Ниночка / Ninotchka
"Гарбо смеется!"– гласит реклама к фильму: это первая полноценная комедия в карьере актрисы. Фильм, номинированный на четыре Оскара, был запрещен к показу в СССР из-за неприемлемого для коммунистической идеологии сюжета и образа советских граждан, созданного в картине. В Париж из сурового СССР приезжают трое красных эмиссаров с заданием продать экспроприированные в годы революции драгоценности и купить на них оружие и продовольствие. Во французской столице советская делегация попадает под опеку графа Леона, адвоката и любовника великой княгини Сваны: именно ей в свое время принадлежали изъятые большевиками бриллианты и золото. Задача Леона – заполучить драгоценности до того, как они будут проданы. Обаятельный Леон устраивает красным товарищам обеды и прогулки, всячески развращая их буржуазными удовольствиями. Чтобы выручить товарищей из плена капиталистического образа жизни и довести задание до конца, в Париж отправляется специальный агент Нина Ивановна Якушева, Ниночка.
- Когда Леон читает Ниночке сведения об Эйфелевой башне, он называет данные в футах и ярдах, в то время как во Франции действует метрическая система измерений.
Оскар, 1940 год
Номинации:
Лучший фильм
Лучшая женская роль (Грета Гарбо)
Лучший сюжет
Лучший адаптированный сценарий
В Париж прибывают посланцы Страны Советов, чтобы выгодно продать национализированные драгоценности, и на вырученные деньги купить оружие и продукты. Неожиданно выясняется, что часть бриллиантов принадлежала до революции великой княгине Сване, которая посылает своего юриста и любовника Леона уладить дела с «красными».
Вкусившие сладкую парижскую жизнь, они заранее готовы на все, лишь бы подольше пробыть здесь. Но поскольку от посланцев ни слуху, ни духу, в Париж с чрезвычайной миссией выезжает несгибаемая революционерка Ниночка... Узнав об этом, Леон решает соблазнить «комиссаршу»...
Где мой угол? К сожалению, у них сдаются целые номера
Париж. Город-сказка, город-мечта особенно для тех людей, которые живут в оруэлловской системе запретов - Советском Союзе. Именно оттуда - с «общества будущего», но очень тусклого настоящего прилетает троица товарищей торгпредства СССР, которым необходимо продать национализированные драгоценности... но случается конфуз. У сокровищ находится бывшая хозяйка княгиня Сван, чей возлюбленный юрист Леон подал иск во французский суд, и драгоценности «до выяснения» арестовываются. Разрешить ситуацию в Париж приезжает уполномоченный представитель от страны советов - Нина Якушова.
Ай да Любич, ай да сукин сын. Этот немец после однотипных комедий в начале 30-х с Морисом Шевалье, честно говоря, многими виделся уже в архивах кинохроники, а нет же - смог удивить, и снять, пожалуй, один из лучших своих фильмов. И ведь психологически ставить подобную картину Любичу было не совсем легко. Его земляки уже душевно так дрючили Европу, в Штатах к немцам-эмигрантам все больше возникало вопросов (правда, очень скоро страну захлестнет антикоммунистическая истерия, и немцев оставят в покое), а режиссер берется за тематику, где через сарказм и гротеск демонстрируется очень большая политика.
Формально «Ниночка» является антисоветским фильмом, и его не могли у нас пустить в прокат не то, что в эпоху «развитого социализма», но даже в каком-то 1991 году. И не потому что этот фильм обидный для нас, нет. Причина более глубинная: он - правдивый. Да, можно спорить по форме, по каким-то обобщенным представлениям о нашем быте, нашем общении... но что можно хотеть от режиссера, который ни разу в жизни не был в Советском Союзе, а ему приходилось снимать фильм именно по этой тематике? Наши современные режиссеры, которые сами жили в Союзе, сегодня толком не могут нормально отобразить атмосферу той страны. Поэтому ничего удивительного нет в том, что Любич углубился в визуализацию всевозможных стереотипов о Союзе и русских. Но как же он их мастерски обыграл!
«Ниночка» хороша в первую очередь двумя особенностями. Первая (опять же, на мой взгляд) - это лучшая роль в кино Греты Гарбо. До сих пор ума не приложу, ну почему она в 35 лет завязала с кинематографом... Красавица, талантище, и ведь, оказывается, умеет не только произносить томные монологи (которые уже обстебали все кому не лень в Голливуде), но и сниматься в глубокомысленных комедиях. А «Ниночка» оказалась ее предпоследним фильмом. И здесь Грета блистала. Чертовски интересно было наблюдать ее трансформацию от «железобетонной большевички», до познающей мир гламура (да просто, человеческий мир) леди. Боже, какая же она классная была...
Вторая особенность фильма - это просто умопомрачительные диалоги. Вот все что было в фильме с большими острыми углами, все нивелировала эта виртуозная игра слов. Я приведу только самые яркие моменты, чтобы можно было оценить общий уровень картины:
- Как дела обстоят в Москве?
- Очень хорошо. Последние массовые суды пользуются большим успехом. Русских станет меньше, но они станут лучше.
-И сколько это (номер в гостинице - авт.) стоит?
-2000 франков.
- В неделю?
- В день.
-Вы знаете, сколько стоит корова? 2000 франков. Если я проживу здесь неделю, то обойдусь советскому правительству в семь коров. Кто я такая, чтобы стоить советскому правительству семь коров?
-Товарищ, я восхищаюсь вашим пятилетним планом уже 15 лет.
- Ниночка, я вам хоть немного нравлюсь?
- Ваш внешний вид не вызывает у меня отвращения.
- Ах, этот Бурганов. Никогда не знаешь, то ли он идет в ванную, то ли в органы.
«Ниночка» по своему идейному пассажу почти на десятилетие опередила литературную нетленку Оруэла «1984», но при этом американцы макая «наших», умудрились сделать это и тонко, и не злобно, и совершенно не антирусски. Мне, например, не стыдно за наше советское прошлое, более того, я вижу в нем массу предметов для гордости. Но когда тебя макают по делу, - а «Ниночка» тролит советское общежитие ой как по делу - то крыть нечем. Как учил наш земляк Ленин - учиться, учиться и еще раз учиться. Любич снял чертовки позитивный фильм о нашем не простом вчера.
8 из 10
Akatos
Товарищи! Люди мира! В то время, когда наши корабли собираются бороздить межпланетное пространство, когда дома кушать нечего, наши засланные агенты вовсю куражат в Париже. Вот примерно под такими заголовками выходили газеты в 1939 году. В результате чего на поиски загулявших агентов выезжает товаичс Якушева. Железная леди советского наркомата.
Не смотря на то, что фильм снимался в США, а главными героями были русские товарищи, история не изобилует каким-то негативом и открытыми попреканиями советского строя. Конечно персонажи выполнены гротескно, но без открытых издевательств. Игра актеров просто замечательная, особенно понравился Мелвин Дуглас и его роль лавеласа и остроумного гуляки. А первые попытки соблазнить железную лэди это просто умора. Грета Гарбо в своей роли серьезной и неприступной коммисарши смотрится очень правдоподобно. Именно этот контраст людей из разных миров и задает комичность их общения.
Самое привлекательное в старых фильмах (когда компьютера еще не придумали) - это диалоги. Такое ощущение, что сценарий писался в соавторстве с великим их современником Михаилом Зощенко. Фильм можно смело растаскивать на цитаты. Конечно в виду того, что окружающая действительность уже давно изменилась, некоторые потеряют былую свежесть, но не юмористичность.
Если вам нравятся старое доброе кино - этот фильм обязателен к просмотру.
Exhibiture
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.