Подмосковные вечера
Тридцатилетняя Катя Измайлова, впервые узнав настоящую страсть, готова уничтожить всех, кто может помешать ее счастью. Застенчивая машинистка превращается в убийцу.
События разворачиваются в наше время, в подмосковном дачном поселке... Катя Измайлова - трогательная, застенчивая, казалось бы, не способная ни на какой отчаянный поступок девушка - замужем за сыном известной писательницы. Будучи невесткой этой талантливой, сильной и влиятельной женщины, она по совместительству перепечатывает ее произведения, так как работает машинисткой. Жизнь Измайловой скучна, однообразна, и в ней нет места для добрых и светлых чувств. Любовь между Катериной и ее мужем уже давно прошла, отношения со свекровью - более чем натянутые. И вдруг между тихой и, казалось бы, бесчувственной Катериной и местным плотником начинается роман. Чувства и страсть настолько захватывают их, что они совершенно перестают ощущать себя в реальном мире и отдавать себе отчет в происходящем.
Плотник для Катерины
Тихие вечера на подмосковной даче. Такая же тихая невыразительная жизнь и у Катеньки Измайловой. Всё её окружение - инфантильный муж и его деспотичная мать-писательница, при которой снохе приходится исполнять роль секретарши, набивающей на машинке новый свекровин роман, страница за страницей. Но вот однажды в их загородном доме появляется плотник Сергей. С этого момента жизнь Катеньки начинает стремительно катиться под откос - в ритме конвульсивных сокращений запоздало пробуженной и потому теперь такой ненасытной матки...
Взяв за основу хрестоматийный криминальный сюжет, адаптирующий лесковскую «Леди Макбет...» к современным реалиям, пригласив на роль Катеньки музу молодой российской режиссуры - утончённую Ингеборгу Дапкунайте, а на роль любовника-мачо Владимира Машкова - первого брутального секс-символа новой эпохи, задействовав под это дело основательный французский капитал, «самый модный российский режиссёр 1990-х» Валерий Тодоровский в своём втором, обыкновенно самом сложном, фильме доказал неслучайность своей причастности к европейскому киномейнстриму.
И хотя «Подмосковные вечера» уже не обнаруживают очевидных признаков «манифеста нового российского кино» (каковым был наречен предыдущий фильм Тодоровского - «Любовь», 1991), эта картина наверняка заинтригует тех зрителей, что предпочитают строгость жанровой модели и отточено-выверенный профессионализм расхристанной неуемности эмоций и роковых страстей. В отличие от Романа Балаяна, за пять лет до этого снявшего «каноническую» «Леди Макбет Мценского уезда», Тодоровский-младший создал новое русское кино из старых добрых жанровых шаблонов, каждым кадром показывая, что хорошо знает творчество Хичкока, Трюффо и иже с ними...
Благодаря стильному изложению кровавый сюжет с двойным убийством не оборачивается беспросветной русской бытовой чернухой, а обретает холодноватый европеизированный лоск. Это качественно выделяет фильм на фоне невзрачного в целом пейзажа российского кино середины 1990-х и безболезненно вписывает в ландшафт кино французского, где в 1970-х-80-х «чёрный триллер» был едва ли не господствующим жанром.
Кроме того, «Подмосковные вечера» максимально очищены от социума. Действие разворачивается в некой почти условной среде: временные ориентиры до такой степени размыты, что нельзя с однозначностью установить, в какой конкретный исторический период происходят события. И если бы герои не изъяснялись по-русски, а в названии не указывалось месторасположение, то любовная история носила бы чисто интернациональный характер.
Основным побудительным мотивом преступления становится проявление неконтролируемых чувств Катеньки, возникших на почве пробудившегося либидо. Ключевой любовно-эротический эпизод фильма, происходящий традиционно для нашего кино - на подоконнике (как в «Такси-блюз», например) - уже не просто обозначил, но и закрепил национальную специфику грубого секса по-русски, куда более «волнительного», в отличие от вялотекущих и субтильных французских соитий.
Этого, правда, нельзя сказать про историю в целом. Томная меланхолия и гремучий морок способны взволновать разве что изощренный эстетов, которых больше заботит безупречно выверенная картинка, нежели эмоции и психология. И судя по стабильному успеху фильма на самых престижных фестивалях, чувственная созерцательность ленты оказалось близка не столько российской публике, сколько зарубежному истеблишменту.
Прорубая окно в Европу, Тодоровский-джуниор осознано отказывался от метафизического груза классической литературы и ограничивался строгими рамками кино-жанра. И если после «Подмосковных вечеров» он ещё не стал законченным классиком, то, во всяком случае, проявил себя как «первый ученик» - ещё не автор с большой буквы, но уже уверенный и знающий свое дело профи.
Малов-кино
Леди Макбет Мценского уезда
Аннотация к фильму даже на треть не отражает его сути.
Перед зрителем разворачивается краткий отрезок жизни одной семьи, матери - писательницы, великовозрастного маменькиного сынка и его жены, серой, заурядной, но только на первый взгляд, машинистки. Женщины приезжают в деревню, где Катя, главная героиня фильма, встречает Сергея, плотника. Встречает и влюбляется...
Сюжет банален и представляет собой интерпретацию, впрочем, довольно вольную, повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Подано приятно, но без лишних красивостей, жизненно и с сумасшедшинкой, какую привносит героиня Ингеборги.
Актерский состав, надо отметить, подобран превосходно. Дапкунайте играет совсем непривычную для себя роль невзрачной барышни, которая ей более чем удается, а Машков прекрасно исполнил роль эдакого «мачо на деревне», которого вроде и жалко, а вроде и нет, потому что неприятный характер.
И если русские фильмы, рассчитанные на широкую аудиторию смотреть в последнее время практически невозможно, то подобные едва ли не артхаусные, ленты поддерживают остатки веры в отечественный кинематограф.
Tarja Mor
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.