Остановился поезд

Остановился поезд
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 03 Август 1982
Продолжительность: 1:36
Просмотрели: 234

Предотвращая катастрофу, погибает машинист поезда. Его считают героем — однако следователь стремится установить истинные обстоятельства трагедии и скоро убеждается, что несчастье стало следствием служебной недобросовестности.

  • Подобный случай, когда случается авария из-за того, что вместо положенного количества башмаков кондукторами ставится под колёсные пары меньшее их количество, произошёл 31 мая 1996 года на перегоне Болотное - Тайга около станции Литвиново Кемеровской области (Кемеровская железная дорога; в настоящее время - Западно-Сибирская железная дорога). В результате этой аварии погибло 19 человек, ранено 59.


Приз за сценарий на МКФ в Сан-Ремо и Государственная премия РСФСР в 1984 году.

 

Остановился поезд

В конце 80-х я смотрел «Воры в законе» Кары и «Маленькую Веру» Пичула, наивно полагая, что эти фильмы значимый слепок происходящего, сконцентрированная реальность. Однако, сейчас я полагаю, что в ленты были скорее запоздалым криком вдогонку, отражающим экзистенцию начала 80-х. А ведь оказывается, были фильмы пророческие, которые не просто отразили суть эпохи, но и предвосхитили будущее. Один из них - «Остановился поезд».

Обычный следователь в захолустье расследует железнодорожную аварию. Простые люди, незамысловатый пейзаж. Да и виновник вроде ясен. Однако, мы имеем дело с человеком принципиальным, который готов идти до конца, и в скромных исполнителях не хочет видеть он преступников. Он полагает, что резкая правоприменительная тактика ведет к сведению к минимуму системы коллективной безответственности.

Прав ли он? Но сразу же, помимо понйтной оппозиции испугавшейся «элиты», он получает и настоящего идейного противника убежденно боящегося репрессий. Он видит в главном персонаже зарождающегося Левиафана и так хочет нивелировать его успехи.

Кто прав в том споре, а кто виноват решать истории. Однако фильм очевидным образом предвосхитил два знаменательных события конца 80-х - гибель «Нахимова» и аварию на Чернобыльской атомной электростанции. Нет смысла повторять детали, но результаты разбирательств и полемика вокруг них, буквально «один в один» калькируют происходящее в фильме Абдрашитова.

Впрочем, можно предложить и иную интерпретацию, включающую в себя соотношение с поездом куда более серьезной и крупной социальной системы, прекратившей свое существование в 90-х. И вот сейчас, по прошествии многих лет, фильм Абдрашитова кажется куда более тактичным и точным, нежели указанные выше конъюнктурные хиты. Это то самое кино, которое не просто навязывает дискуссию, но и предлагает ответы, решения. Даже сейчас, фильм показался мне куда более изящным на фоне эклектичного «Левиафана» Звягинцева.

10 из 10

cyberlaw

В который раз, просматривая какой-нибудь старый советский фильм, ловлю себя на мысли, что тема, затронутая в нём, актуальна и сейчас. Это значит, что страна стоит на месте. По результатам стольких политических событий, череды невзгод и катаклизмов мы остаёмся такими же, какими и были раньше. Хорошо ли это? Мировоззрение обязательно с течением лет должно меняться, а оно у нас не меняется. И если кто-то скажет, что сотни потрясений не выбили народ из колеи, то можно ведь ответить и по-другому: глубоко внутри мы по-прежнему бессознательно-убогие и реагируем только на внешние факторы обустройства быта, не отвлекаясь на извечную мораль.

Одним из аргументов, подтверждающих эту мысль, является то, что в советские времена хоть кто-то, но задумывался о нравственных проблемах общества, хоть и редко, но появлялись глубокие по содержанию, критически оценивающие нашу жизнь фильмы. С плохим звуком и светом, искромсанные множеством чёрных борозд кадры, запечатлевшие болезненные язвы разгильдяйства, безответственности, глупости, хамства. С трудом пробивавшие себе дорогу на широкий экран. И ведь власть понимала, что такие картины обязательно нужны.

Сейчас же таких фильмов нет вообще. И проблем значит нет: всё хорошо, мы сыты, спокойны, счастливы. Нас тревожат только бандиты и коррупционеры, и то только где-то там, не рядом с нами, где-то в другой жизни. А в целом всё вот так вот!!! замечательно, аж большой палец болит, как говорит М. Жванецкий.

Я не случайно начал с такого уничижительного пассажа, потому что мне обидно за наших нынешних режиссёров. Где их по-настоящему искусство? Где боль, где нервы? Куда всё это делось? Непонятно.

В центре фильма идейное противостояние следователя и журналиста, случайно оказавшихся в одном гостиничном номере в момент расследования дела об аварии на путях. Собственно, расследование, по логике событий, нужно только самому следователю (О. Борисов), умному и принципиальному человеку, работающему на совесть, а не «в команде», как принято сейчас говорить, что и раньше подразумевало нечистоплотность, холуйство, следование заранее начертанной линии поведения. Остальным заинтересованным лицам: руководящим работникам партии, начальникам депо, администрации города - правда не нужна. Она неудобна и даже опасна, поскольку тянет за собой целый клубок неразрешимых проблем. С этой точки зрения поведение оппонентов представителя юстиции понятно. Но, как оказывается, правда не нужна и населению городка, которое по-своему - где-то вульгарно по-детски, где-то в просторечно-душевной форме - восстаёт против чужака, ломающего в корне их восприятие происшествия, сформированного заранее деятельностью власти - родной, поддерживающей их во всём и, стало быть, во всём правой. И в этом плане журналист (А. Солоницын), который, оказывается, здесь родился, в полной мере олицетворяет собой их мировоззрение, людей, навсегда свыкшихся с положением вещей и ничего не пытающихся делать, чтобы сдвинуть всё с мёртвой точки.

Конечно, в то время огромную роль играла господствовавшая в стране идеология, имевшая и на бытовом уровне определяющее значение. Каждое событие было до крайности идеологизировано. Отсюда печатное слово, репортаж в теле- и радиоэфире имели вес постулата, поскольку все понимали, что они шли с одобрения и под непосредственным контролем властных структур. Материалы были заказными, а плевать против ветра никто не хотел за исключением редких смельчаков. Бытиё определяет сознание, а сознание здесь - только форма, метод оболванивания. И вот в этой атмосфере «убедительного и достаточного» сама мысль противостояния общепринятой (а стало быть, навязанной) точке зрения кажется просто кощунственной. Обычное разгильдяйство все с готовностью покрывают подвигом машиниста, спасшего жизни пассажиров, но никто не задумывается даже, что в череде пороков такие утраты становятся нормой, а их элементарно можно избежать, если хоть на чуть-чуть, хотя бы для начала, научиться соблюдать законы, правила, инструкции. Если хот на немного, изредка научиться уважать друг друга.

Мораль рождается из правил. А из непослушания рождается толпа.

Виталий_2

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN ivi YouTube

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.