Осенняя соната / Höstsonaten
На судьбах одной семьи — известной пианистки Шарлотты Андергаст, ее мужа архитектора Юсефа, и их дочерей, Евы и Елены в фильме показывается крушение семейных уз, распад семьи.
Прототипом образа Шарлотты Андергаст стала одна из жен Ингмара Бергмана - пианистка Кэби Ларетай.
Оскар, 1979 год
Номинации:
Лучшая женская роль (Ингрид Бергман)
Лучший сценарий
Золотой глобус, 1979 год
Победитель: Лучший иностранный фильм - «Швеция»
Номинации: Лучшая женская роль (драма) (Ингрид Бергман)
Сезар, 1979 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке
Это один из лучших психологических фильмов Бергмана. Мать и дочь. Какое страшное сплетение любви и ненависти, зла и добра, хаоса и созидания. И всё, что происходит, запрограммировано природой. Пороки матери наследует дочь. Мать потерпела крах, а расплачиваться будет дочь. Несчастье матери должно стать несчастьем дочери. Это как пуповина, которую не разрезали, не разорвали. Неужели это правда? Неужели горе дочери - это триумф матери? Рассуждать, о чем этот великий фильм можно долго, но лучше его посмотреть в одиночестве. Ведь самое удивительное в этом фильме состоит в том, насколько глубоко и верно Бергман сумел выразить психологию женщин, их страдания, душевные муки, страсти и переживания. "Осенняя соната" - прекрасный и, главное, предельно честный гимн женщине, где автор в любви своей не отступает тем не менее перед правдой, доводя до жесточайшего (до полного атеизма) разоблачения человеческой сущности своего кумира, сущности естественной, то есть чувствительной и бесчувственной, безмерно несчастной и непримиримо эгоистичной. Сущности в естественности своей парадоксальной, как парадоксален человек вообще и "всё человеческое, ему не чуждое".
Необыкновенно глубокий и тонкий фильм. «Ты сумела разрушить мою жизнь, потому что сама была несчастна» - говорит Ева матери. Здесь Бергман затрагивает важную проблему человеческих отношений, проблемы семьи. Бергман говорит о том, что родители влияют на счастье и нормальное психологическое состояние своих чад не только на протяжении их детства, но и на протяжении всей жизни их детей. О своей несчастной матери, которая и всей семье причиняла несчастье, Ева говорит: «Таких как ты надо изолировать, чтобы вы никому не причиняли зла». Дальше оказывается, что и мать Шарлоты причиняла ей боль, родители Шарлоты никогда ее не наказывали, но и не ласкали. Всю свою боль, скопившуюся за годы, несчастная Шарлота отдает музыке, но не может отдать ничего своей новой семье. «Пороки матери наследует дочь. Мать потерпела крах, а расплачиваться будет дочь. Несчастье матери должно стать несчастьем дочери?»- сомневается в этой горькой правде Ева. А ее мать не может принять то, что возможно именно она виновата в болезни Хелены. В этом фильме Бергман не только напоминает родителям о том, как важно их влияние на детей, но и напоминает детям, что не стоит быть слишком требовательными к своим родителям, что следует попытаться их понять, быть милосердными и что никогда не поздно дать родителям второй шанс.
Картина Бергмана эмоционально очень сильна. «Мать и дочь. Какое страшное сплетение любви и ненависти! Зла и добра. Хаоса и созидания», - говорит Ева матери. И зритель чувствует эти сильные и противоречивые чувства в сложных отношениях между матерью и дочерью, потому что актрисы играют необыкновенно искренне, хотя им достались крайне сложные роли. Никогда я еще не видела такой чистой, искренней и тяжелой психодрамы.
Фильм построен очень грамотно. Вначале зритель знакомиться с Евой и ее мужем, затем с Шарлотой, а затем зритель не понимает, от чего между Евой и Шарлотой такое сильное напряжение. И тут же находит причины, так как мать и дочь впервые за все годы разбираются в своих отношениях, анализируют прожитые годы. Зритель видит сцены из их прошлого. «Не ройтесь в своем прошлом. Когда открываешь дверь детской, на тебя набрасывается огромное приведение. Потому что ты давно забыл, куда ведет эта дверь», - вспоминает Ева из прочитанного по приезду матери.
И постепенно зрителю открывается, что за привидения мучают мать и дочь, и куда ведет дверь их детских. И тут психологизм достигает своего пика: множество страшных истин открывается не только зрителю, но и самим главным героиням, которые не знают, что с этой правдой делать и как можно с этим всем жить. И дочь, и мать переживают настоящее глубокое потрясение, и Шарлота сбегает, как обычно. Но не все потеряно, Ева просит прощения у матери за свою чрезмерную требовательность и резкое суждение в своем письме. В конце режиссер не просто прочитывает зрителю искупительное письмо Евы к Шарлоте, а показывает нам их живой диалог, где и мать и дочь понимают, что когда все, что накопилось за годы, наконец, было высказано, еще не поздно исправиться вместе, с поддержкой друг друга.
Также стоит отметить музыкальное сопровождение фильма (игра Шарлоты на фортепиано и остальной саундтрек) и операторскую работу (так как самое главное в фильме - главные герои, то их лица были очень близко сняты, а воспоминания с более дальнего расстояния).
10 из 10
Alina Gamilton
В своей книге «Картины» Ингмар Бергман писал: «Я хочу сделать фильм о матери-дочери, дочери-матери, и на эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман - их, и только их...». Набросок «Осенней сонаты» был написан Бергманом в 1976 году за одну ночь, а в 1978-ом на экраны вышел предпоследний шедевр Ингмара Бергмана.
Ева (Лив Ульман), жена милого деревенского пастора Виктора, они живут мирной жизнью прихожан. Страстно мечтая о встрече с матерью, с которой не встречалась уже семь лет, Ева решает пригласить ее к себе в гости. Шарлотта (Ингрид Бергман) - всемирно известная пианистка. Ева же не столь талантлива, как мать, главное её призвание - быть хозяйкой дома, женой, матерью и любящей сестрой. При этом Ева несчастна: мужа она уважает, но не любит, их сын утонул в четырехлетнем возрасте, да и Шарлотта никогда не любила Еву так, как того ей хотелось. Для того чтобы занять себя, Ева забирает из больницы свою больную сестру Хелену, страдающую параличом, которую мать когда-то отправила в клинику для душевнобольных.
В этот-то дом и приезжает себялюбивая, талантливая, несколько взбалмошная, стареющая, но со старостью не примиряющаяся артистка. Всеобщая, искренняя радость при встрече, которой мать и дочь ждали с некоторым страхом и энтузиазмом. Мать в великолепном настроении, но вот она узнает, что в доме находится ее младшая дочь. Известие шокирует ее. «Зачем ты взяла ее?» - спрашивает она у Евы!
А вечером Ева играет для матери на пианино. Мать рассыпается в похвалах, но потом все-таки играет это же произведение Шопена сама. И тем самым тихо, но эффективно не оставляет камня на камне от непритязательной интерпретации дочери.
Ночью Шарлотте снится кошмар. Она встает и идет в гостиную. Ева слышит ее шаги и тоже спускается вниз. И тут происходит великое разоблачение...
«Осенняя соната» - гармонично построенное, как хорошая пьеса, кино. Ясные, оточенные, законченные образы. У меня было ощущение, что я смотрю спектакль, обычно, настолько сильные эмоции возникают, когда смотришь драму в театре.
В «Картинах» Бергман пишет: «Раньше я пытался их обуздать и наставить, но с годами поумнел и научился разрешать им вести себя, как им захочется. Это привело к тому, что ненависть сцементировалась: дочь не может простить мать. Мать не может простить дочь. Прощение - в руках больной девочки». Знающий, что есть боль, умеет чувствовать ее в других.
Невозможно не упомянуть об игре Лены Найман. Ей удалось создать незабываемый образ младшей дочери героини Бергман, девушки, чья личность почти полностью разрушена параличом, однако именно она оказывается куда более человечной, женственной и жертвенной, нежели главные героини.
Осознанно или нет, две великие актрисы, Лив Ульман и Ингрид Бергман, соперничали в кадре и вне кадра, и надо признать, что победила Бергман. Ей удалось создать самый глубокий из образов, воплощенных ею на экране.
Российский киновед В. Соловьев писал: «Индивидуальность Бергман таила в себе нечто завораживающее. Вокруг нее, казалось, царила атмосфера необычайной свежести и чистоты. В игре была смесь непередаваемой грации, поэтического изящества и спокойного реализма, эмоциональной щедрости и внутренней свободы».
Лив Ульман, сочетает в себе детскую чистоту, застенчивость и женскую грацию. Ее голубые глаза смотрят прямо в душу. Великая актриса, красивая женщина...в ее манере двигаться есть что-то очаровательно застенчивое, что и создает ее красоту.
Мать и дочь... сплетение любви и ненависти. Связь между мамой и дочкой разорвать невозможно. Ева - продолжение Шарлотты. Вырастая в обиде на мать, она уходит из родительского дома, не высказав всего, что у нее на душе, со временем начиная ненавидеть мать все больше... Один момент в фильме: девочка ждет, чтобы зайти к матери и дать ей чашку кофе, пока та играет на пианино. Вот откуда эта ненависть. Это мертвая мать и любовь к мертвой матери. И какой парадокс: она пианистка, умеет слышать музыку, но не способна услышать музыку своей дочери.
Шарлотта показана в фильме садистической фигурой. Но и отношение Евы к своему мужу тоже садистично. Виктор все время где-то сбоку, за дверью...Он, скорее, выполняет те функции, которые не может выполнить мать Евы. Ева же, за прошлыми обидами, так и не научилась жить счастливо. Ее ненависть быть может разрушительнее материнского равнодушия. Но у Евы еще есть шанс, излечится от своей ненависти и обрести в себе способность любить. Шарлотта же глубоко несчастный человек. Ее по-настоящему жаль. Ведь она лишена дара любить, впрочем, и ненавидеть кого-либо она тоже не способна. А самое страшное - это равнодушие. Безнадежный финал для матери.
Giulia
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.