О любви

О любви
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 08 Ноябрь 2004
Продолжительность: 1:53
Просмотрели: 2124

Громкий выстрел разрушает тишину летнего утра. Что побудило расстаться с жизнью молодого человека 15-ти лет? Ответить на этот вопрос пытается герой Александра Абдулова, рассказывающий нам историю своей жизни, в которой были и счастливые, и горькие минуты.

Измена любимой жены и предательство лучшего друга заставили его покинуть семью, когда Володе, которого он ранее считал своим сыном, было всего около пяти…

Последовали годы одиночества, разрубить которые смогло лишь случайное знакомство и несостоявшаяся дуэль. Володя — неизвестно чей сын тем временем вырос. Неловкая интрижка с замужней женщиной, которую мальчик искренне принял за любовь оказалась для него роковой…

«О любви» - художественный фильм режиссёра Сергея Соловьёва по мотивам рассказов Антона Павловича Чехова. Премьера состоялась 8 марта 2004 на МКФ «Лики любви».

Призы

Кинофестиваль «Кино без барьеров»:

2004 - Приз за лучший фильм о детях (Тофик Шахвердиев)
2004 - Приз зрительских симпатий (Тофик Шахвердиев)

Кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи:

2004 - Приз за лучшую мужскую роль (Александр Абдулов)
2004 - Приз имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» (Андрей Головин)

 

Я был наслышан, но не насмотрен якобы о фирменной детали Соловьева - снимать о юном себе, о неразделенной любви и прочее. Может быть, режиссер действительно любит показать свою молодую изнанку, но он делает это необыкновенно хрупко, робко и нежно. И фильм «О любви», исключительно на мой взгляд, лучший, из всех снятых на данный момент Соловьевым.

В семье Смирновых все неоднозначно: где-то ложь, где-то правда. Непонятно, доктор ли отец Володи, или Григорий Степанович, оно и не важно. Когда я увидел глаза героя Абдулова, полные слез и неумолимой тоски, когда он невольно подслушивал очередное откровение собственной жены, я понял, правда только в одном - в стонающем и умирающем Володе за стенкой. И пока мальчик корчился от боли на кровати, мать, которая дрожала на плече у доктора за жизнь сына, почему-то в следующий момент начинает плести сеть лжи, будто Николай Трофимович и есть отец Володи. Так что материнские и прочие чувства Ольги Ивановны я не считаю абсолютно искренними.

В главе «Медведь» продолжает раскрываться женская тема фильма, и Таня Друбич ведет эту тему, выражая в своей героине все, что влечет любого настоящего мужчину: огонь, порыв, страсть, и одновременно холод, долька отчужденности и безмятежности. И герой Абдулова, имевший опыт отношений с множеством женщин, цепляется за этот острый крючок любви. Но в определенный момент в жизни Смирнова снова появляется его прошлая семья - чудом выживший после болезни Володя и стареющая бывшая жена.

Глава «Володя» - самая объемная, проникновенная и даже шокирующая. Преисполненная бесовством и женским лукавством, Нюта окутывает юношу, заставляет его страдать, мучиться, унижаться. Ее забавляет эта первая страсть, которую мальчик всеми силами пытается выразить, ее забавляет его искренность и вера в то, что это и есть настоящие чувства. Да, как слепа и пряма, горяча и безудержна первая мальчишеская любовь, и сколько она страданий приносит. И, признаюсь честно, при просмотре финальной сцены у меня в голове проскочила мысль - лучше бы он умер тогда, в детстве, еще не окутанный ложью, лучше бы умер от самой простой лихорадки, а не от уничтожающей любви. И как же все-таки гадко поступила эта самая Нюта, не думая о том, что в результате ее последних слов, сказанных мальчику, она обрекает себя на муки совести на всю оставшуюся жизнь.

Мне понравился художественный образ не меняющегося времени, постоянной субстанции, выраженного в словах бессмертного Чехова - «через сто, двести лет, жить будет значительно лучше, и мы увидим небо в алмазах...». Безусловно, это сарказм, но очень горький и правдивый. Смешение времен показано и в сцене, когда Володя слушает плеер, в сцене на веранде со съемочной группой.

Что дают время и любовь? Пожалуй, ничего, кроме мудрости и страданий, из которых можно получить важные и полезные уроки жизни.

P.S. Музыка в фильме великолепная, особенно вальс, пока идет титры - хочется слушать и переслушивать.

10 из 10

Teruko

О любви во все времена

Соловьев выбрал для экранизации произведения, написанные Чеховым - это рассказы «Володя», «Доктор» и водевиль «Медведь». Удивительно гармонично связаны эти ранние произведения, на первый взгляд никак не соотносимые и не имеющие ничего общего. Хотя рассказы «Доктор» и «Володя», на мой взгляд, как будто являются продолжением один другого. Но режиссер очень точно отобрал материал для фильма. Герои переходят из одной новеллы в другую. Герой Александра Абдулова, являясь новым персонажем Соловьева, выполняет еще роль повествователя и связующим звеном всех трех частей. Режиссер постоянно экспериментирует в фильме, синтезирует прошлое и настоящее, соединяет технические достижения разных эпох и применяет как титры с ятями, так и параллельный русскому английский текст. Титры с названием каждой новеллы сопровождаются стуком клавиш компьютера, что отображает современную компьютеризированную действительность и все большую глобализацию и американизацию.

Художником картины была воспроизведена полутеатральная обстановка: теплые тона, журчание фонтана, колонны и статуи. Прекрасные костюмы и цвета. В общем, атмосфера чеховской эпохи передана гармонично и без излишеств.

С самого начала фильм держит в напряжении. Мистический антураж... Звучит выстрел. Потом мы видим труп мальчика. «Если ружье появилось в первом акте, в последнем оно обязательно должно выстрелить," - сказал классик, так оно и произойдет. Пистолет постоянно появляется в тех или иных местах по ходу сюжета, но окончательно решает судьбу мальчика в финале. Таким образом, Соловьев применяет кольцевую композицию.

Первой сценкой является «Доктор», мелодрама, где выясняется, чей сын Миша (в рассказе его зовут именно так). Ольга Ивановна нарисована у Чехова одной характерной краской: отчаявшаяся женщина, которая винит себя в болезни мальчика, она осознает все свои грехи, а расплата за них - ее единственный сын. «Вы знаете, без этого мальчика жизнь не имеет для меня никакой цены», ─ говорит Ольга Ивановна доктору. Для усиления водевильности Чехов привносит звуковой рефрен. На даче веселье, и оркестр оттеняют мелодраму, которая разыгрывается в доме. В итоге мы не знаем, остался ли тот больной мальчик жив или нет. У Соловьева продолжение этой истории мы узнаем от героя Абдулова. У него была счастливая семья, сын Володя. Но всему счастью пришел конец, когда мальчик заболел. К тому же, у его жены был роман с лучшим другом семьи, доктором, который вероятно, является отцом Володи.

Бабочка, полюбившаяся Ольге, придает героине дополнительное звучание, она так же перелетает с места на место, но в итоге ни с кем не остается. Она не убережет даже своего сына. Словно предупреждение о ее участи была болезнь сына, и она говорит, что так их наказывает Бог, потому что они не ценили этого ребенка. Проводится своеобразная параллель: смерть бабочки, а затем конец счастья семьи. Рассказ о прошлом, где главный герой в исполнении Александра Абдулова восстанавливает минувшие события, изображены в коричнево-желтых тонах, словно состарившаяся фотография. Современность героев Чехова изображена в ярких, сочных красках, насыщенных цветом, а наша современность, где режиссер показал себя и съемочную группу, изображена в черно-белом цвете. Так режиссер хотел подчеркнуть разность, разноцветность, удаленность от настоящего времени.

В водевиле «Медведь» Чехова комедийность можно наблюдать не только в развязке, но она присутствует во всем произведении: нарочито подчеркнутая скорбь Елены Ивановны Поповой, простоватый грубиян Соловьев; причиной разногласия является денежный вопрос, который задает комичность, основанную на колких репликах героев и их нелепом поведении. У Соловьева водевиль приобретает несколько иной оттенок, появляются фарсовые ноты. Режиссер не акцентирует концовку, она даже наоборот, мелодраматичная. В «ткань фильма» он включает прием литоты, подчеркивающий иронию: карлик, который несколько раз падает в обморок.

Заключительная часть, самая трагичная, - «Володя». Это история о мальчике, который впервые полюбил. Он встречает Нюту, молодую жену архитектора. Для Володи любовь - это прекрасное, светлое чувство. Но Нюта только смеется над ним, развлекается. Она унижает его, показывает никчемным, некрасивым. Это оборачивается грандиозной трагедией для неокрепшего ума. Своевременным связующим звеном детства Володи и уже его юности появляется воспоминание об игре в паровозики, в которую играли с Володей в детстве и о которой он рассказывает позже Нюте. Этот прием позволяет не только связать две чеховских истории в одну, но и привносит ноту трагизма: беззаботность счастливого детства и трагедия настоящего.

Режиссер преобразил художественное пространство в оранжерею, и это своеобразная метафо-ра. Места, в которых происходят события, уже сами по себе напоминает это сооружение. Но можно сравнить и любовь с растением, которое выращивается в искусственной экосистеме. Это чувство хрупкое, требующее заботы и внимания, которое нужно оградить от злобы и пошлости, нужно помочь ему взойти. А когда оно окрепнет, то его, как и растение, можно пересаживать на открытый грунт.

Песни дополняют фильм, обогащая его, внося дополнительные оттенки в смысл происходящего. Очень интересный ход - это выбор песни The Beatles «Happiness Is a Warm Gun» («Счастье - это теплый пистолет»). Вся песня основана на игре слов, которую невозможно полностью передать, сохраняя буквальный смысл. В ней говорится о девушке, которая не слишком скучает, о человеке, у которого глаза блестят, когда он выполняет сверхурочный труд, он сдал жену в Национальный Трест. И припев, который подчеркивает трагичность момента:

Счастье - это тёплый ствол,
Счастье - это тёплый ствол, мама.
Я держу тебя в руке,
Палец мой на спусковом крючке,
Все печали вдалеке,
Поскольку счастье - это тёплый ствол, мама,

Таким образом, режиссеру удалось достаточно своевременно и точно вмонтировать песню в общую канву повествования.

Несомненно, что это картина о любви в разных ее проявлениях. О любви во все времена. Рефреном в фильме звучит фраза одного из персонажей А. П. Чехова: «Через двести лет жизнь на Земле станет невообразимо прекрасной». И действительно, в фильме режиссер сделал встречу XIX и ХХ веков, сравнил их, насколько они похожи. Изменились только внешние детали, техника, - когда CD-плeep заменил фонограф, телевизор заменил проектор, но суть осталась та же. И здесь нет назидательного характера, это скорее игровой прием. Чеховская ирония соединяется здесь с иронией Соловьева.

Пожалуй,

9 из 10

BreeZe...

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.