Нибелунги. Зигфрид / Die Nibelungen: Siegfried

Нибелунги. Зигфрид
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 14 Февраль 1924
Режиссёр: Фриц Ланг
Продолжительность: 02:22
Просмотрели: 114

Первая часть немой кинодилогии Фрица Ланга, снятой по мотивом знаменитого средневекового германского эпоса "Песнь о Нибелунгах". Фильм разделен на семь частей, названных в соответствии с жанром эпоса – песнями. Молодой и отважный королевский сын Зигфрид сумел убить дракона, завладеть сокровищами карликов Нибелунгов, жениться на красавице Кримхильде, вызвать ревность и ненависть исландской королевы-воительницы Брюнхильды и зависть полководца Хагена. Первый фильм диптиха рассказывает о подвигах Зигфрида и заговоре Хагена и Брюнхильды против него. Сцена битвы с огнедышащим драконом считается беспрецедентной по сложности исполнения для своего времени.

«Нибелу́нги» (нем. Die Nibelungen, 1924) - немой художественный фильм Фрица Ланга по мотивам средневековой германской эпической поэмы «Песнь о Нибелунгах». Из-за очень большого метража (почти 5 часов) фильм вышел на экраны в двух частях: «Нибелунги: Зигфрид» (Die Nibelungen: Siegfried) и «Нибелунги: Месть Кримхильды» (Die Nibelungen: Kriemhilds Rache).

  • Анимационный эпизод «Сон Кримхильды» был нарисован и снят оператором Вальтером Руттманом.
  • Актёр Георг Йон играет в фильме три роли - кузнеца Мима, карлика Альбериха и Блаоделя, брата Аттилы.
  • В 1924 году вышел также роман Теа фон Харбоу «Книга Нибелунгов», работа над которым шла параллельно с написанием сценария фильма.
  • 10 сентября 1925 года фильм (вероятно, только первую часть) видел в Нью-Йорке Г. Ф. Лавкрафт. В письме от 12 сентября своей тётке Л. Ф. Кларк он высоко оценил фильм, особо отметив его «нордическую» направленность: «Это были восторг и наслаждение, запомнившиеся навеки! Это была сама сокровенная душа бессмертного и непобедимого белокурого северянина, воплощённая в сияющем воине света, великом Зигфриде, убийце чудовищ и поработителе королей...»
  • Зигфрид Кракауэр в своей книге «От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино» описывает другую концовку: «Финал фильма - настоящая оргия разрушения. Кримгильда, заколов Гюнтера и Хагена, гибнет сама, и Аттила с трупом жены на руках погибает под сводами пылающего дворца». Далее в тексте книги также упоминается «добровольное самосожжение Аттилы». Есть в книге Кракауэра и другие досадные неаккуратности - например, излагая содержание сна Кримхильды, он пишет, что в нём участвовали «два чёрных сокола и белая голубка». Между тем содержание этой анимационной вставки точно повторяет содержание соответствующего фрагмента «Песни о Нибелунгах» (I, 13):

« И вот Кримхильде знатной однажды сон приснился,
Как будто вольный сокол у ней в дому прижился,
Но был двумя орлами заклёван перед нею.
Смотреть на это было ей всех смертных мук страшнее.»

Ирония ошибки Кракауэра заключается ещё и в том, что голубка в фильме может символизировать только саму Кримхильду, которая, вопреки вещему сну в изложении Кракауэра, сама в итоге «заклевала» двух орлов.

О героях былых времён...

Этот фильм не только занимает особое место в кинематографе Германии, но так же вошёл в историю мирового кино. Даже спустя более 90 лет, это творение «великого немого» способно произвести впечатление на искушённого современными блокбастерами зрителя. При просмотре шедевра Фрица Ланга в первую очередь поражает его масштаб, размах съёмок и высокое техническое качество их исполнение. Начиная с костюмов, гигантских декораций средневековых замков, массовок облачённых в доспехи, и заканчивая достойной игрой занятых в главных ролях актёров, уверенной режиссуры и превосходной работы оператора ленты. Точнее операторов - поскольку «Нибелунгов» снимали Карл Гоффман и Риттау. Они практически не прибегают к излюбленному приёму тогдашнего кино - показывать лишь часть изображения, постоянно используя затемнения. На оборот: картинка фильма масштабная, демонстрирующая весь эпический размах проекта, позволяющая наслаждаться многими сценами во время просмотра. Очевидно влияние на немецких кинематографистов их голливудских коллег, которые к тому времени уже освоили данную нишу в «синематографе». Ведь к середине 20-ых годов, на экраны уже вышли такие эпические, длинные и дорогостоящие фильмы как «Рождение Нации», «Нетерпимость», «Три Мушкетёра». Которые изумляли богатством и помпезностью, поражали титанической работой художников, которые создавали предметы интерьера и костюмы минувших эпох. Но, справедливости ради стоит отметить в свою очередь и влияние на американцев режиссёров из старушки Европы. Ведь именно там создали первые исторические боевики, способные конкурировать с продукцией Голливуда, и даже превосходить её в пафосе. Речь прежде всего о итальянских фильмах о временах античности, своеобразных предтеч обретших в последствии популярность, так называемых «пеплумов»: «Последние Дни Помпеи» и в особенности «Кабирия». Можно помянуть и зарождавшийся кинематограф Российской Империи, который породил пусть менее качественные с технической стороны, но так же достойные упоминания картины основанные на историческом материале, в частности: «Оборона Севастополя» и «1812 Год».

Но создание «Нибелунгов» пришлось на очень трудное время, для развязавший Первую Мировую, и потерпевшей же в ней физическое и моральное поражение Германии. Её индустрия была отброшена чуть ли не на столетие назад, а население испытывало нищету и голод. Снимавшиеся же в стране «арийцев» фильмы не могли похвастаться своим размахом, и в основном были о современности и предназначались для внутреннего пользования. Те же, что удавалось продать заграницу не имели успеха в прокате, отчасти это было связанно с тем, что зрители не привыкли к мрачному и безысходному видению жизни, присущему так называемому «экспрессионизму» - направлению зародившемуся как раз таки именно в послевоенной Германии. К слову, у истоков этого направления стоял и режиссёр «Нибелунгов» Фриц Ланг, со своей «Усталой Смертью». А отчасти и потому, что ветераны Мировой демонстративно протестовали против посещения кинотеатров с немецкими фильмами, не желая помогать в возрождении их экономики. Но данный фильм был хоть и трагичен, заканчиваясь в традициях геройского, драматического эпоса смертью практически всех действующих лиц, всё же был лишён подавляющего сознание мрачности, присущей экспрессионизму. Да и богатые, пышные исторические декорации и костюмы созданные художниками проекта Отто Хунтером, Карлом Фольбрехтом и др. - вызывали к фильму интерес зрителей, которые были воспитаны в другой культуре, и даже не слышали древнее сказание о Нибелунгах.

В виду изрядного материала положенного в основу сценария, получилась рассчитанная чуть ли не на 6 часов демонстрации лента. Естественно потребовались сокращения, иначе широкому зрителю было бы трудно высидеть данное время в кинотеатре. Но авторы киносказа о Нибелунгах решили не сокращать картину, а поделить пополам и выпускать её в двух сериях. Первая получила название «Зигфрид», вторая - «Месть Кримхильды». Каждая картина была в свою очередь разбита на семь частей - глав, названных согласно литературному первоисточнику «песнями». Продолжительность каждой серии составила более двух часов, что позволило подробно перенести на экран известную немцам легенду без каких либо сокращений. И так, в первом фильме, названным в честь славного война Зигфрида, как можно уже догадаться, рассказ пойдёт о его подвигах. Начинается сюжет с того, что от рассказчика прошедший обучение ратным делам герой, слышит о царице Бургундии - красавице Кримхильде. Желая взять её в жёны, Зигфрид спросив дорогу отправляется в путь. Во время странствия до места назначения, его ожидает сражение с огнедышащем Драконом. Победив которого, юноша омывается в его крови, став тем самым неуязвим для любого оружия - от стрел и копий, до мечей и секир. Затем он встречает гнома Альбериха, который в обмен на свою жизнь отводит его в пещеру к гномьему сокровищу, правда предостерегая о том, что завладевшему богатством согласно проклятию грозит смерть. Но Зигфрида это не пугает, и он забирает его себе, а спустя время становится богатейшим правителем, взяв себе в вассалы местных князей. Таким он и приезжает свататься к Кримхильде - прославившимся героем, о котором в народе идёт молва как о непобедимом воине и убийце Дракона. В обмен на дозволение взять в жёны его сестру, юный король Бургундии Гюнтер, просит подсобить ему в его амурном деле - добыть благосклонность непреступной девушки - воина Брунхильды, которая обещала себя тому, кто сможет одолеть её в ратных состязаниях и при этом сохранит жизнь...

Героев ждут испытания, которые труднее воинственных подвигов. Ведь сумевший обманом покорить для Гюнтера своенравную Брунхильду, Зигфрид не мог заставить гордую девушку полюбить незадачливого жениха. Страсть Гюнтера привела его к подлости, желая примирится с узнавшей правду относительно того, кто на самом деле прошёл назначенные ею три испытания женой, Гюнтер соглашается на убийство Зигфрида, с которым уже успел породниться, так как они с его сестрой Кримхильдой также поженились. Его воевода Хаген, при помощи коварства выведывает слабое место Зигфрида у его жены, обещая ему защиту. Но на самом деле, зазвав его на охоту, он убивает его воспользовавшись тайной Кримхильды. Узнав о смерти мужа, Кримхильда клянётся отомстить Хагену из Тронье. А получившая удовлетворение от убийства обманувшего её Зигфрида, гордая Брунхильда кончает жизнь самоубийством, оставив Гюнтера вдовцом... На этом заканчивается первая серия «Нибелунгов». Картина имела грандиозный успех, причём не только на родине, но и в других странах. Везде отмечали как хорошую игру актёров, так и красоту и величественность ленты. На долгие годы Пауль Рихтер (Зигфрид), Теодор Лоос (Гюнтер), Ганс Адальберт - Шлетов (Хаген), Маргарет Шён (Кримхильда) и Ханна Ральф (Брунхильда) - стали классическими исполнителями, впервые воплотившими на экране, образа этих легендарных героев немецкого фольклора. Сказочно - волшебная атмосфера картины за минувшие десятилетия не только не исчезла, но даже возросла, так как отныне и сам фильм Фрица Ланга воспринимается, как и лёгшее в основу его сюжета древнее сказание прошедшей эпохи...

kirik b

Фильм, не лишенный типично ланговских длиннот в сюжете и монтаже, но тем не менее нет другого способа создать эпическую атмосферу. Конечно, с той поры утекло много времени, и, к примеру, поединок Зигфрида с крокодильчиком, что позиционируется как дракон, скорее умиляет, чем заставляет волноваться, но тем не менее в первой части Нибелунгов создается очень целостная атмосфера условной средневековой древности. Условной потому, что тут и не было задачи тотальной достоверности в деталях. Перед нами древность, немного дрейфующая в сторону параллельных миров, т. е. типичный образчик кино как сновидения, теней никогда не существовавших героев, но при этом мощно прописанных в национальной архетипике. Вот такой дедушка более позднего и уже переполненного штампами кинофэнтези, наивный, но очень искренний.

Про впечатляющую масштабность декораций и разнообразие формальных находок говорить не буду, и так понятно, что выходец из эпохи экспрессионизма не мог снимать иначе.

terenss

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
Профессиональный одноголосный (Mail.ru) HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.