Набережная туманов / Le quai des brumes
Солдат колониальных войск Жан приезжает в Гавр, надеясь сесть на корабль и уплыть далеко, далеко — для этого у него есть причины, точно в фильме не указанные. Он знакомится с прекрасной девушкой Нелли и между ними возникает любовь с первого взгляда.
Сильный, сдержанный и немногословный Жан может и хулигана проучить, и вести себя с достоинством и гордостью парижанина. Ему везет — он получает в подарок и гражданскую одежду, и паспорт; корабельный врач предлагает ему место в своей каюте, но пощечины, выданные публично местному молодому бандиту, обусловили печальный конец этой романтической истории.
«Набережная туманов» (фр. Le Quai des brumes) - французский художественный фильм режиссёра Марселя Карне, созданный в 1938 году. Фильм считается одним из лучших образцов «поэтического реализма».
Костюмы для Нелли подбирала сама Коко Шанель.
Награды:
1939 - Премия National Board of Review
Лучший зарубежный фильм
1938 - Приз Луи Деллюка
Приз Луи Деллюка - Марсель Карне
1938 - Венецианский кинофестиваль
Специальное упоминание за режиссуру - Марсель Карне
Горьковатая романтика с привкусом разочарования
Несчастные деянья совершились,
Сомкнулось преступленье с преступленьем,
Как звенья цепи бедственной, но мы,
Безвинные, как очутились в этом
Кругу злодейств? Кому мы изменили?..
(Фридрих Шиллер. «Смерть Валленштейна»)
«Набережная туманов» - фильм, не говорящий о войне в строгом смысле слова. В нём чувствуется то, что сороковые годы не принесут Европе ничего хорошего. Это фильм в первую очередь о людях. О годах, павших на промежуток времени между 1913 и 1939 годами. Герой Габена принадлежит к тому поколению, которое в совсем юном возрасте познало, что такое ужасы войны, разрушение ценностей и тому подобное, и которому ещё предстояли сороковые... Уже в 34 года в Жане Габене был заметен потенциал великого актёра. Он необыкновенно органичен в роли солдата, молчаливого, резкого и жаждущего быть независимым. Его жизненное кредо выражено в ответе на вопрос Винсена:
- Вы любите жизнь?
- Да, бывают деньки.
- А жизнь? Любит ли она вас?
- Пока она ведёт себя скорей как сволочь, но может, она передумает, раз уж я люблю её.
В этих словах он весь, уже знающий, что такое жизнь, но любящий её, милую жизнь, хоть она и хмурилась ему чаще, чем улыбалась. Элементарные принципы же не пропадают в колониальных войнах, потому что они либо есть, либо их нет. Жан ведёт себя с гордостью и достоинством, способен проучить наглеца и категорически не может брать денег у девушки.
Мишель Морган сыграла в этом фильме одну из первых своих киноролей, когда ей не было и 20 лет. Роль девушки Нелли, открытой, добросердечной и свободной от предрассудков. Показателен их диалог о деньгах:
- Вопрос чести. Деньги от женщины - не для меня.
- От женщины, от мужчины, какая разница?
Когда смотришь «Набережную туманов», складывается впечатление, что в этом фильме диалоги важнее действия. Действия словно бы и нет, взаимоотношения Жана и Нелли развиваются без эксцессов (не считать же пощёчины хулигану серьёзным событием), и именно в словах и формулировках преподносятся смысл и идея.
- Когда вы зовёте меня «Нелли», мне кажется, будто вы пришли ко мне, когда я была совсем маленькой.
- Ты не такая уж большая.
- Неправда. Я выросла слишком быстро, я видела слишком многое. Я испорченная.
- Испорченная? Ты с ума сошла, Нелли. Ты самая чудесная девушка, которую я встречал. Что такого, если красивая молодая девушка хочет жить, так же, как и если молодой человек хочет быть свободным? Все тут же недовольны, как один.
- Это тяжело - жить.
- Да, когда ты один. Но иногда мы встречаем людей, которых едва знаем, которых, возможно, больше не увидим. И они помогают тебе почему-то. Это забавно.
- Просто люди любят друг друга.
- Нет, это не любовь.
И после этого следует признание в любви. Нелли вкусила этот запретный плод, оставить всё, как есть, для неё невозможно. Девушка радикально преображается под воздействием чувства. И тем большим ударом для неё звучит известие об отъезде.
Каково это - испытать подобный удар?
Да, они были счастливы. Любили друг друга, и им было хорошо вдвоём. «Вся эта жизнь - дрянь, одним словом», говорит герой Габена. Но в этой жизни у них обоих, у одного - видевшего много ужасного, у другой - задыхающейся от лицемерия, было чувство, подарившее им недолгое, но всё же счастье. «Пусть несколько секунд, но секунд, вырванных у отчаяния. Благодаря этим секундам возникает некая гармония. Благодаря этим нескольким секундам я наконец-то обрёл жизнь».
А если вообще в этой жизни всё предопределено заранее? За что хвататься, на что опереться в этой непостоянной жизни, где так легко рушатся ценности? За взаимоотношения. За те чувства, которые являются связующими нитями между людьми. Не веря ни во что, уметь любить, не требуя гарантий и не страшась расплаты за кратковременное счастье. Плюя на реальности и перспективы, обнимать женщину, образуя крошечный островок счастья и покоя в равнодушном или ненавидящем мире... И пусть встреча двух сердец, бьющихся в унисон, будет кратковременной, и будет знаменовать собой лишь звено в цепочке событий. Лишь кирпичиком в дороге, ведущей к логическому концу, когда вследствие охватившего горя от личности остаются жалкие крохи...
Тридцать восьмой год. Фильм насыщен особым символизмом и в этом плане выглядит очень грамотным и метафоричным. Собака, призванная подчеркнуть одиночество главного героя... Напряжённая обстановка с витающим в воздухе предчувствием дальнейших трагедий... И на этом фоне необычайно трогательно, пронзительно и искренне прорисована тема любви и взаимоотношений. Тема спонтанно вспыхнувшего чувства, которое, хоть и не приводит героев к счастью, но... оно дарит им то, ради чего стоит жить. Без чего жизнь не мила вообще, свет не мил и горек хлеб голодный (с)... Это любовь. Это чувства. Это понимание того, что ты в этом мире не один. Это подобно тому, как у тяжелобольного человека возникает улучшение здоровья, и он этому радуется. А дальше... читай Роберта Бёрнса:
Но счастье - точно маков цвет:
Сорвёшь цветок - его уж нет.
Часы утех подобны рою
Снежинок лёгких над рекою:
Примчатся к нам на краткий срок
И прочь летят, как ветерок...
Рвать у отчаяния, безнадёжности и подлости секунды счастья... Мало кому удаётся это сделать. А те, кому удалось, заслуживают глубочайшего уважения. Хотя бы краткий срок быть счастливым... Пусть счастье и подобно макову цвету, но оно - не иллюзия. Горьковатая романтика с привкусом разочарования, столкновение шаткого и надёжного - это проза Эриха Марии Ремарка, и это фильм «Набережная туманов». Это те годы, в которые простые люди, прошедшие ад Первой Мировой войны, пытались оставаться людьми с собой и с другими...
И ещё. Дорожите теми, с кем вам повезло в жизни. Дорожите, цените и храните, как одно из лучших сокровищ памяти. Ведь человек, с которым вы находитесь сейчас, но с которым предстоит разлука, на самом деле в двести раз ближе и дороже, чем абстрактные блага на другом конце света...
___
Посвящается моей замечательной подруге - девушке, с которой можно идти в разведку.
Рыжая кошка
Один из великих фильмов Карне. Выверенный сюжет, замечательная картинка, запоминающаяся музыка Мориса Жобера. Образ солдата Жана в исполнении Габена запечатлен в памяти, его не стереть - настолько лаконичный и яркий, а сам герой немногословен и мужественен.
И добродушный пьянчужка со своей голубой мечтой поспать на белой простыне, и Панама, играющий на гитаре в полузаброшенном кабаке на берегу моря, и художник, разочаровавшийся в жизни и утопившийся в море - это четкие, наполненные смыслом образы жителей портового города, захваченного туманами.
Замечательный фильм.
Desperado
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.