его лучшего экранного друга - Сталина, молодёжь некого из остальных действующих лиц (стараниями кудесников - гримёров имеющим со своими прототипами портретное сходство) не узнает в принципе. Исходя их этого, не следует воспринимать фильм исторически неточным, способным ввести в заблуждение или вовсе идеологически вредным продуктом довоенного советского масс-культа. Во всяком случае сегодня «Ленин в Октябре» воспринимается не как «Триумф Воли», или нечто подобное. Сегодня фильм Ромма (перефразировав слова того самого его ученика, сказанные им правда о собственной картине) - это наивная советская лента, снятая «не о том как было, а о том как хотелось бы что бы было. Как должно было бы быть» в советском государстве...
В середине 30 - ых, у советского руководства возникло желание создать к грядущему юбилею Великой Октябрьской Революции художественную картину, в которой была бы показана самоотверженная работа лидера партии большевиков, по подготовки и осуществлению штурма Зимнего. Поскольку проект курировал лично Сам, то в сценарий были в добровольно - принудительном порядке вписаны как он сам (со значительным преувеличением его роли в тех событиях), так и его слова про недавно репрессированных революционерах Зиновьеве и Каменеве, а так же об объявленным заочно врагом народа Троцком (проживавшим тогда, в спасшей ему на какое то время жизнь иммиграции). Картина как бы подтверждала молодому зрителю, имевший тогда место быть лозунг «Сталин - это Ленин сегодня». Поэтому многие гневные тирады Вождя мирового пролетариата направленные против тех или иных политических, революционных лидеров (в последствии попавших в немилость) - нельзя приписывать ему настоящему. Этим Сталин, как бы оправдывает свой смертный приговор вынесенный им этим людям. Так впоследствии ставшая знаменитой фраза: « - Вот полюбуйтесь, товарищи, как эти политические проститутки нас предали. Предали Партию, выдали план ЦК!» - выдумка сценаристов, настоящий Ленин некогда такого не говорил о Каменеве и Зиновьеве, хотя и имел с ними определённые разногласия...Одним словом - сценарий «Ленина...» - госзаказ, который по умыслу Сталина должен был укрепить в сознании масс его значимость в деле Великой Революции и государственного переворота 1918 - ого, показать подрастающему населению страны какие они с покойным дедушкой Лениным были близкие друзья, и насколько их взгляды на войну с врагами партии и народа, а ровно методы их борьбы с оными схожи. Недаром во время создания ленты в павильонах «Мосфильма» то и дело что то мешало съёмочному процессу: портился реквизит, выходила из строя киноаппаратура, даже рушились декорации (так во время «перекура», на отдыхавших под софитами режиссёра и актёра игравшего главную роль рухнула подсветка, и лишь чудом некто не пострадал) - очевидно, что подлинные коммунисты знавшие о лживости показанных в сценарии фактах ленинской биографии, хотели сорвать съёмки картины. Но фильм был закончен точно к сроку, и первым делом отправлен Сталину, которому картина очень понравилась (её авторы получили его именную госпремию). Спустя некоторое время «Ленина в Октябре» смотрела вся доверчивая страна, не умевшая ещё отличать правду от экранного вымысла. Всё таки прав был Ильич - кино это важнейшее из искусств, и с его помощью можно агитировать сколь угодно огромные зрительские массы...
Сценарий не самое сильное в этом фильме. Тем более во взгляде из нашего времени. Куда важнее сыгранные актёрами роли и их грим, делавший исполнителей невероятно похожими на своих прототипов. Роль Ленина стала самой важной в карьере Бориса Щукина (хотя и «закрыла его как актёра», поскольку после роли Ильича, он мог играть только сугубо положительных персонажей). Своей походкой, фирменным прищуром и знаменитыми жестами рук - он совершено правдоподобно воссоздал образ лидера большевиков, став на долгие - долгие годы вперёд лучшим исполнителем этой роли, создав яркий и харизматичный портрет Владимира Ильича на экране. Владимир Покровский был невероятно похож на Дзержинского, равно как и Семён Гольдштаб на молодого Сталина. Запоминающиеся роли сыграли и Николай Охлопков (телохранитель Ленина - рабочий Василий), Василий Ванин (предводитель рабочего комитета Матвеев), Александр Ковалевский (Керенский) и многие другие. Технически картина устарела, но для своего времени это был некий стандарт монументального сталинского стиля. Операторская работа Бориса Волчика делает артистов играющих роли исторических лиц схожими с реальными известными личностями - участниками революции и переворота 1918 - ого. Музыкальное сопровождение написанное композитором Анатолием Александровым, как и положено подобному революционно - биографическому эпику героическое и слишком пафосное. В целом, если не принимать во внимание «испорченный» в духе времени сценарий, написанный Александром Каплером в угоду переписанной Сталином партийной истории, фильм представляет если не историческую, то уж во всяком случае художественную, кинематографическую ценность.
8 из 10
kirik b
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.