Орда

Орда
Оценка 6.04 (186 голосов)

 
Дата выхода: 24 Октябрь 2012
Режиссёр: Андрей Прошкин
Продолжительность: 2:05
Просмотрели: 24201

Орда. Веками это слово означало кровавые набеги и унизительную дань для многих стран и народов. Странный и страшный мир со своими законами и обычаями. В середине XIV века власть Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают «московского колдуна» митрополита Алексия. На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.

Орда

Интересные Факты:

 

 

  • Исторический фильм режиссера Андрея Прошкина  рассказывает о сложном моменте истории России. В основе сюжета — эпизод из жизни митрополита Алексия, который в 1357 году исцелил мать хана Джанибека, и тем самым спас Москву — хан отменил поход на Москву. Идея фильма -  показать, насколько трудно было остаться русскими в те времена, в условиях сильного давления другого народа и другой религии.  Сценарий фильма «Орда» Андрей Прошкин получил от студии «Православная энциклопедия» и привлек кинодраматурга Юрия Арабова для того, чтобы доработать его. Критики приняли картину неоднозначно, кто-то обвинял создателей фильма в безверии. Юрий Арабов считает: «Наш фильм о вхождении интеллигента во власть, о самоуничтожении зла, мы делали очень современную картину».
  • Воссоздание быта 14-го века потребовало немало усилий и средств. Декорации Орды были выстроены в Астраханской области, теперь на их базе  там создается музей, а старой Москвы — во Владимирской области. Андрей Прошкин: «У нас изначально была установка, что мы снимаем миф: не конкретное время, 1357 год, а нечто, что я бы условно назвал XIV век. Мы изучили много материалов о монголах, их государствах. А потом, в соответствии со своими ощущениями, спрессовали в «Орде» 100-150 лет». 
  • Для съемок было изготовлено более 3 тыс. предметов реквизита, более 4 тыс. предметов одежды. Съемки проходили с июня по декабрь 2010 года, причем работать приходилось и в условиях 50-градусной жары, пылевых бурь.
  • Бюджет фильма «Орда» составил 360 миллионов рублей.
  • Роль святителя Алексия в фильме «Орда» исполнил Максим Суханов, человек не религиозный и не церковный, великолепно воплотивший на экране роль человека духовного. Максим Суханов: «Мой герой служит вере и правде. И может — в одиночку — противостоять злу. Гиперположительное содержание, конечно, чревато лишенностью драматургичности. Но в этом фильме она неожиданно обретается… в контексте времени. Время, в котором мы живем, контрапунктно моему герою, и это создает драматургию. Для меня в этом образе скрыт призыв к православным иерархам каждый день помнить, что такое гордыня, что такое богатство и что оно — тлен. И что они, как никто, призваны быть примером аскезы, явленной не только во внутренней жизни их души, но и во внешней — всему миру, пастве. Каждое их действие должно возрождать уважение к ним и прославление того истинного, к чему они так призывают».
  • А мать хана, Тандулу, сыграла актриса Роза Хайруллина, актриса «Табакерки». Роза Хайруллина: «Роль Тайдулы ко мне очень долго шла, а затем надолго во мне «поселилась». Тайдула – не совсем человек. Она – степь, ветер, животное… Я так ее и играла – нечеловеческими средствами. Если говорить об органе чувств, то я играла нюхом – ведь Тайдула все нюхает».
  • Роза Хайруллина получила за эту работу  «Серебряного Георгия» за лучшую женскую роль на 34 ММКФ.
  • «Роза Хайрулина — фантастическая, мощнейшая актриса шекспировского размаха. Давно я не получал на площадке такого кайфа. Она сыграла роль Тайдулы — матери хана. У нас два главных героя. При этом Святитель появляется на 40-й минуте и пропадает с экрана минут за 15 до финала. Метраж фильма два часа. Но это не мешает Алексию в исполнении Суханова оставаться главным героем. Такова структура фильма. Здесь два драматургических антипода. Главная опасность исторического кино — ряженые, когда с первых кадров возникает ощущение бутафории и ненатуральности происходящего. Когда мы проводили пробы, то многие очень хорошие актеры, облачившись в исторические костюмы и произнося текст, уходили в некий театр, теряли органику. Это совершенно не говорит о том, что они плохие актеры. Мы добивались естественности в фантастическом мире».
  • Актеров в «Орду» набирали по всей стране и  за рубежом — в Монголии, Бурятии, Якутии, Казахстане, Киргизии, Калмыкии, участие принимают  и актеры из Италии. Андрей Прошкин: «Объездили много мест, изучали базы данных, кого-то обнаружили в Интернете. В итоге основные ордынские роли исполняют якуты. Они грандиозны. В Якутии много театров, актерская школа высочайшего класса».
  • Приз «Серебряный Георгий» 34 ММКФ за лучшую режиссуру.

 

1357 год, Московское княжество. Эпизод из жизни Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, - его поездка в столицу Золотой Орды Сарай с намерением излечить мать хана Джанибека Тайдулу от слепоты.

 

Путешествие в Золотую Орду с размышлениями о судьбах России

Более двухсот лет Золотая Орда держала в страхе княжескую Русь своими разорительными набегами, более двухсот лет Русь вынуждена была терпеть ее иго. Между тем в самой же Орде один за другим сменяют друг друга Великие Ханы, при этом обычным способом престолонаследия становится братоубийство, реальная же власть сосредоточена в руках ханши Тайдулы. Когда последнюю неожиданно одолевает слепота, в Москву отправляют двух гонцов за великим русским колдуном — митрополитом Алексием (Максим Суханов), чтобы тот свершил чудо.

В нашей новейшей кинематографической истории прискорбно мало по хорошему массовых исторических фильмов. Любая попытка снять что-либо о событиях далее чем советской эпохи оборачивается либо несмотрибельной гос заказухой наподобие «Ярослава», либо авторским высказыванием, рассчитанным все-таки на более узкую аудиторию (напр. «Царь» Павла Лунгина). А ведь сколько всего можно снять, бери любой кусок истории и снимай: хочешь глобальный исторический боевик, хочешь голливудский пеплум, а хочешь драму. Режиссер Андрей Прошкин и сценарист Юрий Арабов решили обратиться к истории татаро-монгольского ига, которое кардинально изменило ход российской истории и сыграло важнейшую роль в становлении нашего государство в его нынешнем виде. До сих пор Россия не может определить с кем она, с Европой или с Азией, и фильм «Орда» это такая историческая притча даже не о столкновении двух государств, но о противостоянии двух мировоззрений и культур — азиатской и православной.

Очень интересно посмотреть в фильме именно на образ Золотой Орды, государства державшего в страхе огромную территорию и при этом практически не оставившего после себя никакого наследия. Задача авторов с одной стороны заключалась в том, чтобы создать правдоподобный исторический образ исчезнувшего государства, с другой же стороны это развязывало им руки с точки зрения творчества. Возможно, именно поэтому фильм получился несколько созерцательным. Большая часть фильма посвящена быту и нравам Орды с ее типично азиатской жесткой иерархией и варварским отношением к чужой жизни. К слову, думаю, не случайно название фильма сокращено от полного наименования до простого «орда», которое чисто ассоциативно воспринимается как некая безликая толпа, не имеющая своей воли. В противовес ей православная Русь предстает пусть и подчиненным государством, но государством, у которого есть своя национальная идентичность, стержнем которой является его общая Вера. И тут режиссеру и сценаристу удалось избежать тех ошибок, которые зачастую портят отечественное кино. Не впадая в религиозное мессианство, им удалось создать сложный и противоречивый образ митрополита Алексия, способный держать на себе все идейное содержание фильма. Только самые лестные слова можно сказать и в адрес Максима Суханова, чье погружение в роль достойно всяческих похвал при том, что уровень страстей кипящих на экране сравним порой с нашумевшей лентой Мэла Гибсона о страданиях Христа.

И все-таки жанр притчи должен настраивать зрителя не на увлекательное зрелище, но на достаточно тягучее серьезное повествование. Многим «Орда» покажется затянутой и бессюжетной, и есть в этом доля истины. Другие же найдут в фильме Алексея Прошкина достаточно глубокую, тонкую работу с размышлениями о том кто мы такие и почему мы такие.


pua

 

Чудеса оптом и в розницу

В новейшей истории отечественного кино трудно припомнить фильм, в котором изображение допетровской Руси не было бы похоже на нелепый балаган с ряжеными. В лучшем случае получается нечто невнятное, вроде «1612» (2007) или «Царь» (2009), в худшем — какое-то мракобесие, наподобие «Александр. Невская битва» (2008) или «Ярослав. Тысячу лет назад» (2010). «Преданья старины глубокой», видимо, настолько далеки от нас, что ни актуальной темы там найти не удаётся, ни адекватного воплощения создать. При этом, как ни странно, опыт обращения к смежной с отечественной историей теме становления Монгольской империи в ленте Сергея Бодрова-старшего «Монгол» (2007), был столь удачен, что картина получила мировое признание и даже поборолась за «Оскар». Быть может, именно этот успех сподвиг наших кинематографистов покопаться в истории русско-монгольских взаимоотношений и найти там эпизод, достойный экранизации. Результатом усилий постоянного сценариста Александра Сокурова Юрия Арабова, прославленного оператора Юрия Райского и режиссёра Андрея Прошкина, известного своими жизнеутверждающими камерными драмами, стала картина «Орда».

Итак, Золотая Орда периода упадка. Присутствуют все синдромы скорой и мучительной кончины империи. Первые лица соревнуются в жестокости и величественности, грозят каждому встречному набегами, предаются разврату, сетуют на варварство своего народа и стремительно набирают вес. При этом ханы ритмично сменяют друг друга, неслучайно падая замертво на очередной гулянке, по официальной версии, «подавившись бараньим хрящиком». Что называется, «живут грешно и умирают смешно». Пресыщенные жизнью, они ищут в ней чуда, однако чужеземные волшебники непременно оказываются шарлатанами. Но на сей раз чудо требуется всамделишное: необходимо вернуть зрение матери хана Тайдуле. Заказ на исполнение невозможного поступает митрополиту Алексию, в монгольском понимании, «колдуну». Само собой, от успехов Алексия зависит, придут ли ордынцы жечь Москву или нет.

Первое что впечатляет в картине, это, конечно же, постановочный размах. Масштабные декорации, экстравагантные костюмы и грим, прочий антураж эффективно работают на то, чтобы перенести нас в некий невероятный мир. Столица Орды, — благо почти полное отсутствие источников, характеризующих город, не смутило авторов, а наоборот, позволило разгуляться их фантазии — это такое легендарное место, нечто среднее между Мордором из «Властелина колец» и Татуином из «Звездных войн». Величественность здесь непротиворечиво соседствует с унижением, роскошь — со смрадом, изобилие с нищетой. Москва, появляющаяся в одном эпизоде, на этом фоне выглядит захудалой деревенькой, где ничто не предвещает ни Кремля белокаменного, ни соборов златоглавых.

Одна империя находится на пороге своей гибели, другая — набирается сил в колыбели. Из этого противопоставления напрашивается недвусмысленная аналогия печальной панорамы упадка Орды и с нашим прошлым, и с нашей современностью. Мы-то с Вами знаем, что Москва, в свою очередь, и не раз, станет столицей всевозможных империй, каждая из которых со временем придёт к той же самой агонии, что и империя монголов. Но как бы ни был велик соблазн увидеть в устрашающем и гнетущем изображении Орды метафору нашей современности, подобная трактовка была бы, пожалуй, слишком топорной и притянутой за уши. Орда здесь скорее более обширный образ любой тирании вообще. С присущими этому феномену всевозможными прелестями, вроде правления самодуров, не сознающих своё ничтожество, торжества беззакония, устаревших великодержавных потугов и режущих глаза невозможных контрастов. К слову, слепота Тайдулы, конечно же, тоже является метафорой. Прозрев, она не увидит ничего хорошего, окончательно осознав, в каком направлении шагает её империя.

Авторы, разумеется, не имели цели только лишь иллюстрировать эпизод из жизни православного святого. Следуя общей канве реальных исторических событий, они достаточно вольно, но сугубо в художественных целях, обошлись с хронологией и некоторыми фактами. Это позволило создать философскую притчу, которой, в свою очередь, придали зрелищную форму блокбастера. Увы, при этом возникла проблема, свойственная всем блокбастерам: мораль, следующая из картины, до обидного однозначна. Авторы несут нам, не расплескивая, истину в последней инстанции: чудеса, равно как и совпадения, по щелчку не происходят, за божью милость необходимо искренне пострадать, империи непременно падут, причём по своей же вине. В общем, всё по цитируемому Алексием в фильме Новому Завету: «…кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Получается такая абсолютно правильная философская концепция, после знакомства с которой, особо не в чем сомневаться и не о чем спорить. Что ж тогда делать?

кино умерло

 

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Anna_Iv_O
От пользователя Anna_Iv_O:
Хороший фильм о вере и духовном подвиге. Но если бы в фильме использовался вымышленный персонаж ( а не святитель Алексей) в свете вымышленных событий, то фильм воспринимался бы лучше. А так , в фильме вымышленные события искажают личность святителя…
02:53 / 10.09.2013
сергей 1980
От пользователя сергей 1980:
-Хватит жить по истории- написанные немецкими историками и Романовыми,(а точнее, по переписанной ими истории),опять из славян сделали рабов,аж противно смотреть….не было пришедших с востока.монгол.какой русский мужик стал терпеть триста лет унижений и рабства,в миг хребет переломали бы..Вот приехали монголы на коняках(причем зимой и по враждебной территории:ведь не подохли ведь с голоду),и вмиг всех поубивали обложили данью и уехали в свою монголию….странно что в современной монголии ничего о Чингизхане не знали до сего времени1800_1.gif
16:44 / 16.05.2013
barmalei109
От пользователя barmalei109:
фильм конечно со смыслом, но как-то медленно и печально все.
10:05 / 05.12.2012
Азат7779
От пользователя Азат7779:
Религия у половины монгол было язычество, а другая кирииты–православные, верили в Христа. В фильме монголы показаны мусульманами, что не соответствует исторической действительности.Интересно почему режиссер снимает себе подобных православных монголов в образе дикарей кушающих верблюжьи какашки и пьющих ослиную мочу? Монголы наполовину были православными, что ж этот реальный исторический факт не учла РПЦ ?
Все монголы говорят на современном татарском языке, хотя у монгол есть свой монгольский язык и отличается он от татарского, как японский от русcкого, то есть не имеет ничего общего.
Когда европейцы приезжали в Орду, то они на своих рисунках изображали татар 12–14 веков по внешности как русоволосых европейцев, одетых в богатые меховые одежды, кожанные сапоги, серебрянные доспехи и уж явно они не выглядят на фресках и картинах как варвары–монголы, посмотрите сами и убедитесь в правде, таких картин много, а внизу напись Tatars, то есть татары. Дело в том, что всех воинов Золотой Орды было принято называть татарами, это не этнос или нация, но так как основной гвардией Орды были булгары ( казанские татары), примкнувшие к Батый хану в 1236 году, то за ними и осталось название татары и европейцы на своих картинах изображая татар как цивилизованных людей одетых в богатые одежды писали, что это татары, но вернее было писать, что это Волжские Болгары, но они не знали всех тонкостей происхождения тех или иных этносов России для них все были татарами.
В 1312 году булгары ( казанские татары) начинают рулить Ордой и основной религией становится Ислам, который был религией булгар с 922 года, тогда как монголы были православными кириитами и язычниками. А приняли Ислам потому, что государство Волжская Болгария в период с 7 по 12 век было одним из самых богатых государств мира, превосходила Русь. Болгар поволжья за высокую культуру и уровень богатства называли серебрянными болгарами, булгарские ученые за 200 лет до Коперника доказали, что земля вращается, первыми в мире начали выплавлять чугун. Так как государство Волжская Болгария была торговым государством и преимущественно торговала с Арабским халифатом, то и веру в 922 году болгары приняли мусульманскую. Русь постоянно зарилась на богатства Волжской Болгари и все время совершала на болгарские города набеги, поэтому столица г. Болгар и Биляр, Казань подвергались нападению, эти города находятся на территории современного Татарстана, недалеко от Казани.Из за постоянной агрессии Руси Волжским Болгарам пришлось объединится с Батыем и войти в состав Золотой Орды.
По поводу монголоидности некоторых татар могу сказать, что веками булгары ( КАЗАНСКИЕ ТАТАРЫ) и мадьяры-башкиры жили по соседству и смешивались с ними. Башкиры-финно угры. Монголы здесь не причем, так как у казанских татар отсутсвует монгольская гаплогруппа С.
Оценка фильму НОЛЬ.
21:30 / 25.11.2012
Cmidrib
От пользователя Cmidrib:
sheriff1313:ну ты выдал!! Ты своей жене ночью под одеялом выдавать будешь.Учи историю и словарь Даля,Ещё и гитлера приплёл. ОСВОБОЖДАЛИ!!!!.Тебе лет-то сколько чтобы об этом судить.
19:43 / 09.11.2012
sheriff1313
От пользователя sheriff1313:
ну ты выдал!! 1800_2.gifОСВОБОЖДАЛИ!!!! гитлер тоже освободить хотел!!! идиот ты одним словом!!!!
14:46 / 30.10.2012
familyyy
От пользователя familyyy:
скучно снят, ставлю 2 из 5 за старания воссоздать орду, только орды в таком понимании как описывается в фильме не было. Орда - это русское слово, означает ОР- сила День - свет = ОРДА Освободительное войско во главе с Батькой (Батый - аты баты шли солдаты) Освобождали славян от христианизации (от крестоносцев и т.п.)
22:54 / 17.10.2012
Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.